Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика как социальное явление 12 страница




Читайте также:
  1. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
  2. Аристотель. Политика. М., 1911. С. 180.
  3. Архивные материалы по истории Беларуси, их выявление и анализ
  4. Бразилия не подтвердила участия в блоке США против юаня. Стране больше вредит монетарная политика Вашингтона
  5. Бюджетная политика
  6. Бюджетная политика государства
  7. В. 5 Ассортиментная политика
  8. Важным компонентом взаимодействия являются его материальные носители (проводники), без которых невозможно значимое (социальное) взаимодействие.
  9. Валютная система политика и практика использования инструментов международных расчетов.
  10. Введение 1 страница
  11. Введение 2 страница
  12. Введение 3 страница

Главные различия основных разновидностей тоталитаризма отражены в их целях (собственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Этой политической системе присущи следующие черты:

-автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта);

-неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, которые принимает по своему усмотрению;

-опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он в случае необходимости может использовать силу;

-монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. Возможно существования ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям;

-отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внешнеполитические сферы. Власть занята собственной безопасностью, хотя она может влиять на стратегию в других сферах;

-рекрутирование политической элиты путем назначения сверху.

Таким образом, авторитаризм - неограниченная власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющих автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определенные, главным образом политические формы деятельности, в остальном граждане свободны. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких - либо институционных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.).

Авторитарные режимы разнообразны. Это монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты и др. Большинство таких режимов в Азии, Африке, Латинской Америке (Ю. Корея, Чили, Китай, Вьетнам) оправдывали свое существование необходимостью национального освобождения.

В последние десятилетия авторитарный политический строй чаще носил переходный характер и ориентировался на переход к демократии.

В XX век слово “демократия” стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного движения в мире, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало бы этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей . Что же представляет собой демократия и в чем причина ее популярности ?



В современном языке слово “демократия” имеет несколько значений.

I. Первое значение - этимологическое. Связано с происхождением этого термина “демократия” переводится с древнегреческого как “народовластие”. Или, выражаясь языком американского президента Линкольна, “правление народа, избранное народом и для народа”.

II. Демократия - форма устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. В этом случае говорится о партийной, профсоюзной, производственной и даже семейной демократии. Демократия может существовать всюду, где есть организация, власть , управление.

III. Демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К таким ценностям относят свободу, равенство, права человека, народный суверенитет и др.

IV. Демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие. Это движение возникло в Европе для борьбы за освобождение и равноправие третьего сословия.

Как показывает человеческая история, реальная демократия во много далека от демократических ценностей: свободы, равенства и т.д. Между нормативным понятием (исходя из человеческих идеалов, ценностей, пожеланий) и реальностью существует несоответствие, что позволяет усматривать в ней (демократии) элементы утопизма.

Учитывая большое расхождение нормативного и эмпирического понятий демократии и вытекающие отсюда неудобства при использовании этой категории в науке и повседневном языке, Роберт Даль и другие политологи предлагают ввести для обозначения реально существующих государств, называемых демократиями, термин “полиархия”.

“Полиархия”, по Далю - это правление меньшинства, избираемого народом на конкурентных выборах. Демократия же в отличие от “полиархии” - это идеал, предполагающий равное участие всех граждан в управлении. Несмотря на свою достаточную обоснованность, это понятие не получило широкого признания.

Конституирующие признаки демократии:

-Юридическое признание и институционное выражение суверенитета верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия или духовенство выступают официальным источником власти. Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может их периодически сменять и т.д.;

-Периодическая выборность основных органов государства;

-Равенство прав граждан на участие в управлении государством (как минимум равенство избирательных прав). Возможность создавать партии и другие объединения для выражения воли граждан;

-Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства;

Эти требования - минимальные условия, позволяющие говорить о наличии демократической формы правления в той или иной стране. Однако реальные политические системы существенно отличаются друг от друга.

