Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феноменология

ВВЕДЕНИЕ

 

Свобода – одна из основополагающих для европейской культуры идей. В живом русском языке это слово означает отсутствие ограничений и принуждения, а в соотнесенности с идеей воли – возможность поступать как самому хочется.

Что такое свобода? Некое интегральное свойство такой системы как общество или частное свойство ее отдельных элементов – способность личностей к осуществлению непринужденного выбора? На каких уровнях (природном, социальном, духовном и др.) реализуется свобода? Всегда ли свобода детерминирована или она эмерджентна (внезапна, спонтанна, ничем не обусловлена)?

И.Пригожин писал: «Многовариантное видение мира открывает перед человечеством возможность выбора, означающего, между прочим, и определенную этическую ответственность».[1] Понятие свободы соотносится с такими понятиями как необходимость, закономерность, случайность, ответственность и т.д. Свобода человека, если таковая существует, предполагает определенную связь человека с миром. Наша задача определить, насколько эта связь специфична, какова ее сущность, каковы ее проявления и перспективы ее дальнейшей эволюции.

Ключевым моментом в ситуации, обозначенной нами, как свобода, является выбор возможностей, или возможность выбора вариантов поведения. Акт выбора является также проявлением субъективной воли. Выбор опирается также на бифуркационный взрыв, который поставляет нам возможности и который является объективным процессом, не определяется волей, не зависит от нее.

Что такое воля? Контролируемый сознанием выбор есть воля, т.е. установление некоего соответствия внешних вещей внутренним мыслям, желаниям и идеалам. Ключевые слова здесь – соответствие, контроль, выбор. Отбор же, как понятие более широкое, чем выбор, включает в себя стихийный процесс, неконтролируемый сознанием и волей, где сам человек с его волей является одним из элементов этого процесса.

Воля всегда ограничивается лишь актом выбора, т.е. в первую очередь пространством возможностей, образованных бифуркационым взрывом.

Акт выбора является лишь небольшой частью процесса отбора, поскольку представлен волей индивида (группы). Т.о. свобода проявляется лишь в рамках отбора, притом ограниченного возможностями выбора.

Выбор (как и отбор в целом) может быть представлен на разных уровнях теоретического анализа: феноменологическом, эссенциологическом и эсхатологическом. На этом остановимся подробней.

На феноменологическом уровне (т.е. на уровне явления) мы имеем дело с выбором из спектра возможных бифуркационных структур[2] (возможных путей дальнейшего развития), а не из набора уже фактически имеющихся в наличии структур. Возможные структуры существуют объективно. Если вероятность реализации одной из возможных структур равна единице, то речь идет о неизбежности; если вероятность реализации равна нулю, то речь идет о невозможности. В бифуркационном пространстве мы имеем дело лишь с вероятностью реализации, лежащей между нулем и единицей.

Явление – это действительное проявление сущности объекта, ему отвечает латинское слово actus. Однако нельзя сводить явление только к действительности, явление содержит также и возможность (potentia). Социальное явление (мы будем говорить в основном о социальных явлениях) содержит богатый потенциал возможностей, которые определяются разного уровня условиями и причинами, как существенными, так и несущественными, как необходимыми, так и случайными.

Сущность исследуется только через призму явления. Сущность не наблюдаема непосредственно и открывается через наблюдаемое, внешнее, видимое, являемое (феноменальное). Потому феноменологический уровень анализа – это первый необходимый этап исследования любых объектов, в том числе таких сложных как общество, культура, цивилизация, человек и пр. Таким образом, на этом уровне мы можем рассматривать только феномены, явления (назовем это феноменологией), как наблюдаемые случаи, события, внешне характеризующие и выражающие исследуемый феномен свободы (таков, например, бифуркационный взрыв, в результате которого возникает ряд возможностей, вариантов дальнейшей эволюции системы). И бифуркационный взрыв, и акт выбора – вещи вполне наблюдаемые, эмпирически изучаемые, чувственно фиксируемые, потому и относимые к феноменологии свободы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учебники и пособия | Эссенциология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.