Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование финансов автотранспортного предприятия

Финансовый план

Вопросы для контроля

 

1. Как называются цены на продукцию транспорта?

2. Дайте характеристику тарифов грузового автомобильного транспорта и укажите сферу их применения.

3. Как дифференцированы тарифы пассажирского автомобильного транспорта?

4. Какие методы ценообразования применяются для обоснования уровня тарифов автотранспортных предприятий?

5. Как влияет ценовая конкуренция на уровень договорных тарифов?

 

 

Планирование финансовой деятельности предприятия тесно связано с конечными результатами производства, важнейшим из которых в условиях рыночных отношений является общая прибыль или совокупный доход, что требует усиления роли финансов в достижении этих показателей.

В финансовом отношении каждое предприятие выполняет две основные функции: потребляет экономические ресурсы и делает возможным потребление готовой продукции.

Доход предприятия, или прибыль, является в условиях рынка основой самофинансирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности и социально-трудовых отношений персонала. Поэтому максимизация прибыли или доходов является определяющей конечной целью всех видов планирования на предприятии.

Прибыль или доход возникает лишь при условии взаимодействия труда и капитала и сохранения основными факторами производства и капитала их первоначальной стоимости, что предполагает четкое различие между валовой и чистой прибылью.

Разработка финансового плана направлена на решение следующих задач:

- обеспечение предприятия автомобильного транспорта финансовыми ресурсами для гарантирования устойчивой, четкой, конкурентоспособной работы;

- определение источников и направлений движения финансовых ресурсов;

- формирование и развитие финансовых взаимоотношений предприятия с федеральными и местными органами управления, банками, инвестиционными фондами, поставщиками, потребителями.

Разработка финансового плана предприятия предусматривает определение основных доходов и расходов, приходящихся на предстоящий период.

Доходами предприятия признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и/или погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия, за исключением уставных вкладов участников или акционеров.

Расходы предприятия – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества и т.д.) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этого предприятия, за исключением уменьшения уставных вкладов по решению участников, акционеров.

Доходы и расходы предприятия делятся (табл. 3.12.):

- на доходы и расходы от обычных видов деятельности;

- операционные доходы и расходы;

- внереализационные доходы и расходы;

- чрезвычайные доходы и расходы.

Получение доходов – завершающий этап оборота средств в хозяйстве, конечное звено производственно-хозяйственной деятельности организации. Понятие «доходы» является многоэлементным и включает в себя все поступления от различных видов деятельности (выручка, операционные доходы, внереализационные доходы).

Выручкой называются денежные средства от реализации готовой продукции (работ, услуг) за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей, учитываемых при определении финансовых результатов.

На размер выручки АТП влияют: объем перевозок, изменение структуры объема перевозок по классам грузов, расстояние перевозки, степень специализации парка автомобилей, качество услуг, уровень тарифов, формы расчетов и др. Доходами от обычных видов деятельности для автотранспортных предприятий является выручка:

- от перевозок грузов и пассажиров;

- от транспортно-экспедиционных операций;

- от погрузочно-разгрузочных работ;

- от складских операций;

- от предоставления автобусов, легковых и грузовых автомобилей на условиях проката и др.

Доходы от перевозок, других работ и услуг определяются по каждому их виду умножением действующего тарифа на объем перевозок (услуг).

При планировании доходов по перевозкам применяется аналитический метод, основанный на использовании фактически достигнутых доходных ставок по каждому виду перевозок и планируемых объемов перевозок.

Средняя доходная ставка по каждому виду перевозок di определяется делением фактически полученных доходов от i- х перевозок Dперi на выполненный объем транспортной работы Рi:

 


Таблица 3.12

Классификация доходов и расходов предприятия

Доходы и расходы от обычных видов деятельности Операционные доходы и расходы Внереализационные доходы и расходы Чрезвычайные доходы и расходы
Доходы Расходы Доходы Расходы Доходы Расходы Доходы Расходы
Выручка от продажи продукции, (работ, услуг) за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей Себестоимость продаж Поступления, связанные со сдачей во временное пользование активов организации Расходы, связанные со сдачей во временное пользование активов организации Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, присужденные или признанные должником Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, присужденные или признанные предприятием Поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.д.) Расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами
  Коммерческие расходы Поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности Расходы, связанные с оплатой прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности Поступления в возмещение причиненных предприятию убытков Возмещение причиненных предприятием убытков    
  Управленческие расходы Доходы от участия в уставном капитале других организаций и прибыль от совместной деятельности Расходы от участий в уставном капитале других организаций и убытки от совместной деятельности Активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году    

 

Продолжение табл. 3.12

      Поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов (кроме иностранной валюты), продукции Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году Суммы дебиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания    
  Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование денежных средств банком Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование кредитов и займов Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности Курсовая разница      
      Расходы, связанные с оплатой услуг кредитных организаций Курсовая разница Сумма уценки активов (за исключением внеоборотных)      
      Прочие операционные расходы Сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных) Прочие внереализационные расходы      
        Прочие внереализационные доходы        
                                 

 


При использовании грузовых автомобилей, работающих по тарифу, который предусматривает оплату 1 т перевезенного груза, на значение средней доходной ставки оказывают влияние следующие факторы: увеличение или уменьшение удельного веса грузов какого-либо класса; изменение среднего расстояния перевозки (его увеличение способствует снижению указанной ставки); изменение удельного веса грузов, перевозимых по срочным повышенным тарифам; структура парка автомобилей по специализации; прочие причины, связанные с порядком применения тарифов, и др.

При использовании грузовых автомобилей и автобусов, работающих по часовому тарифу, на величину средней доходной ставки оказывают влияние грузоподъемность автомобиля и вместимость автобуса по числу мест для сидения, структура парка и прочие факторы, связанные с порядком применения тарифов, надбавок, скидок и т.д.