Как же классифицируются демократии? Если взять за основу важнейший принцип - суверенитет народа, то демократия классифицируется в зависимости от того, как понимается сам термин “народ” и как осуществляется им суверенитет. Такое, казалось бы, простое понятие “народ” в истории трактовалось по-разному. До середины XIX века демос (народ) отождествлялся либо со свободными мужчинами (античная демократия), либо с собственниками, либо лишь с мужчинами.

Ограничение народа определенными классовыми или демографическими рамками дает основание характеризовать государства как социально ограниченные демократии и отличать их от всеобщих демократий. Есть в политической теории такой тип правления, как “охлократия” - власть черни, толпы (древнегреческое).

Народ, будучи сложной общностью людей, имеет определенную структуру, состоящую из личностей, групп, коллективов. Отсюда выделяются следующие модели демократии: индивидуалистические - источником власти является личность; плюралистические (групповые) - источником власти является группа; коллективистские - источником является весь народ (нация, класс).

Суверенитет народа - важнейший признак демократии, служащий основанием ее оценки не только с точки зрения понимания термина “народ”, но также по форме осуществления им власти. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную, представительную (репрезентативную).

В прямых формах народовластия граждане сами непосредственно участвуют в подготовке обсуждения и принятия решений. Такая форма сегодня встречается на уровне местного самоуправления (общины, кибуцы).

Представительная демократия. Ее суть в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей.

В зависимости от характера равенства прав граждан на участие в управлении государством демократия делится на политическую, предполагающую лишь формальное равенство, равенство прав, и социальную, основанную на равенстве фактических возможностей участия граждан в управлении государством. Термин “социальная демократия” нашел свое выражение в названии одного из самых влиятельных политических движений XX века - социал-демократии.

Применение четвертого признака демократии - подчинение меньшинства большинству позволят выделить деспотичную демократию, тоталитарную и конституционную.

Суть деспотичной демократией в безграничном подчинении всех сторон жизнедеятельности человека. Это абсолютная, неограниченная власть большинства, связанная с произволом. Если власть большинства требует полного подчинения личности и стремится к установлению над ней постоянного контроля, то демократия становится тоталитарной. Конституционная демократия. Она ставит власть большинства в определенные рамки, ограничивает ее полномочия с помощью конституции и разделения властей и обеспечивает тем самым автономию и свободу меньшинства, в том числе и личности.

 

5.3. Политические режимы.Деление политических систем в известной мере приблизительное. В реальной жизни мы найдем смесь черт и переплетение типов. Вот почему для дальнейшего анализа политической жизни необходимо обратиться к понятию “политический режим”. Оно конкретно описывает социальную разность, вбирает не только общие правила, но и некоторые детали функционирования политических систем.

С помощью понятия “политический режим” в политической науке описываются приемы и методы осуществления власти в обществе. Само слово “режим” часто употребляют в повседневной жизни. Обычно говорят о режиме как о распорядке дня, как о способе работы того или иного механизма - от утюга до космического корабля, - как о способе лечения болезни (постельный режим, амбулаторный режим). Во всех этих случаях речь идет именно о способе действия в той или иной области. Это в полной мере относится и к политической системе, поскольку способы ее действия тоже могут существенно различаться. Политический режим и есть не что иное, как способ функционирования политической системы. Это конкретные формы и методы реализации власти, определенная структура властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти.

Понятие “политический режим” является основополагающим в политологии, однако трактуется оно достаточно вольно. Можно выделить две точки зрения. Согласно первой точке зрения, сводящейся к расширительному толкованию понятия “политический режим”, оно отождествляется с категорией “политическая система”. Это создает известные теоретические сложности, поскольку возникает опасность терминологического дублирования двумя понятиями одного ряда политических явлений. Термины “политическая система” и “политический режим” характеризуют политическую жизнь с различных сторон. Политическая система выявляет характер связей с внешней средой, а политический режим определяет средства и методы реализации общезначимых интересов. Согласно второй точке зрения содержание понятия “политический режим” ограничивается формой правления. Эта точка зрения доминирует в конституционном праве, в котором классификация политических режимов основывается на различии законодательной и исполнительной функций государства и выяснении их соотношения. На этой основе выделяют: режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика), режим сотрудничества (парламентская республика).

