Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к вторичному раскрытию информации по сегментам




Учётная политика в отношении сегментов.

При подготовке сегментной информации используется общая учётная политика предприятия, но при этом сегмент не должен восприниматься как отдельная отчётная единица. В связи с этим в общую учётную политику следует включить раздел, непосредственно относящийся к отчётности сегментов и устанавливающий следующие моменты:

- определение сегментов;

- основу для распределения доходов и расходов на сегменты.

МСФО устанавливают требования к раскрытию сегментной информации дифференцированно по форматам отчётности, причём относительно первичного формата необходимо более подробное и обширное раскрытие. МСФО 14 предполагает отражение следующих моментов в отчётности в качестве первичного раскрытия (если первичный формат:

- хозяйственные сегменты – по хозяйственным сегментам;

- географические сегменты по расположению активов – по месторасположению активов;

- географические сегменты по расположению клиентов – по расположению клиентов):

- доходы от внешних клиентов;

- доходы от операций с другими сегментами;

- сегментный результат;

- балансовая сумма активов;

- сегментные обязательства;

- затраты на приобретение основных средств и нематериальных активов;

- расходы на амортизацию;

- не денежные расходы помимо отчислений на амортизацию;

- доля чистой прибыли или убытков и инвестиций по методу участия в ассоциированных компаниях или совместных предприятиях;

- сверка доходов, результатов, активов и обязательств.

Вторичное раскрытие можно рассматривать на примере, приведённом МСФО14 и показанном в табл. 3.12 [2, с. 336].

 

Таблица 3.12

Вторичные раскрытия в случаях, когда первичным форматом являются сегменты:
хозяйственные географические по расположению
активов клиентов
     
Доходы от внешних клиентов по расположению клиентов Доходы от внешних клиентов по хозяйственным сегментам Доходы от внешних клиентов по хозяйственным сегментам
Балансовая сумма сегментных активов по расположению активов Балансовая сумма сегментных активов по хозяйственным сегментам Балансовая сумма сегментных активов по хозяйственным сегментам
Затраты на приобретение основных средств и нематериальных активов по расположению активов Затраты на приобретение основных средств и нематериальных активов по хозяйственным сегментам Затраты на приобретение основных средств и нематериальных активов по хозяйственным сегментам
  Доходы от внешних клиентов по географическим клиентам, если отличаются от расположения активов Балансовая сумма активов сегмента по расположению активов, если отличается от расположения клиентов
Затраты на приобретение основных средств и нематериальных активов по расположению активов, если отличается от расположения клиентов

 

Кроме того, требуются следующие прочие раскрытия:

- доходы для любого хозяйственного или географического сегмента, у которого внешние доходы составляют больше 10 % доходов компании и который не признан в качестве отчётного сегмента, так как большинство его доходов получаются от внутренних передач;

- основа ценообразования межсегментных передач и любые изменения в ней;

- изменения в сегментной учётной политике;

- типы продукции и услуг в каждом хозяйственном сегменте;

- состав каждого географического сегмента.

Аналогом МСФО 14 в украинском учёте выступает П(С)БУ 29 «Финансовая отчётность по сегментам».

 

 

3.6. МСФО 8 «Учётная политика, изменения в бухгалтерских расчётах и ошибках»

 

Понятие учётная политика в МСФО 8 трактуется как конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятия компанией для подготовки и представления финансовой отчётности. В учётной политике основная цель информационной системы финансовой отчётности – обеспечение наиболее полезной информации для пользователей – конкретизируется для условий отдельной организации. В трактовке МСФО 8 принципам отводится первое место в понятии учётная политика. Такой подход можно объяснить:

- во-первых, элементом строгой конкретизации понятия учётная политика, необходимым, с точки зрения составителей, в условиях повышенной неопределённости, сопутствующей экономике развивающейся страны;

- во-вторых, сложностями в разъяснении сущности учётной политики для аудитории, недостаточно подготовленной к восприятию принципов.

Перечисление основополагающих принципов (допущений) и требований могло бы быть перенесено в концептуальный уровень, поскольку эти принципы едины как для самой управляющей информации, для всех стандартов, так и для внутренней управляющей информации. В МСФО 8 подчёркивается необходимость при построении учётной политики брать за основу принципы непрерывности деятельности компании, начисления, последовательности, существенности, однако такой подход не кажется рациональным. В стандарте, касающемся учётной политики, более целесообразным, чем приведение основополагающих принципов (как было показано ранее, их желательно перечислить в документе, раскрывающем концептуальный уровень), представляется в настоящей ситуации отражение принятия решений относительно рискованным моментом концептуального уровня.

В условиях украинской экономики выполнение организацией данных принципов вызывает значительный интерес. Так, чтобы выполнялся принцип непрерывности деятельности, организация должна учитывать всю имеющуюся информацию на обозримое будущее. Степень, в которой эта информация принимается во внимание, зависит от определённых факторов в каждом конкретном случае. Если деятельность организации успешна и у него нет проблем с получением финансовых ресурсов, то допущение о непрерывности деятельности выполняется автоматически. Но во всех других ситуациях организации потребуется рассмотреть широкий спектр факторов, сопряжённых с текущей и предполагаемой рентабельностью, графиками погашения долговых обязательств и потенциальными источниками альтернативного финансирования, прежде чем она утвердится во мнении относительно применимости допущения о непрерывности деятельности.

