Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биологический смысл агрессии

Асоциальное поведение и гормоны

Как и для агрессивного поведения, отсутствует прямая связь с гормо­нальным профилем и для других форм асоциального поведения. Количественное соотношение между уровнем гормона в крови и склоннос­тью человека проявлять асоциальное поведение.

Оказалось, что ни уровень тестостерона, ни уровень кортизола (как показателя стресса) не отражают частоту проявления асоциального поведения. Психотропный эффект влияния гормонов на агрессивное и асоциальное поведение заметно проявляется во время полового созревания.

Не обнаружено соответствия между высокой частотой асоциальных пове­денческих актов и высокой концентрацией тестостерона или любых других гормонов.

Так, подростковый негативизм имеет комплексную природу. Подрос­ток недоволен своим положением субординанта в семье. Поэтому он пола­гает, что грубость манер и демонстративное неподчинение взрослым явятся признаками мужественности и повышают его ранг лидерства. Кроме того, он стремится самоидентифицировать себя как члена другого сообщества (не семьи), в котором он имеет более высокий социальный ранг. Реализуя потребность в самоидентификации, подросток может убежать из дома или удовлетворяется созданием метафизического сообщества (Швамбрания). Помимо этих психологических меха-низмов, изменения в поведении подростка имеют не только психологичес­кие, но и биологические механизмы, которые связаны с быстрым ростом продукции андрогенов. Высокие темпы роста продукции тестостерона были причиной нарушения социального поведения во время полового созревания.

Таким образом, именно во время быстрого изменения продукции по­ловых гормонов, они становятся критическим фактором проявления асо­циальной агрессии. У взрослого же человека проявления агрессии, а так­же различных формы асоциального поведения обеспечиваются многими гормонами, но ни один из них не является определяющим для проявления агрессивности как черты личности. Ведущим фактором формирования аг­рессивности является социальный опыт.

Неправильно полагать агрессию деструктивной формой поведения, лишенной у человека биологического смысла.

Если существует некий биологический признак, например форма поведения, то существуют опре­деленные преимущества, которые этот признак дает его носителям.

Агрессия существует примерно столько же, сколько существует жизнь на Земле. Если бы ее единственным смыслом было уничтожение конкурентов, то носители этого поведенческого признака давно бы вымерли, поскольку самый агрессивный быстро остался бы единственным представителем популяции.

С помощью агрессии поддерживается стабильная социальная структу­ра. Определенный социальный статус, конкретное положение в иерархии, установленное с помощью агрессивного поведения, определяет формы социального поведения. Члены одной популяции не тратят энергию при каждой встрече на выяснение соотношения их социальных рангов, а ведут себя в соответствии с имеющимися.

Агрессивное поведение увеличивает доступ к витальным ресурсам. Одним из таких ресурсов являются самки. Агрессивное поведение как по­казатель социально ранга исключительно важно для полового отбора. Благодаря этому эволюционному механизму потомство оставляют главным образом те особи, которые наиболее при­влекательны для женских особей. Появившееся потомство нуждается в за­щите, в том числе и от представителей своего вида. Такая защита была бы невозможна без родительской агрессии.

Основные функции агрессии: поддержание стабильности социальной струк­туры сообщества, обеспечение ресурсами, половой отбор, защита потомс­тва, расселение популяции, обеспечение индивидуального пространства, социальная самоидентификация.

Агрессивное поведение, точнее, агрессивный потенциал служит залогом наличия индивидуального пространства для каждой особи. Индивидуальное пространство необходимо не только как гарантия определенных витальных ресурсов. У человека это одно из непременных требований к психическому комфорту.

Наконец, агрессивное поведение является основой для формирования аффилиативного поведения. Без враждебности к чужим не было бы привязанности к своим.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.