Акцентируя внимание на деятельности правительственных структур, не следует игнорировать влияние других политических институтов в представительстве и выражении групповых интересов: партийной системы, групп давления и т.д. Следовательно, форма правления представляет собой наиболее существенный компонент политического режима, однако не исчерпывает его содержания.

При определении сущности политического режима необходим комплексный подход.

С этой целью поставим ряд вопросов, ответы на которые “выхватывают” из политической реальности самое главное, самое существенное. Взятые в совокупности, они воссоздают реальную картину политической жизни общества. Попробуем сформулировать такие вопросы. Это:

Какова мера вмешательства власти в жизнь общества?

Каков характер отношения людей к власти?

Каковы роль и место политического лидера или главы государства?

Каким образом формируются органы власти?

Каковы взаимоотношения между законодательными и исполнительными, центральными и местными органами власти?

Существуют ли в обществе альтернативные политические институты?

Какова мера прав человека?

Каков характер политических идеалов в обществе?

Вопросы напоминают своего рода тест, с помощью которого можно определить характер политического режима в той или иной стране. С помощью этого теста гражданин получает возможность поставить “диагноз” политической системе. А это значит, что он может не только разобраться в процессах, происходящие сегодня, но и в определенной мере предугадать перспективы развития.

Политический режим представляет собой совокупность приемов и методов, с помощью которых осуществляется экономическое и политическое господство и правление.

Политический режим - это своеобразная среда и условие политической жизни общества, это определенный политический климат, существующий в том или ином обществе в данный момент. Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти, поскольку оно непосредственно связано с тем или иным соотношением диктатуры и демократии. Характеристика политического режима в любой отдельно взятой стране дает подлинную картину их соотношения, указывает на существование либо демократии, либо диктатуры как форм и принципов организации общественной жизни. В политической практике государства часто встречается несоответствие характера режима форме правления и наоборот. Это особенно наглядно проявляется в фактической реализации института прав и свобод граждан, в осуществлении принципа социальной справедливости. К примеру, социалистические страны, будучи в юридической оценке форм правления республиканскими, где высшие формы государственной власти выборные, по содержанию политического режима были авторитарными и тоталитарными государствами и поэтому не могли считаться демократическими. А такие буржуазные государства, как Швеция, Норвегия, Бельгия, по форме - типичные конституционные монархии, в достаточно высокой степени демократичные благодаря особенностям политического режима.

Под политическим режимом понимается определенное сочетание системы партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления. А также в содержание понятия “политический режим” включается: принцип легитимности, структура институтов, партийная система, форма и роль государства. Данное определение политического режима стало общепризнанным в европейской политической науке.

Остановимся на характеристике основных компонентов политического режима.

Принцип легитимности Известно, что эффективность воздействия власти на общество определяется не степенью принуждения, а уровнем легитимности режима. Принцип легитимности, по мнению профессора Йельского университета (США) Х.Линца, подразумевает способность власти создавать у населения веру и “убеждение в том, что, несмотря на все их промахи и недостатки, существующие политические институты являются наилучшими, нежели какие-либо другие, которые могли бы быть установлены и которым следовало бы в результате подчиняться”. Убеждение в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, складывается у людей в том случае, если эти решения соответствуют ценностям, разделяемым большинством общества. Как правило, такие ценности отвечают представлениям и требованиям демократии, которая способна сформировать наилучшие институты. Для авторитарных и тоталитарных режимов проблема легитимности не актуальна.