На среднюю доходную ставку автобусов, работающих на внутригородских, пригородных и междугородных маршрутах, влияют: структурные сдвиги в объемах пассажирских перевозок; изменение среднего расстояния поездки пассажиров, коэффициента сменяемости на маршрутах, объемов реализации льготных билетов по видам перевозок, а также структура парка автобусов.

Конечным результатом деятельности предприятия является прибыль. По величине прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств, инвесторы – о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики – о платежеспособности предприятия.

Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений, выполняет следующие функции:

1) как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности; значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат деятельности предприятия за определенный период;

2) стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования; содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

3) как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней; налог на прибыль является важнейшим источником пополнения средств бюджета.

Механизм формирования прибыли содержится в «Отчете о прибылях и убытках».

При планировании общей или балансовой прибыли на предстоящий период производственно-финансовой деятельности в ее состав включаются все предусмотренные доходы со знаком «плюс», а также возможные расходы или убытки со знаком «минус» (рис.3.3.).

 

 

 
 

 

 


Рис. 3.3.Планирование и распределение прибыли на предприятии

 

Таким образом, балансовая прибыль предприятия включает: 1) прибыль от продаж; 2) результат от операций с имуществом и финансовой деятельности; 3) результат от внереализационных операций. При этом прибыль от продаж определяется в два этапа. Вначале рассчитывается валовая прибыль как разница между выручкой от продажи, продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров без периодических расходов (коммерческих и управленческих). Затем после вычитания коммерческих и управленческих расходов определяется показатель прибыли от продаж. В случае если в учетной политике организации не принят порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно на уменьшение выручки от реализации, то они отдельно в качестве управленческих расходов не выделяются, а включаются в себестоимость реализованных товаров.

Прибыль от продаж является основной составляющей балансовой прибыли предприятия, поскольку отражает результат от регулярно осуществляемой деятельности по производству и реализации продукции (оказанию услуг), являющейся целью создания предприятия. На ее размер влияют уровень тарифов, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом необязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Одним из важнейших экономических показателей, характеризующих эффективность работы организаций, является рентабельность. Она позволяет судить о результативности деятельности организации в целом, о доходности различных направлений производственно-хозяйственного функционирования, окупаемости затрат, финансовом положении АТП и т.д.

Показатели рентабельности рассчитываются отношением эффекта (чаще всего прибыли) к наличным или используемым ресурсам (капитал, затраты и пр.). Рентабельность в различных формах широко используется в экономическом, финансовом, маркетинговом видах анализа для оценки состояния и перспектив развития организации, разработки и реализации инвестиционной и тарифной политики на автомобильном транспорте.

Рентабельной организацией (или видом деятельности) называют такую, которая после реализации продукции (работ, услуг) покрывает все издержки, обеспечивает расширенное воспроизводство и, кроме того, имеет превышение доходов над расходами.

Рентабельность измеряется в относительных единицах или процентах.

Показатели рентабельности могут определяться с применением балансовой прибыли (Пбал), прибыли от реализации продукции (Преал) и чистой прибыли (Пчист). Их подразделяют на показатели, отражающие доходность капитала и его частей, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиций, а также отражающие прибыльность продаж (оборота).

Рентабельность продаж (оборота) Rп определяется делением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) или чистой прибыли на размер полученного дохода (выручки) Dобщ:

 

.

Экономический смысл этого показателя заключается в оценке предпринимательского аспекта деятельности организации. Он показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. дохода. Чем ближе этот показатель к единице, тем эффективнее осуществляется коммерческая, сбытовая деятельность. Этот показатель может быть рассчитан как в целом по АТП, так и по отдельным видам перевозок, работ и услуг.

Рентабельность производства Rпр находится отношением прибыли к сумме затрат на производство и реализацию Собщ:

 

.

 

Этот показатель характеризует связь прибыли и затрат, т.е. количество прибыли АТП, получаемой с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Он может быть рассчитан по организации в целом и по отдельным видам деятельности (перевозкам).

При определении рентабельности перевозок используют показатели прибыли от перевозок Ппер и затрат на выполнение перевозочной деятельности Спер:

.

 

Рентабельность капитала Rк может рассчитываться как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости капитала К или отдельных его составляющих: собственного, заемного, основного, оборотного и т.д.:

 

.

 

Если среднегодовую стоимость капитала представить суммой основных и оборотных средств, то формула рентабельности капитала может быть представлена в следующем виде:

 

,

 

где ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фон-

дов, руб.; ОС – среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, руб.

Показатель рентабельности, исчисленный таким способом, подвержен резким колебаниям. Он выражен через прибыль, которая в значительной степени связана с себестоимостью и тарифами за перевозку, зависит от эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств.

Существенным недостатком показателя рентабельности является отсутствие универсальности, так как АТП может выполнять различные виды перевозок и услуг, но исчислить их рентабельность сложно, поскольку трудно распределить основные производственные фонды и оборотные средства по видам работ. Поэтому для нахождения рентабельности отдельных видов перевозок или отдельных работ и услуг пользуются отношением прибыли к полной себестоимости, т.е. общей сумме затрат, связанных с этим видом деятельности.

Показатель рентабельности является сложным, учитывающим действие многих факторов. Все мероприятия, направленные на лучшее использование подвижного состава по времени и производительности, на снижение себестоимости и увеличение производительности труда, являются резервами роста рентабельности. Кроме того, резервы увеличения рентабельности – это ликвидация сверхнормативных запасов материальных ценностей, реализация лишних основных производственных фондов, значительное сокращение и устранение непланируемых внереализационных расходов и потерь, строгое соблюдение сметно-финансовой дисциплины по этим расходам.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Планирование тарифов на автотранспортном предприятии | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.