КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос. Регулирование международной торговли
Вопрос. Классические теории международной торговли.
Меркантилизм — система взглядов экономистов XV—XVII веков, ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Представители направления: Томас Мэн, Антуан де Монкретьен, Уильям Стаффорд. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. Основные положения: необходимость поддержания активного торгового баланса государства (превышения экспорта над импортом); признание пользы привлечения в страну золота и других драгоценных металлов с целью повышения её благосостояния; деньги — стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает объём товарной массы; приветствуется протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции; ограничение на экспорт предметов роскоши, так как он ведет к утечке золота из государства.
Теория абсолютных преимуществ Адама Смита Реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных её гражданам. Если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более эффективных методов работы. Естественные преимущества: климат; территория; ресурсы. Приобретённые преимущества: технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.
Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо Специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна и в случае отсутствия абсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объёма производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна, и вина в Португалии ниже, чем в Англии.
Теория Хекшера-Олина Согласно данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Необходимые условия существования: - у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, тенденция к ввозу той продукции, по которой имеется дефицит каких-либо факторов; - развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора; - существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.
Парадокс Леонтьева Суть парадокса состояла в том, что доля капиталоёмких товаров в экспорте будет расти, а трудоёмких сокращаться. Другими словами, эмпирически полученный В.Леонтьевым исследовательский результат противоречил тому, что предполагала теория Хекшера-Олина, и потому получил название «парадокс Леонтьева». Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.). Многочисленные попытки объяснить этот парадокс позволили развить и обогатить теорию Хекшера-Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию, среди которых можно отметить следующие: 1) Неоднородность факторов производства, прежде всего, труда, который может существенно различаться по уровню квалификации. В результате в экспорте промышленно развитых стран может отражаться относительная избыточность не вообще труда, а труда высококвалифицированного, в то время как развивающиеся страны экспортируют продукцию, требующую значительных трудовых затрат неквалифицированных работников. Можно сказать, что в случае парадокса Леонтьева, из США экспортировались весьма своеобразные «трудоемкие» товары, в производстве которых использовался труд, впитавший в себя большие затраты «человеческого капитала». 2) Значительная роль природных ресурсов, которые часто могут участвовать в производственных процессах только в ассоциации с большим количеством капитала (например, в отраслях добывающей промышленности). Это в определенной мере объясняет, почему экспорт из многих развивающихся стран, богатых природными ресурсами, является капиталоемким, хотя капитал в этих странах и не является относительно избыточным фактором производства. 3) Влияние на международную специализацию политики, проводимой государством, которое может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.
Дальнейшим развитием теории Хекшера - Олина можно считать теорию технологического разрыва. Если в той или иной отрасли начинают применяться технологические новшества, то тем самым страна получает сравнительные преимущества. Производя товар с меньшими, чем прежде, издержками, она может получить на мировом рынке дополнительную прибыль. Поэтому экспортеры заинтересованы в увеличении производства данного товара и его реализации на мировом рынке. Однако технологические новшества не могут быть узурпированы той или иной страной: постепенно они становятся достоянием и других стран. В результате ранее образовавшийся технологический разрыв оказывается преодоленным, а первоначальные преимущества утраченными. Тем не менее пока разрыв существует, он оказывает позитивное воздействие на экспорт товаров, в производстве которых использованы новые технологии. Вместе с тем он стимулирует и развитие экономики страны-импортера. В первом случае имеет место своеобразная «технологическая рента», во втором - приобретается более совершенная в техническом отношении продукция, применение которой позволяет повысить эффективность экономики. На практике торговля сохраняется и в случае выравнивания технологического потенциала двух стран. Поэтому поле применения этой теории оказывается суженным.