Структура институтов. Воля большинства народа осуществляется через систему политических институтов. Наряду с правом, партийной системой, группами давления, неполитическими структурами, обладающими значительным влиянием на общество (церковь, средства массовой информации), самым важным элементом режима является государство. Способность государства быть эффективным в значительной мере зависит от принципов организации институтов законодательной, исполнительной и судебной власти. Способы формирования высшей государственной власти, принципы организации ее институтов и их взаимоотношения с гражданами выражаются понятием “форма правления”.

В зависимости от того, как организована законодательная и исполнительная власть - на принципе четкого разделения властей или отсутствия строгого разделения их, выделяют парламентскую и президентскую республики.

Парламентская форма политического устройства не предусматривает четкого разделения властей. Народное большинство формируется на основе единой системы голосования - избрания депутатов парламента. Формирование исполнительной власти осуществляется косвенным путем: глава правительства и члены кабинета избираются парламентариями. Следовательно, разделение властей косвенно осуществляется после сформирования правительства. Лидер, получивший поддержку парламента, который контролирует его и, если оно не справляется со своими функциями, задачами, отправляет его в отставку. Плюрализм интересов и права меньшинства отстаивает легально действующая оппозиция. Классический пример парламентской формы правления - Великобритания. Ведущую роль в формировании внутриполитического и внешнеполитического курса страны играет премьер-министр, обладающий широкими полномочиями. Он правит через парламент, чем и определяется его влияние.

Президентская форма политического устройства предполагает строгое разделение властей уже на стадии выборов, что предусматривает наличие у законодательной и исполнительной власти собственного независимого электората. Поэтому в странах с подобной формой правления существует двойная система голосования. Президентская республика основывается на прямом избрании гражданами парламента и главы исполнительной власти путем общенациональных выборов. Затем президент назначает членов кабинета (правительство), руководит его деятельностью. Он ответствен непосредственно перед народом. Двойная система голосования обеспечивает равную легитимность исполнительной и законодательной власти.

Типичным примером президентской модели демократии являются США. Там одновременно правят и президент, и конгресс. Равная легитимность обеих ветвей власти порождает конфликты между ними. Поскольку в США отсутствуют такие традиционные институты парламентаризма, как роспуск конгресса главой государства или ответственность правительства перед законодателями, американская система была вынуждена создавать свои механизмы разрешения конфликтов, которые возникают между ветвями власти. Этому способствовала зрелая политическая культура, предопределяющая набор политических позиций и предпочтений американцев, на которые ориентируются обе ветви власти. В случае возникновения конфликта между ветвями власти роль арбитра выполняет Верховный суд, пользующийся непререкаемым авторитетом в стране, а двухпартийная система позволяет задействовать механизм консультаций фракций демократической и республиканской партий в конгрессе.

Партийные системы. В реализации общественных интересов государство активно взаимодействует с другими политическими силами, которые представляют потребности гражданского общества. Среди них особое значение имеют партии, которые берут свое начало в гражданском обществе и отстаивают интересы его различных групп. Партийные системы определяют сущность политических режимов. Они единолично определяют политический курс, способы его реализации. Однако роль партий в парламентской и президентской формах политического устройствах неодинакова. В парламентских демократиях правительство образуется из представителей одной или нескольких партий, а парламентские выборы превращаются в соперничество партий. Для победы партий необходимы единство действий и строгая дисциплина. Победившая партия или коалиция партий формирует правительство. Без ее одобрения член партии (депутат парламента) не может войти в кабинет.

В президентских демократиях формирование институтов законодательной и исполнительной власти осуществляется путем прямых выборов, а не в результате продвижения кандидата усилиями какой-либо партии. Поэтому влияние партий на предвыборную борьбу невелико, сама же борьба становится соперничеством ярких личностей.

Как отмечалось понятие “политический режим” выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида. Совокупность средств и методов, используемых государством при осуществлении власти, отражает степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. В зависимости от степени социальной свободы индивида и характера взаимоотношений государства и гражданского общества различаются три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический, хотя между демократией и тоталитаризмом как крайними полюсами располагается множество промежуточных форм власти - полудемократические, полуавторитарные, авторитарно-тоталитарные.

