Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологическая концепция личности Дж. Г. Мида




Микросоциологические концепции личности

 

Как уже ранее говорилось, микросоциологические концепции рассматривают проблематику личности непосредственно в поле межличностных взаимодействий. Поэтому процесс развития личности рассматривается в ней через призму ролевых концепций.

Этот подход почти одновременно возник в исследованиях Ч. Кули, Г. Мида и Р. Линтона.

 

Чарльз Кули (1864-1929) – американский социолог и социальный психолог, автор концепции «Зеркальное «Я», один из основоположников теории малых групп. Кули вводит различения первичных групп (ему принадлежит и сам термин) и вторичных. Первичные группы являются основными общественными ячейками и характеризуются интимностью, личностными связями, непосредственным общением, устойчивостью и малочисленностью. В них происходит социализация, формирование личности, усваивающей в ходе взаимодействия-интеракции основные общественные ценности, нормы и способы деятельности. Особое значение при формировании сознания и самосознания ребёнка (а это, по мнению Кули, и есть структура личности) он придавал мнениям и представлениям окружающих его лиц в первичном коллективе – родителей, друзей, соседей.

Мнение окружающих становится настолько важным и существенным для индивида, что под их влиянием у индивида формируется чувство «Я». Другие люди – это зеркала, в которые смотрится индивид. В постоянном общении с другими людьми и формируется его собственное «Я» как некая сумма зеркальных «Я», т.е. человеческое «Я» оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми.

 

Джордж Гербер Мид (1901-1978) – американский философ, социолог и социальный психолог, работавший в Чикагском университете, подход которого к социологии больше всего увязывают с символическим интернационализмом. Сам же Мид называл свой подход социальным бихевиоризмом, чтобы отличать его от более ортодоксального психологического бихевиоризма Уотсона.

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три стадии.

Первая стадия – имитация, когда ребёнок копирует поведение взрослых, не понимая его.

Вторая стадия – игровая, когда дети понимают поведение как исполнение определённых ролей и в процессе игры воспроизводят различные роли. Это развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям смысл, какой придают ему другие члены группы.

Мид полагал, что человеческое «Я» состоит их двух частей: «Я– сам» и «Я- меня».

«Я -сам» – это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом.

«Я- меня» – это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей).

«Я- сам» реагирует на воздействие «Я- меня» так же, как и на воздействие других людей. Поэтому, обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают своё «Я‑ меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатление о себе.

Третья стадия формирования личности, по мнению Мида, – стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы, олицетворяющей общественное мнение. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

 

Психоаналитические теории личности наиболее ярко представлены в трудах З. Фрейда и Э. Эриксона.

Теория развития личности, представленная З. Фрейдом (1856-1939) в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры, а социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Именно в постоянной борьбе с природными инстинктами, с социальным контролем и формируется структура личности, состоящая из трёх элементов:

1. Идоно») – бессознательный компонент личности, являющийся источником внутренней энергии, порождающей стремление к удовольствию;

2. ЭгоЯ») – разумное, сознательный цензор, контролирующий побуждения бессознательного компонента. Эго руководствуется, главным образом, принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряжённость Ид.

3. Суперэго («сверх- Я») – это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Итак, Фрейд рассматривал личностный конфликт как борьбу внутренних потребностей человека и возможностей осуществить их в социально-приемлемой форме. Он изучал процесс реализации инстинктов, отмечая, что какова модель согласования инстинкта и воли, такова и личность.

 

Теория развития личности Эрика Эриксона. Социальный психолог Эрик Эриксон (1902-1994) – основатель психоистории и автор психосоциальной теории жизненного цикла человека. Согласно теории Эриксона, жизненный цикл развития человека состоит из восьми стадий; первые пять приходятся на детство, а последние три соответствуют определённым периодам в жизни взрослых людей.

На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса (даже если он разрешается не полностью). Так, когда мы становимся взрослыми, нам надо решить проблему интимных отношений, проблему выбора между интимностью и одиночеством. В это время мы стремимся к открытым, доверительным отношениям с постоянным партнёром (близость). Если это не удаётся, может произойти разрыв или развод (одиночество). Если проблема выбора между интимностью и одиночеством не решается, может случиться, что всю жизнь человек будет вступать в связь со случайными неподходящими ему партнёрами.

Далее приводятся все стадии развития личности в соответствии с теорией Э. Эриксона.

Восемь стадий человеческого развития по Эриксону.

1. Доверие – недоверие (грудной возраст). Когда младенца кормят грудью, ласкают, баюкают, меняют пелёнки, он узнаёт, в какой мере будут удовлетворены его потребности. Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто о них заботится, то можно считать, что они преодолели первый кризис в своей жизни. Однако в некоторой степени недоверие к окружающим может сохраниться, ведь кризис часто разрешается не полностью.

2. Автономия – стыд и сомнение (1-2 года жизни). Ребёнок учится говорить и бегать не падая. Расширяются его знания об окружающем мире. Именно в этот период особенно ярко проявляется стремление детей к самостоятельности и неповиновению авторитету. Однако именно на данном этапе родители обычно стараются приучить их садиться на горшок. Когда ребёнку предъявляют слишком много требований в такой интимной сфере, он испытывает глубокое чувство стыда и собственной неполноценности; тем самым подрывается его стремление к самостоятельности в окружающем мире.