Теория жизненного цикла товаров. В 60-е годы широкое распространение получила теория жизненного цикла продукта, предложенная в 1966 г. английским экономистом Р. Верноном. В основе этой концепции лежит идея о том, что каждый новый продукт проходит своеобразный «жизненный» цикл. На первом этапе (внедрении) издержки производства нового товара относительно высоки, он доступен лишь ограниченному кругу лиц с высокими доходами, экспорт в целом незначителен. На втором этапе, по мере повышения спроса на продукт выпуск продукта становится серийным, издержки его производства снижаются. Объем поставляемой на экспорт продукции возрастает. Вначале спрос мирового рынка удовлетворяется поставками преимущественно из страны, в которой товар был первоначально внедрен, однако постепенно продукт начинает производиться и в других странах (создаются филиалы, совместные предприятия, продавать лицензии). На третьем этапе (зрелости) общий объем выпуска продукции достигает максимального значения. Рынок уже насыщен, дальнейшего роста производства не наблюдается. При этом зарубежные фирмы, освоившие выпуск товара, пытаются конкурировать с фирмой-пионером даже на ее внутреннем рынке. Наконец, на четвертом этапе вследствие появления новых товаров, более полно удовлетворяющих те же потребности, спрос на первоначальный товар снижается, что приводит к сокращению его производства.
Теория Майкла Портера Данная теория вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности. В основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций). Государственные меры для поддержания конкурентоспособности: воздействие правительства на факторные условия; воздействие правительства на условия спроса; воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли; воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм.
Теорема Рыбчинского Теорема заключается в утверждении, что, если величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли
Теория Самуэльсона и Столпера В середине XX в. (1948 г.) американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера - Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основывают свою концепцию на модели Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.
Регулирование международной торговли осуществляется на национальном и международном уровнях. I. Регулирование торговли на национальном уровне осуществляется посредством выработки и применения внешнеторговой политики. Внешнеторговая политика – система мер государства, направленная на регулирование внешнеэкономической деятельности. Вся история внешнеторговой политики, по существу, сводится к исторически и экономически обусловленной борьбе двух основных ее направлений: 1) Либерализм – принцип внешнеторговой политики, предполагающий невмешательство государства во внешнеторговую деятельность. 2) Протекционизм – принцип внешнеторговой политики, предполагающий вмешательство государства во внешнеторговую деятельность, те или иные формы и методы государственного регулирования. И либерализм, и протекционизм используются государством для успешного развития национальной экономики. С позиции теории сравнительных издержек представляется более рациональным осуществление свободной торговли, не ограниченной какими-либо протекционистскими барьерами. Поэтому сторонники свободной торговли обычно отмечают способность не регулируемого государством рынка обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов международного разделения труда и повысить на этой основе уровень жизни населения стран-участниц. Приверженцы протекционистских мер, со своей стороны, обычно указывают на их необходимость для защиты интересов молодой национальной промышленности, обеспечения занятости населения, его высокого жизненного уровня и т. д. На практике, государство использует либо политику либерализма, либо протекционизма в зависимости от ситуации. Так, например, если какая-либо отрасль народного хозяйства является «слабой» и ее защита от иностранной конкуренции важна для государства, то приоритетно применение протекционистских мер для её защиты. И, наоборот. Важной составляющей внешнеторговой политики выступает таможенная политика. Таможенная политика – система мер, применяемых государством с целью установления определенного режима таможенного налогообложения на импортируемые в страну товары и прохождения ими таможенных формальностей. Основными инструментами таможенной политики выступают тарифные и нетарифные методы ограничения/ стимулирования импорта/ экспорта. 1) Тарифные методы – пошлины – это акцизный налог на импортируемые товары; вводятся они, как правило, с целью получения государством доходов или для защиты внутренних производителей. Среди пошлин можно выделить фискальные пошлины применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны. Ставки фискальных пошлин низкие, так как их целью является не регулирование конкуренции, а обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями. В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют: а) Импортные (ввозные) пошлины – наиболее распространённый как в мировой практике, так и в России вид пошлин; б) Экспортные (вывозные) пошлины – встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти), ВТО призывает к полной отмене таких пошлин; в) Транзитные пошлины – налог на транзит товара через территорию страны. В настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются. В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на: а) Адвалорные – определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации. б) Специфические – устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объёма, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм; в) Комбинированные – при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм. Особые виды таможенных пошлин: а) Специальные – могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в страну товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы страны; как способ пресечения недобросовестной конкуренции; б) Антидемпинговые – предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортёра, чем страны-импортёра; в) Компенсационные – вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров; г) Сезонные – могут устанавливаться для товаров, объёмы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция). 