Тоталитаризм. Термин “тоталитаризм” происходит от средневекового латинского слова “totalis”, что означает “весь, целый, полный”. Однако на практике тоталитаризм установился в ряде стран в первой половине XX века. Тоталитаризм означает полный (тотальный) контроль и жесткую регламентацию со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и каждого человека средствами прямого вооруженного насилия. Политическая власть поглощает все общество и конкретного человека. Одно из первых определений тоталитаризма было дано лидером итальянских фашистов, основателем первого тоталитарного режима Б. Муссолини (1883-1945). Он определил его суть краткой формулой: “ Все для государства, ничего кроме государства, ничего против государства!”. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Осуществление политического господства над всеми сферами жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть опирается на развитую карательную систему, политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения. Тоталитарные режимы чаще всего возникают в чрезвычайных условиях: нарастающей нестабильности, глубокого экономического и политического кризиса, необходимости быстрого решения стратегических задач. Его установление рассматривается как способ преодоления этих проблем и достижения определенных целей. Выделяют следующие признаки тоталитаризма:

1. Сверхцентрализованная структура власти, имеющая пирамидальную форму, вершину которой венчает вождь (лидер) или группа. Господствующая группа не несет ответственности ни перед каким выборным органом, концентрируя в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть.

2. Монопольная идеология, обосновывающая право режима на бесконтрольное господство. Значение идеологии в тоталитарных режимах обусловлено необходимостью подчинить все население реализации одной цели, как, например, в фашизме объединение нации вокруг идеи создать расовое немецкое государство.

3. Массовая, монопольно властвующая партия, которая формирует политические цели, определяет средства их реализации, осуществляет подбор и расстановку кадров.

4. Разветвленная карательная система.

5. Отсутствие свободного индивида и гражданского общества.

6. Высокая степень милитаризации всех сфер общественной жизни.

Различают три формы тоталитарного режима: итальянский фашизм, немецкий национал-социализм и советский коммунизм.

Существование такой системы невозможно без насилия. Для тоталитарных режимов характерно применение террора и репрессий в гигантских масштабах. В обществе создается обстановка “военного лагеря” или “осажденной крепости”, постоянно выискиваются и беспощадно караются “враги”.

Отношение людей к власти в тоталитарном режиме можно определить как полное слияние с нею. Народ, как правило, безоговорочно поддерживает власть, верит, что она понимает его интересы и выражает их лучше, глубже и мудрее, чем он сделал бы это сам. Вот почему горячо одобряет ее, кричит “ура” и рукоплещет казням.

Необычайно велика в этих условиях и роль главы государства. Он как бы воплощает в себе всю "мудрость", доброту и справедливость власти, ее заботу о людях. Да и сам лидер обычно отождествляет себя с властью, с государством или партией. Так, Гитлер в 1935 г. заявлял: " Партия есть моя частица, а я - часть партии". Замечено, что практически все тоталитарные режимы, будь то в СССР или Германии, Италии или Китае, всегда сопровождаются культом вождя, его прижизненным обожествлением.

Формирование органов власти может различаться по форме, но по сути это всегда назначение на должности, которому предшествует жесткий субъективный отбор. Даже в тех странах, где формально сохраняется процедура выборов, народ не имеет возможности действительно выбирать. Он должен просто соглашаться с предложенной кандидатурой.

Политическая система тоталитарного общества моноцентрична. А это значит, что взаимоотношения центральных и местных органов власти строятся по принципу полного подчинения вторых первым. Центр диктует все, вплоть до решения повседневных, текущих проблем. Точно так же исполнительные органы подчиняют себе законодательные. Аппарат попросту "поглощает" их, оставляя только видимость самостоятельности. На деле же вопросы решаются правящей элитой закрытого типа с помощью чиновничества. Такое построение политической системы не оставляет места альтернативным политическим институтам. В тоталитарном обществе обычно остается одна политическая партия, которая либо остается с государством, либо становится над ним. Такая партия-монополист не допускает никакой конкуренции в сфере политики. Ею преследуются любые, даже казалось бы безобидные, объединения людей по интересам. Очень характерна в этом смысле ситуация, которая описана в известном романе В. Дудинцева "Белые одежды". Группа увлеченных наукой биологов, объединившись для изучения и обсуждения проблем генетики, вынуждена таиться, уходить в подполье. Люди, не посягающие на власть, оказываются в конце концов за решеткой.

