Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое значение неконтролируемого стресса

Каждый человек, чаще всего не осознавая этого, подвергался неконтролируемому воз­действию и сам создавал неконтролируемые ситуации для других. Практическое значение неконтролируемого стресса для социальной жизни человека состоит в том, что поведение подвергшегося ему животного или человека становится управляемым.

Один из симптомов аффективного дефицита человека и животных с выученной беспо­мощностью— агедония. Она проявляется, в частности, в исчезновении собственных жела­ний. Применительно к человеку — в ослаблении волевых качеств, желании что-либо пред­принимать самостоятельно. Исчезает умение, а главное, желание самостоятельно оценивать происходящее, принимать самостоятельные решения. Поведением челове-ка с ослабленной волей управлять легко, поэтому формирование выученной беспомощности вследствие не­контролируемой ситуации — это старинный и широко распространенный способ манипуля­ции поведением.

Практическое значение неконтролируемого стресса заключается в том, что поведение подвергшегося ему животного или человека становится управляемым.

Человек использует неконтролируемый стресс и для управления поведением живот­ных. Соколиная охота — старинное русское занятие — требовала большого количества обу­ченных птиц. Поэтому пойманного сокола перед началом тренинга не кормили три дня. В ре­зультате неконтролируемого стресса птица становилась управляемой. Аналогичную ситуа­цию, к которой животное не могло приспособиться, создавали лошадям.

Когда государство ставит цель сделать управляемым все общество, оно прибегает к значительно более жестким мерам. Когда за любое действие человек может быть наказан, поскольку государство скрывает законы, постановления и инструкции, незнание которых не освобождает от ответственности, — это неконтролируемая ситуация, в которой оказываются все граждане. Например, император Гай Калигула объявил много новых налогов.

Налоги такого рода объявлены были устно, но не вывешены письменно, и по незнанию точных слов закона часто допускались нарушения; наконец, по требованию народа Гай выве­сил закон, но написал его так мелко и повесил в таком тесном месте, чтобы никто не мог списать.

Один из ярких примеров выработки выученной беспомощности у больших групп лю­дей — «трудовые лагеря» фашистской Германии, активно функционировавшие до начала мировой войны. Их задачей было перевоспитание личности, которое проводилось с помо­щью непредсказуемого стрессорного воздействия. Правила внутреннего распорядка в лагере постоянно менялись, о чем не сообщалось заключенным. При этом любое нарушение этих правил каралось. Кроме этого, достаточно грубого приема, применялась «иррационализация»: заключенных заставляли выполнять действия, лишенные какого-либо смысла. Например, не только рыть ямы и тут же засыпать их, что заключенные могли бы объяснить садизмом конкретного охранника, но и попросту регулярно выслушивать правила внутреннего распорядка, которые и без того были вывешены на каждом столбе. В результате, подобно собаке Шенгер-Крестовниковой, заработавшей невроз в бесплодных попытках по­нять законы окружающего их мира, заключенные всего за несколько месяцев выучивались беспомощности. Они выходили на свободу новыми людьми — лишенными собственной жизненной энергии и, следовательно, легко управляемыми.

Создание неконтролируемых стрессорных ситуаций для формирования выученной бес­помощности широко используется в человеческом обществе с целью повышения управляе­мости как отдельных личностей, так и больших групп населения.

Эффективное применение неконтролируемой ситуации с целью создания выученной беспомощности и повышения управляемости человека описано У. Шекспиром в «Укроще­нии строптивой» — пьесе, которую принято считать «шедевром комедийного искусства». Петруччо, сам и через своих слуг, постоянно унижает жену, морит ее голодом, заставляет де­лать и говорить нелепости. В итоге своевольная Катарина превращается в существо, полно­стью лишенное собственной воли.


Неконтролируемый стресс — это не только средство сделать управляемыми других людей, но это еще и метод тестирования эффективности данной процедуры. Если человек пытается справиться с ситуацией, точнее, изменить неблагоприятный ход событий, значит, У него еще пока не сформировалась выученная беспомощность, следовательно, он еще не до конца управляем и, следовательно, ненадежен. Например, родственники почти всех прибли­женных И. В. Сталина находились в лагерях, обвиненные в измене Родине.