2) Нетарифные методы – нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: субсидирование экспорта, импортные квоты, «добровольные» ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др. а) субсидирование экспорта, осуществляемое в следующих формах: - предоставление низкопроцентных займов и налоговых льгот фирмам-экспортерам или иностранным клиентам; - стимулирование сбыта экспортной продукции за рубежом. б) импортные квоты (контингенты) – количественные ограничения объемов иностранной продукции, разрешенной к ввозу в страну. В результате введения импортных квот выигрывают производители, а потребители проигрывают. Чистый эффект для благосостояния страны оказывается отрицательным. в) «добровольные» ограничения экспорта означают, что страна-экспортер обязуется ограничивать экспорт в данную страну. Основная причина их использования – выгода национальных производителей стран-импортеров, которым ограничение ввоза определенного товара в страну дает дополнительные возможности сбыта своей продукции на национальном рынке. Данный метод аналогичен импортным квотам, однако обходится стране-импортеру дороже, поскольку решения об ограничении торговли принимаются на правительственном уровне. г) демпинг означает продажу товара за границей по цене ниже, чем он продается на внутреннем рынке страны-экспортера, или ниже себестоимости данного товара. К данному методу прибегают в периоды экономических спадов, когда производитель не может полностью продать свой товар на внутреннем рынке, а сокращать производство не хочет. Использование демпинга в мировой торговле рассматривается как форма недобросовестной конкуренции и запрещено правилами ГАТТ/ВТО и национальным законодательством ряда стран. д) торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны определенных видов продукции. В основе таких санкций лежат не экономические выгоды, а политические соображения. Эмбарго наносит ущерб всем участникам международной торговли и является крайней формой нетарифных ограничений во внешней торговле. II. На международном уровне регулирование международной торговли осуществляется при участии ряда международных и общественных организаций: 1) В 1966 году в целях содействия развитию права международной торговли была создана Комиссия ООН по праву международной торговле – это вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН. 2) В 1995 году была основана глобальная международная организация в области правил международной торговли – Всемирная торговая организация (ВТО). ВТО является преемником Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ, с 1947 г.). Участники ГАТТ начали проводить активную международную торговую политику с 50-х годов. Деятельность ВТО в настоящее время направлена на либерализацию внешней торговли. Международные соглашения, инициируемые ВТО, оказывают существенное влияние и на формирование структуры международной торговли. Так, если до 50-х годов на мировом рынке преобладали, в основном товары первичного сектора производства (добывающей промышленности), то, благодаря использованию согласованных принципов в международной торговле под руководством ВТО в ней наметилась тенденция к увеличению доли продукции обрабатывающей промышленности и сферы услуг и информатизации. Страны-участницы в соглашении о создании ВТО достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и услуг. Было принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО. 3) ГАТС. В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них, совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства. ГАТС включает в себя три части: рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, и список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает только один, региональный уровень. Соглашение ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы его деятельности исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств (страны Европы) потерять самобытность своей национальной культуры. Отраслевое регулирование международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным их производством и потреблением. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Например, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм — Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки — Международная морская организация (ИМО). Региональный уровень международной торговли услугами регулируется в рамках экономических интеграционных группировок, в которых снимаются ограничения на взаимную торговлю услугами (как, например, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами. Национальный уровень регулирования касается внешней торговли услугами отдельных государств. Он реализуется через двусторонние торговые договоры, составной частью которых может быть торговля услугами. Значительное место в таких договорах отводится регулированию инвестиций в сферу услуг.
4) Всемирный экономический форум (ВЭФ) – международная неправительственная организация, деятельность которой направлена на развитие международного сотрудничества. Форумы проводятся в Давосе. Членами Всемирного экономического форума (ВЭФ) являются около 1000 крупных компаний и организаций из разных стран мира, в том числе и из России. Начиная 2008 года публикуется доклад ВЭФ о состоянии и стимулировании мировой торговли. Частью доклада является рейтинг стран по степени благоприятности условий для перемещения товаров и инвестиций через границы. По данным доклада 2009 года первое место в списке из 121 страны разделили Сингапур и специальный административный район Китая Гонконг. Последние места рейтинга занимают Венесуэла, Кот-д'Ивуар и Чад. Россия заняла 109-е место по интегральному показателю и 113-е по доступности внешнего и внутреннего рынков.
Перечень стран (государств, зависимых территорий)
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |