Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента

Пол и гендер

Жизнестойкость, аномалии развития и заболеваемость мужчин и женщин

Особенности строения и функционирования мозга

Половые различия в проявлении свойств нервной системы и темперамента

Половые различия в темпах моторного развития

Пол и гендер

Гендерная психология — раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением. (соотношение понятий пол и гендер)

Под понятием "половой диморфизм" понимают различное строение женских и мужских организмов, феномен, который имеет место и в мире животных.

В настоящее время актуальным является вопрос о половом диморфизме мозга человека.

Известно, что мужской и женский мозг человека отличается по весу. Относительный вес мозга у мужчин больше, чем у женщин. Однако у женщин в неокортексе больше плотность нейронов по сравнению с мужчинами. Поэтому малый вес мозга у женщин не обусловлен меньшим количеством нейронов.

 

2.Половые различия в темпах моторного развития

Половые различия в психомоторике начинают проявляться у детей уже на безусловно-рефлекторном уровне. Так, у девочек по таким рефлексам, как

· глоточный (рвотный при прикосновении к заднему небу),

· хоботковый (выпячивание губ малыша в виде своеобразного "хоботка" в ответ на быстрое отрывистое прикосновение к ним),

· Майера (суставной рефлекс пальцев),

· Кернига (выражается в трудном разгибании ноги в колене, когда она согнута в тазобедренном сочленении),

· контрлатеральный щечный Брудзинского,

гипо- и арефлексия наблюдается чаще, чем у мальчиков.

И только по рефлексу Тромнера (сгибание пальцев кисти при ударе по ладонной поверхности) гипо- и арефлексия чаще наблюдается у мальчиков, чем у девочек.

Мальчики на 2-3 месяца позже, чем девочки, начинают ходить, и на 4-6 месяцев позже — говорить. Однако сроки моторного развития мальчиков и девочек грудного возраста во многом зависят от типа телосложения и в связи с этим могут сильно варьировать.

Во многом благодаря морфологическим и физиологическим различиям, проявляющимся после периода полового созревания, по мышечной силе и быстроте, а также аэробной выносливости лица мужского пола превосходят лиц женского пола (подробности в след лекции).

Сила нервной системы. Необходимо отметить, что существует понятие врожденной слабости нервной системы (недостаточно развиты процессы).В целомдевочек 7-8 лет со слабой нервной системой больше, чем мальчиков того же возраста. Увеличение с возрастом количества лиц, имеющих большую и среднюю силу нервной системы, выражено как у лиц мужского, так и женского пола, но у последних более ярко.

В возрасте 18-25 лет различий между лицами мужского и женского пола в количестве лиц с сильной и слабой нервной системой нет.

Подвижность нервных процессов. Среди мальчиков 7-16 лет количество лиц с подвижностью как возбуждения, так и торможения больше, чем среди девочек. Затем лиц с подвижностью возбуждения больше становится среди женщин.

Баланс нервных процессов. Существенных различий между мальчиками и девочками школьного возраста по балансу нет. До периода полового созревания лиц с преобладанием торможения несколько больше среди девочек.

В пубертатном возрасте лиц с преобладанием торможения больше среди мальчиков.

Возможно, это связано с тем, что этот период наступает раньше у девочек и, следовательно, у них раньше уменьшается (в связи со сдвигом баланса в сторону возбуждения) число лиц с преобладанием торможения.

По количеству лиц с преобладанием возбуждения различий между лицами мужского и женского пола практически не было во всех возрастных группах.

Лабильность ( - Подвижность безусловного возбуждения и торможения, хар-ет уровень активированности). Cущественных различий по лабильности между мужчинами и женщинами нет: лабильность на свет была в среднем равна. Однако были выявленны статистически достоверные различия по КЧМ (критическая частота мелькания) в пользу мужчин.

Свойства темперамента. Установлено, используя опросник Д. Кейрси для выявления типов темперамента, что в выборке мужчин оказалось вдвое больше лиц сенсорного планирующего и вчетверо — интуитивного мыслительного типа.

В группе женщин — вдвое больше лиц интуитивного эмоционального типа. Девушки оказались более экстравертированными, эмоциональными, с более развитой интуицией, и более спонтанными, чем юноши. Юноши же отличались мыслительностью и планомерностью.

Распространенность типов с акцентуацией характера по А. Е. Личко. Выявлено, что у юношей достоверно чаще, чем у девушек, встречается эпилептоидный и гипертимный типы, а у девушек — лабильный и психастенический типы. Остальные типы представлены у тех и других практически одинаково. (циклоидный, астено-невротический, сенситивный, шизоидный, истероидный, неустойчивый, смешанный)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Особенности строения и функционирования мозга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.