При формировании учётной политики, согласно МСФО 8, при отсутствии соответствующих МСФО или ПКИ менеджмент должен опираться на собственное профессиональное суждение, преследуя цель, чтобы информация финансовой отчётности, базирующаяся на выработанной учётной политике, характеризовалась:

- уместностью с точки зрения принятия пользователями экономических решений;

- надёжностью;

- возможностью дать достоверное представление о финансовом положении компании;

- отражением экономической сущности операций;

- нейтральностью;

- осмотрительностью;

- полнотой во всех существенных аспектах.

Процедура выбора методов для учётной политики означает ориентацию менеджмента, прежде всего на требования и рекомендации МСФО и ПКИ относительно схожих операций, на определения, критерии признания и методы оценки, изложенные в Концепции МСФО. Кроме того, согласно МСФО 8 руководство может принять в качестве конкретных методов и способов отражения информации в отчётности методы и способы, предлагаемые в национальных стандартах, научной литературе по бухгалтерскому учёту и отчётности, в той мере, в какой они не противоречат МСФО 8.

Международные стандарты требуют, чтобы в результате сжатия информации были представлены классифицированные данные, формирующие статьи, либо в самой финансовой отчётности, либо в примечаниях к ней. При образовании статей бухгалтер должен ориентироваться на принцип существенности, т.е. определять, может ли не раскрытие информации повлиять на экономическое решение пользователей. При этом активы и обязательства, доходы и расходы не должны взаимозачитываться (за исключением случаев, когда стандарты это разрешают или требуют), если они существенны. Принцип существенности относится не только к самим данным, но и ко всем вопросам учётной политики, т.е. к способам ведения учёта при их раскрытии в отчётности. Следует отметить, что организациям уже предоставлена определённая свобода в плане введения дополнительных статей в формы отчётности. Ожидается, что предприятия, основываясь на принципе последовательности, будут представлять и классифицировать статьи одним и тем же образом в течение всех отчётных периодов. Изменения возможны, только если изменённая структура станет постоянной и в дальнейшем или если в новом представлении заключена выгода для пользователей.

Согласно МСФО 8 в финансовой отчётности должна быть представлена сравнительная информация за предшествующий период, что делается для удобства пользователей, повышения ценности информационной поддержки при принятии ими решений.

Следующий важный момент, затрагивающий учётную политику, касается её раскрытия в примечаниях к финансовой отчётности. При этом МСФО 8 делает акцент на описание основ оценки, использованной организацией. Поскольку в условиях перехода на МСФО эта проблема становится наиболее трудноразрешимой, ей следует уделить особое внимание.

Раскрытие других способов ведения бухгалтерского учёта зависит от разрешённой внешней управляющей информацией вариантности. В тех случаях, когда стандарты позволяют организации сделать выбор того или иного метода, в учётной политике должны быть даны соответствующие обоснования и разъяснения. МСФО 8 требует от компании пояснения по каждому конкретному вопросу учётной политики, имеющему существенное значение для правильного понимания финансовой отчётности (в том числе и в областях, не охваченных стандартами).

Изменениями, внесёнными в МСФО 8, устанавливается правило раскрытия информации о неприменении нового МСФО или ПКИ. Даты публикации стандартов (ПКИ) и даты их вступления в действие различаются. Стандарт публикуется всегда раньше даты его ввода в действие. Однако, как уже отмечалось, досрочное применение стандарта (ПКИ) приветствуется. Согласно новому порядку, установленному МСФО 8, если организация ещё не применяет новый МСФО (ПКИ), который вышел, но не вступил в силу, она должна раскрыть факт неприменения новых правил и известные ей (надёжно оцениваемые) данные для оценки возможного влияния новых правил на финансовую отчётность в период первого применения. В случае, когда такую информацию получить невозможно, предприятие обязано раскрыть этот факт.

Если МСФО практически не регламентируют организационные моменты ведения учёта, то в условиях государственного регулирования учётной системы в Украине организации обязаны раскрыть их в учётной политике. Такой порядок нецелесообразен, центр тяжести не должен переноситься на организационные моменты.

Учётная политика, составленная согласно всем национальным стандартам и нормативным документам, по существу, имеет отличия от учётной политики, сформированной в соответствии с МСФО 8. Отличия затрудняют возможность получения достоверной картины финансового положения организации. Большинство из них вызваны следующим: слишком много внимания уделяется моментам, не имеющим значения с точки зрения пользователей, например такие, как организация документооборота, используемая технология обработки учётной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями, и слишком мало методам оценки элементов финансовой отчётности. Эти вопросы особенно интересуют пользователя, принимающего решение в условиях свободного рынка, свободных цен и желающего знать, как предприятие измеряло в денежном выражении все свои ресурсы, результаты деятельности.

Поскольку в отечественном учёте отсутствуют аналоги ряда МСФО, а также имеются отличия в правилах действующих П(С)БУ и МСФО, учётная политика, составленная по рекомендациям П(С)БУ, будет отличаться от учётной политики, сформированной по правилам МСФО 8.

Результат трансформации в бухгалтерской оценке должен включаться в расчёт прибыли или убытка. При этом имеется два вида изменений в бухгалтерской оценке:

1) воздействующие на прибыли и убытки только того периода, когда произошло изменение (например, изменение оценки суммы безнадёжных долгов в текущем периоде касается только текущего периода);

2) влияющие на прибыли и убытки как периода, в котором произошло изменение, так и других последующих периодов (например, изменение срока полезной службы основных средств). Признание изменений в отчёте о прибылях и убытках производится по мере наступления соответствующих периодов.

Если количественное измерение объёма изменений в оценках на результаты текущего периода невозможно, то раскрытию подлежит только характер изменений в оценках.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.