3. Инициатива – чувство вины (3-5 лет). В этот период у детей наблюдается подвижность, любознательность, работа фантазии. Ярко проявляется дух соперничества и осознание различий между мальчиками и девочками. В результате ребёнок конфликтует с окружающими по поводу того, как далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей.

4. Трудолюбие – неполноценность (младший школьный возраст). Дети учатся выполнять индивидуальные задания, например, читать и работать сообща, – участвуя в действиях, выполняемых всем классом. Они устанавливают отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлять интерес к реальным жизненным ролям: пожарного, лётчика, врача, учителя и т.д. Однако на данной стадии главное значение имеет развитие их уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период они начинают усваивать (и воспроизводить в своём воображении) подлинные роли взрослых. Если ребёнку не удаётся обрести уверенность, он чувствует себя неполноценным.

5. Становление индивидуальности (идентификации) – ролевая диффузия * (юность). В этот период происходят два основных события. По своему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение, в это же время им приходится искать своё место в жизни. Юноши и девушки должны решить вопрос об учёбе в колледже (институте, университете), или найти подходящую работу, выбрать спутника жизни. Неудачи на этой стадии могут отрицательно повлиять в дальнейшем на выбор подходящей работы, партнёров, друзей.

6. Интимность – одиночество (начало взрослого периода). На этой стадии большое значение приобретает ухаживание, брак и другие виды интимных отношений. Человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постоянным партнёром. Однако это не всегда удаётся, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, всегда заканчивающиеся разрывом.

7. Творческая активность – застой (средний возраст). На данной стадии люди, главным образом, осваивают определённую деятельность и родительские функции. Эта стадия даёт ответы на следующие вопросы. Насколько честолюбив тот или иной человек? Выкладывается ли он на работе и с какого момента проявляет особый интерес к своей карьере? Может ли он дать обществу новых членов, родив и воспитав детей? Каким образом он преодолевает неудачи, возникающие на работе и в связи с воспитанием детей?

8. Умиротворение – отчаяние (старость). На этой стадии люди подводят итоги своей жизни; некоторые из них спокойно встречают старость, другие испытывают чувство горечи; многие по-новому осмысливают свою жизнь. Если люди довольны ею, то возникает чувство, что все стадии жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет, наступает отчаяние.

 

Теория развития познания Ж. Пиаже. Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) исследовал когнитивное (умственное) развитие как цепь последовательных стадий социализации личности. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека.

Первая стадия (до 2-х лет) – сенсомоторная – вещь есть, пока ребёнок её видит или чувствует.

Вторая стадия (от 2-х до 7 лет) – преоперациональная – ребёнок начинает различать вещи и символ вещи.

Третья стадия (0т 7 до 11 лет) – конкретно-операциональная – мысленное оперирование понятиями, развитие воображения.

Четвёртая стадия (после 12 лет) – формально-операциональная – происходит формирование абстрактных понятий и осмысление нравственных проблем, размышления о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии.

 

Лоренс Колберг, психолог из Гарварда, придавая большое значение нравственному развитию детей, разработал ещё один подход к этой проблеме, при сильном влиянии Пиаже.

Колберг выделяет шесть стадий нравственного развития, меняющих друг друга в строгой последовательности. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию эмпатии. Колберг не связывает периоды нравственного развития с возрастом. По Колбергу, большинство людей достигают, по крайней мере, третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.

Итак, две первые стадии относятся к детям, которые ещё не освоили понятия о «хорошем» и «плохом». Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрения (вторая стадия).

На третьей стадии люди отчётливо осознают понятия о «хорошем» и «плохом», но в основном, стремятся приспособиться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвёртой стадии люди осознают интересы общества и правила поведения в нём. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание. Как считает Колберг, на этих двух последних стадиях люди способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.

На пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями и способны делать обобщения, представлять себе, что произойдёт, если все будут поступать определённым образом. Так формируется собственные суждения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

На шестой стадии у людей формируется собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку. Это люди-мыслители, достигшие высшей стадии нравственного развития.

 

Подведём итог изложенных выше микросоциологических исследований. Первое, что следует отметить – это, что микросоциология часто заимствует психологические концепции. Социолог не может удовлетвориться тем, что человек выполняет роль, он должен понять, как человек приспосабливается к роли. Как осваивает её. Микросоциология личности не даёт ответа на подобные вопросы. На сегодняшний день можно выделить несколько научных проблем формирования личности, требующих теоретических и практических изысканий.

Первая проблема – конкретный анализ всех процессов формирования целостной личности, составляющий в совокупности и единстве механизм формирования индивида.

Вторая проблема – раскрытие содержания социального механизма формирования целостно развитой личности как факторов одновременного взаимодействия и взаимопроникновения процессов образования личностных отношений обществом и процесс создания личностью отношений общества; формирования новых отношений индивида и общества; и, наконец, отношения формирующейся целостной личности, представляющие собой отношения взаимопроникновения и взаимообогащения общества и личности.

Третья проблема охватывает вопросы духовной основы личности, а точнее, гуманизация общества через социальный механизм формирования целостной личности во всех сферах непроизводственной сферы и, прежде всего, в сфере духовного производства.

 


Приложение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 14866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.