В таком обществе сфера запретного значительно больше сферы допустимого. Социальная жизнь строится по правилу "запрещено все, кроме того, что приказано". Права человека, даже если они записаны в каком-то правовом акте, не соблюдаются. Власть на них смотрит как на нечто второстепенное, не главное по сравнению с правами государства. Ставить личное выше общественного считается в тоталитарном обществе зазорным и потому порицается.

Особую роль при этом играет идеология. Она призвана оправдать право такого режима на существование. Идеология тоталитарного общества сама не может не быть тоталитарной. Она пытается объяснить устройство всей общественной жизни, предписать образ мысли и действия каждому гражданину. Кроме того, она объявляет себя полным воплощением истины, "единственно верным" учением. Замечено, сколь бы ни были тоталитарные идеологии различны по своему содержанию, они строятся на отрицании прошлого и настоящего во имя лучшего будущего. Убеждая в его притягательности, тоталитарная идеология оправдывает страдания, жертвы, трагедии настоящего.

Такая идеология не терпит рядом с собой другого мнения, другой точки зрения. Всякое инакомыслие рассматривается ею как зло, подлежащее подавлению и искоренению. Она практически становится новой религией: в ее идеи можно верить, но подвергать их сомнению или научному анализу нельзя.

Такова модель тоталитарного режима. Скажем сразу, что реальные тоталитарные режимы XX века - гитлеровский, сталинский, маоистский и т.п - никогда не повторяли эту модель с абсолютной точностью, хотя и были очень близки к ней. При всем своем старании тоталитарная власть не смогла подчинить себе все. Даже в условиях террора и репрессий оставались в обществе "очаги сопротивления" - семья, религия, искусство, наконец просто мысли отдельных людей. Вот почему, когда тоталитарные режимы рушатся, общество оказывается способным изменить себя.

Крах тоталитарных режимов неизбежен, и не только потому, что они жестоки и не имеют морального права на существование. Причины их падения кроются в ограниченных возможностях для развития, плохой приспособленности к меняющемуся миру. Государство, где в зародыше уничтожается всякая свободная мысль, запрещается всякое свободное действие, лишается притока новых идей, инициативы, творческих исканий. Оно демонстрирует свою неэффективность и в экономике, и в социальной сфере, и в культуре. Это может проявиться не сразу, но рано или поздно обнаружится обязательно.

Одним из вариантов тоталитаризма может считаться режим, сложившийся в нашей стране в 20 - 50-е годы, который мы называем сталинским режимом. Сталинизм представлял собой систему власти, построенную на идее диктатуры пролетариата. В реальной жизни эта идея постепенно трансформировалась в диктатуру коммунистической партии, ее вождей и в конечном счете одного человека. Пользуясь ничем не ограниченной властью, Сталин и созданная им партийно-политическая элита подчинили развитие общества единой отдаленной цели - построению коммунизма. Для этого была создана жесткая система контроля за деятельностью всех без исключения граждан, которая с неизбежностью породила и систему насилия. По различным данным, в эти страшные годы в стране подверглись репрессиям от 20 до 40 млн. человек. В число "врагов народа" попали не только те, кто действительно был не согласен с подобной системой, но и те, сто верно и преданно служил ей. Видимость законности сохранялась: существовала конституция, в стране проводились выборы, работали суды, была даже адвокатура. Но все это было не более, чем декорацией. Реальность полностью попирала законность.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 122; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.91.171.137
Генерация страницы за: 0.012 сек.