Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция взглядов на предмет экономической теории

Значение эк. Теории и ее связь с эк. Политикой.

1.Эволюция взглядов. «Экономика» 3в до н.э. из Др. Греции. «ойкос» - наука, «номос» - дом хозяйство, закон. Т.е. наука о домашнем хозяйстве. Системы взглядов не было, существовали разрозненные воззрения, кт нашли свое отражение в наскальных рисунках, указах царей, народном эпосе.

1я эк школа. В 16в зародилась– меркантилизм. В переводе – учение, ищущее выгоду в чем-либо. Представитель – англ. Томас Мэн. 16в вошел в историю как век расцвета торговой буржуазии, заинтересованной в поисках источников богатства. Меркантилисты утверждали, что источник богатства в обмене и торговле. Золото – всеобщий воплощение богатства, его абсолютная форма. Тезис меркантилистов – как можно больше золото ввозить и меньше вывозить. Ранние меркантилисты смотрели на торговлю как на улицу с односторонним движением. Экспорт равен импорту, то это нулевой результат. Поздние мерк-ты – за развитие обрабатывающей промышленности на экспорт.

2я школа. Рубеж 16-17вв. Физиократы. Представитель – Франц Кене. «Физис» - природа, «Кратос» - власть. Считали, что источник богатства – не только обмен, но и производство. Ограничивали производство только тем, где имеет место влияние природы, в частности сельское хозяйство. Всех, кто занят обработкой того, что дала природа – бесплодный класс, прибавки к стоимости не дающий.

3я школа. Классическая. Автор – Адам Смит. 18в – развития промышленной буржуазии, технической революции. Промышл. Капитал заинтересован в поисках богатства нации. А. Смит утверждал, что источником богатства нации явл любое производство. Понятие «производство» он понимал как взаимосвязь 4х элементов: производство, распределение, обмен, потребление (производство без потребления бесцельно, а потребление создает импульс развитию произв-ва, прежде чем потребить,надо распределить и обменять). Все эти элементы произв-ва имеют отношение к источнику богатства. Отсюда Смит провозгласил, что эк должна изучать законы, кот управляют произв-м, распределением, обменом и потреблением. Смит назвал 4 столпа рын эк-ки: частная собственность, эк-й интерес, общественное разделение труда, конкуренция – кот в совокупности позволяют эк-е самонастраиваться («принцип невидимой руки»). Отсюда Смит считал, что гос-во не должно вмешиваться в эк-у.

19в прошел под знаком критики классики. 1) Теория мелкобуржуазных эк-в. Фр. Сисмонди. Считали, что развитие капитализма по Смиту бесперспективно, т.к. своим развитием крупный капитал уничтожает мелкое производство, мелкие произв-ли становятся неконкурентны-не имеют доходов-не могут купить, что произвел капитал. 2) Марксистская теория. Представ. Карл Маркс. В произв-ии «Капитал» утверждал, что капиталистическое производство порождает массу противоречий, в 1ю очередь м\у общественной природой производ-х сил и частным присвоением. Отсюда капитализм в перспективе явл умирающим. 3) Историческая школа. С теорией классиков А. Смита взгляд на эк-ю теорию лишен нац-го колорита и слишком обще исслед. Эк-а. Эк. Наука должна описывать хронологию хоз-ва каждой страны. В конце 19в все теории объединились – критика классики. В это время зарождаются 2 важных эк учения: неоклассическое (обновленное учение классиков, Альфред Маршалл, основатель направление «Экономикс»). Уйти от общих положений Смита и заявили, что эк теория должна изучать поведение эк субъектов, деятельность которых разворачивается в рамках 2х обстоятельств – безграничные потребности и ограниченные ресурсы для их удовлетворения. Привлекли достижения австрийской, психологической, математической школ, появились графики, предельные величины. В к. 19 в зародилось течение институционализм. Представ. Критиковали классиков за то, что они исследуют только эк чел-а, хотя на самом деле на поведение эк субъектов влияют традиции, законы, институты, семья, гос-во. Поэтому появились социальный, правовой, экоглогический институционализм. Сейчас все эти течения присутствуют. В 20 в обнаруж. 2 течения, кот. Присутствуют в 21в: Кейнсианское и монетаристское (М. Фридмэн).

1) Кейнсианское учение зародилось в 1\3 20 столетия. Когда мировой кризис показал, что рыночная эк не всегда справляется с эк проблемами с помощью механизмов самонастройки, требуется в вмешательство гос-ва в эк. Процессы (до 60х гг 20в сильное влияние в России, в 60х стало очевидным, что вмешательство гос-ва в эк-у иногда приносит вред)

2) Монетаристская теория – провозгл., что все эк проблемы явл порождением неправельного управления денежной массой. Когда денег мало угнетает эк, много-инфляция.

Наиболее ярко сегодня разв. Институц. Теория.

Вывод: Эк. Наука прошла длительный путь развития и каждое эк учение было своеобразным резонансом на потребности эк-й практики. В эк теории нельзя ставить точку, т.к. появл новые проблемы, значит необходимы новые теории. Пояснения: 1. Кейнсианство – учение, возникшее в 1й 3и 20в. Кейнс. Его главная книга «Теория процента занятости и денег». Согласно его учению гос-во должно регулировать эк-ку, где главный акцент состоялся в регулировании эк-и гос. Расходами. 2. Монетаризм – учение, связанное с М. Фридманом, согласно которому гос-во должно как можно меньше расходовать, а управлять эк стоит опираясь на решение денежной массы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Особенности метода изучения экономики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.