Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эксперимент Шенгер-Крестовниковой

Читайте также:
  1. Активные и пассивные, однофакторные и многофакторные эксперименты
  2. Вопрос 3. Следственный эксперимент и проверка показаний на месте
  3. Выбор средств измерений для проведения экспериментальных исследований.
  4. Вычислительный эксперимент.
  5. Й эксперимент
  6. Коэффициент Дарси при турбулентном движении жидкости, экспериментальные методы его определения
  7. Лекция 17. Пространство-время и гравитационное поле. Искривление простанства-времени. Экспериментальная база современных представлений о пространстве-времени и гравитации.
  8. Лекция 2. Экспериментальный этап развития социальной психологии
  9. Методические основы экспериментов по изучению операций обобщения и абстрагирования
  10. Методы планирования экспериментов
  11. Об интервале съема данных и продолжительности пассивного эксперимента
  12. Определение доверительных интервалов для истенного значения ИВ по экспериментальным данным по известным параметрам распределения

В каждом из приведенных примеров у субъекта развивается хронический стресс из-за того, что ситуация является неконтролируемой, т.е. воздействие остается одним и тем же, но выполняется одно из пяти вышеперечисленных условий.

1.1. Эксперимент Шенгер-Крестовниковой

В лаборатории И.П. Павлова его сотрудница Н.Р. Шенгер-Крестовникова обучала со­баку отличать круг от эллипса, постепенно изменяя форму эллипса так, чтобы он все больше и больше походил на круг. Правильное решение подкреплялось пищей, неправильное — не подкреплялось. Когда соотношение осей эллипса достигло 8:9, собака стала ошибаться и не смогла научиться различать фигуры даже за три недели, а затем у нее внезапно исчезла способность отличать даже вытянутый эллипс и круг. Более того, пропали и все другие условные рефлексы, которые были выработаны прежде. Кроме того «собака, ранее спокойно стоявшая в станке, теперь была постоянно в движении и повизгивала». Таким образом, впер­вые в эксперименте было показано, что неконтролируемая ситуация приводит к нарушениям в поведении.

Безуспешные попытки различить фигуры вызвали неконтролируемый стресс, который через три недели проявился в когнитивном дефиците, аффективной нестабильности и мотор­ных нарушениях. Особенно важно то, что собака не испытывала боли, ее не пугали, собака не голодала — не были использованы биологически вредные для животного стимулы. Единственная причина развившегося расстройства была чисто психологической— невоз­можность решить задачу

В результате неконтролируемой ситуации произошли изменения во всех трех сферах психики экспериментального объекта. У собаки развились:

когнитивный дефицит — собака утратила ранее выработанные навыки;

моторные нарушения—собака постоянно была в движении;

расстройства аффекта — собака постоянно повизгивала.

Расстройство поведения собаки в эксперименте Шенгер-Крестовниковой было вызвано не болевыми или какими-то другими неприятными воздействиями, а исключительно психо­логическим фактором — невозможностью контролировать изменения в среде.

Это эксперимент представляет собой важную веху в изучении психологических мето­дов манипуляции поведением. Несмотря на то что неконтролируемый стресс используется многие тысячелетия для улучшения управляемости человеческих коллективов, именно экс­перимент ШенгерКрестовниковой положил начало количественному изучению последствий психического воздействия, приводящего к депрессивно-подобному расстройству поведения, и изучению физиологических механизмов подобных нарушений.

1.2. Различные способы создания неконтролируемой ситуации

Чтобы стрессорная ситуация оказалась неконтролируемой, стрессор-ное воздействие должно отвечать одному или нескольким из следующих условий: к нему невозможно при­способиться, его нельзя предсказать, его нельзя избежать, от него нельзя избавиться, оконча­ние воздействия тоже невозможно предсказать.



Раздражение должно наноситься нерегулярно. Только в таком случае стресс будет не­предсказуемым и, следовательно, неконтролируемым. Например, сезонное изменение осве­щенности — это абсолютно неизбегаемое, полностью предсказуемое воздействие, которое не вызывает неконтролируемого стресса у всего населения Земли.

Два животных одновременно получают болевое раздражение электрическим током. Одно животное может избавляться от него, переходя в другую половину клетки (или нажи­мая на педаль, или запрыгивая на полку и т. п.). Электрическая цепь собрана таким образом, что, избавляясь от ударов током, животное прерывает подачу тока в соседнюю клетку. Таким образом, оба животных получают одинаковое по силе, длительности и регулярности физиче­ское воздействие. Единственное различие состоит в психологическом факторе контролируе­мости. Первое животное контролирует ситуацию, а второе — нет. Другими словами, первое животное получает контролируемое воздействие, авторов— неконтролируемое. В результате неконтролируемого воздействия развивается выученная беспомощность — депрессивно-подобное состояние, которое может сохраняться несколько месяцев, а в некоторых случаях и всю жизнь.

Одинаковое по физическим характеристикам воздействие вызывает различную реак­цию человека или животного в зависимости от возможности контролировать это воздей­ствие.

Только у тех животных (или людей), которые подвергались неконтролируемому воз­действию, т.е. непредсказуемому и неизбегаемому, развиваются многочисленные расстрой­ства, в отличие от испытывавших такие же болевые ощущения, но в контролируемых усло­виях.

Подвергнутые неконтролируемому воздействию утрачивают способность к приобрете­нию новых навыков, хуже выполняют действия, которым научились раньше, у них изменяет­ся структура сна, ослабляется иммунитет, а на слизистой желудка и кишечника образуются язвы. Самый же драматичный эффект неконтролируемого стресса — агедония, утрата чув­ства удовольствия от привычных форм жизненной активности, прежде всего от еды и секса. Пропадает вкус и воля к жизни. Такое состояние, вызванное неконтролируемым стрессом, получило название «выученная беспомощность». Оно является моделью депрессии челове­ка, т.е. она имеет те же причины, механизмы и проявления, что и самый распространенный психоз, которым страдают от 10 до 20% населения Земли.

В экспериментах широко используется такое, казалось бы, мягкое воздействие, как ли­шение возможности двигаться. Для этого крыс и мышей помещают в пластмассовые стакан­чики, обезьян пристегивают ремнями к креслу. Если это длится несколько часов, то, несмот­ря на удобную позу и даже возможность изменять ее, подопытная крыса или обезьяна проде­монстрируют депрессивные симптомы, которые сохранятся несколько дней или даже недель.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Эксперимент Шенгер-Крестовниковой

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Активные и пассивные, однофакторные и многофакторные эксперименты
  2. Вопрос 3. Следственный эксперимент и проверка показаний на месте
  3. Выбор средств измерений для проведения экспериментальных исследований.
  4. Вычислительный эксперимент.
  5. Й эксперимент
  6. Коэффициент Дарси при турбулентном движении жидкости, экспериментальные методы его определения
  7. Лекция 17. Пространство-время и гравитационное поле. Искривление простанства-времени. Экспериментальная база современных представлений о пространстве-времени и гравитации.
  8. Лекция 2. Экспериментальный этап развития социальной психологии
  9. Методические основы экспериментов по изучению операций обобщения и абстрагирования
  10. Методы планирования экспериментов
  11. Об интервале съема данных и продолжительности пассивного эксперимента
  12. Определение доверительных интервалов для истенного значения ИВ по экспериментальным данным по известным параметрам распределения




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.80.137.168
Генерация страницы за: 0.007 сек.