Пример двойного использования выученной беспомощности — и как средства, и как теста — описан И. С. Тургеневым в рассказе «Му-му». Герасим хотя и выполнил указание хозяйки, но ушел от нее, продемонстрировав недостаточную управляемость. Только скорая смерть хозяйки спасла Герасима его от ее закономерного гнева.


Неконтролируемое стрессорное воздействие используется для улучшения управляемости членов сообщества не только в жестких условиях (тоталитарное государство, места заключе­ния, фирмы с напряженной внутренней конкуренцией и т.п.), но и во многих социальных группах, в том числе и в заурядных трудовых коллективах: Управляемость починенных — важнейшая характеристика коллектива, с точки зрения большинства администраторов.

Квалифицированный сотрудник, как правило, более независим, чем неквалифициро­ванный, в силу высокой самооценки, уверенности в себе — в своих знаниях, умений, практи­ческом опыте. Поэтому часто работодатель предпочитает неквалифицированного претенден­та именно в силу его управляемости. Во всяком случае, при оценке качеств кандидатов чаще всего в первую очередь оценивается управляемость, а только потом —профессиональная квалификация.

Решение проблемы управляемости коллектива было найдено очень давно. Два антич­ных автора приводят одну и ту же притчу о тиране, захватившем власть в городе и спросив­шем у опытного коллеги «Как управлять народом?». Тот молча отвел посланника в поле и стал обрывать самые высокие колосья, пока не уничтожил самую красивую и густую часть нивы, а затем отправил его обратно. Простодушный гонец сказал хозяину, что посетил, увы, безумца, который опустошает собственную землю. Но, молодой администратор сообразил, что ему советуют умертвить выдающихся граждан. Что и было исполнено.

В этом методе повышения управляемости сообщества существенно то, что следует удалить (физически уничтожить, заключить в тюрьму, выслать из страны) выдающихся лю­дей независимо от того — чем они выдаются: богатством ли, древностью рода, ученостью, дореволюционным партийным стажем или любым другим талантом. В силу высокой самоо­ценки такие люди независимы, т.е. критически относятся ко всем распоряжениям руко­водства, склонны их комментировать и часто поступают вопреки таким распоряжениям.

В известном афоризме «Хороший начальник должен уметь задать вопрос, ответить на него и объяснить подчиненному, в чем тот не прав» содержится только ничтожная доля шут­ки. Очень часто администраторы поступают именно так. Конечно же, на каждый способ есть десятки вариантов, а на каждый вариант— десятки тонкостей, но общий принцип— делать ситуацию непредсказуемой для подчиненного — всегда соблюдается.

Несколько примеров из практики управления. Выпускнику математического факульте­та, пришедшему на работу в математический институт, предлагают в качестве первого зада­ния взять интеграл. Естественно, этот интеграл является неберущимся. Но новичку сообща­ют об этом только через несколько недель, когда его уверенность в собственных силах будет подорвана бесплодными усилиями, другими словами, используя физиологические категории — когда в результате неконтролируемого стрессорного воздействия у человека разовьются начальные симптомы выученной беспомощности.

Учителя часто занижают оценки проказливым школьникам. Очевидное несоответствие между качеством ответа и полученной оценкой, бесплодные попытки понять, что же именно хочет учитель, вызывают у непоседливого ребенка депрессивно-подобное состояние, одной из особенностей которого является изменение двигательной активности. В итоге такой уче­ник перестает вертеться и болтать на уроке. Таким образом учитель достигает поставленной цели — увеличивает управляемость коллектива.


«Опять двойка» Н. Решетникова

Цель учительницы — вызвать торможение психомоторной актив­ности мальчика во время уроков.

При ведении собраний различного рода некоторые председательствующие намеренно затягивают свое выступление. При таком многоговорении неизбежны повторы, отвлечения от конкретной темы, алогичные переходы. Попытки сотрудников, в первую очередь моло­дых, понять, что именно говорится и какое это имеет значение, обречены на провал. Подоб­ные длинные речи произносятся именно с целью вызвать у слушателей ощущение собствен­ной некомпетентности, неспособности выделить мысль в наборе знакомых слов, понять про­стые, должно быть, вещи. Конечно же, смысл искусственного удлинения речей не только в этом, но повышение управляемости коллектива путем выработки выученной беспомощности — одна из главных задач выступающего председателя.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальный неконтролируемый стресс | Различия между, депрессией и тревогой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.