Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III вопрос

Ощущения – форма отражения адекватных раздражителей. Ощущения имеют свои специфические раздражители, но разные виды ощущений характеризуются общими для них свойствами.

1. Качество – это основная особенность данного ощущения отличающего его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

2. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3. Длительность ощущения – временная характеристика. Определяется временем действия раздражителя. При воздействии раздражителя на органы чувств, ощущения возникают не сразу, а спустя некоторый отрезок времени. Ощущение и не исчезает одновременно с прекращением раздражителя.

4. Пространственная локализация дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной.

Различные органы чувств могут быть более или менее чувствительными к отображаемым ими явлениям. Чувствительность органов чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызывать ощущения. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.

Раздражители меньшей силы – подпороговые – не вызывают возникновения ощущений, сигналы о них не передаются в кору головного мозга. Однако подпороговые импульсы не безразличны для организма. В клинике нервных болезней получили факты, когда слабые подкорковые раздражители создают в коре больших полушарий доминантный очаг и способствуют возникновению галлюцинаций.

Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между ними существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Очень высока чувствительность зрительного и звукового анализатора. Человеческий глаз способен видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии до 27 км.

Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой возникает еще адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителя вызывает в рецепторах лишь болевое ощущение (слепящая яркость).

Величина нижнего и верхнего абсолютных порогов зависит от различных условий: характера деятельности, возраста человека, состояния рецептора, т.п.

С помощью органов чувств мы можем различать раздражители по их силе и качеству.

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающие едва заметное различие ощущений, называется порогом различения, разностным порогом. Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора.

При непрерывном и длительном воздействии какого-либо раздражителя на соответствующий рецептор приспосабливается к нему, впоследствии чего, начинает снижаться интенсивность нервных возбуждений, передаваемых от рецепторов к коре, что лежит в основе адаптации.

Адаптация (приспособление) – это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Различают 3 разновидности этого явления:

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Например: легкий груз на теле вскоре перестает ощущаться, исчезают обонятельные ощущения, когда мы попадаем в атмосферу с приятным запахом. Но полной адаптации зрительного анализатора не происходит, объясняется это компенсацией неподвижности раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата.

2. Притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например: при погружении руки в холодную воду через некоторое время интенсивность ощущения вызванного раздражителем (холодом) резко снижается.

3. Повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяют как позитивную адаптацию. Например: в температурных ощущениях (предварительно охлажденная рука чувствует тепло).

Все виды адаптации особенно проявляются в сфере слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса и свидетельствует о большой пластичности организма, его приспосабливаемости к условиям среды. Это явление объясняется процессами в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снимающим чувствительность.

Интенсивность ощущений зависит от силы раздражителя, уровня адаптации, раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов, называется взаимодействием ощущений.

Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора, и наоборот, ухудшают, если в качестве раздражителя применяется громкий звук.

Все анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Повышение чувствительности в результате взаимодействия называется сенсибилизацией.

Слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко распространяется. В результате повышается чувствительность другого анализатора.

При действии же сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий тенденцию к концентрации. Это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности.

Взаимодействие ощущений проявляется в еще одном роде явлений – синестезии.

Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У различных людей нет совпадения в синестезиях, однако они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при взаимодействии зрительных раздражений, вкусовых – в ответ на слуховые раздражители, т.п.

Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Выделяют две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

1. Сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота).

2. Сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.

Утрата зрения или слуха компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, у них развито осязание.

Специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета, а для нетренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми.

Все это – доказательство того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.

ТЕМА: ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ.

ПЛАН:

1. Понятие об ощущениях и восприятии.

2. Анатомо-физиологические механизмы ощущений и восприятий.

3. Классификация ощущений и восприятий.

4. Закономерности ощущений и восприятий.

5. Восприятие пространства, времени и движения.

6. Формирование ощущений и восприятий.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

ощущение предметность, целостность
восприятие константность
экстероцептивные осмысленность
проприоцептивные (кинестезические) апперцепция
интерорецепторы восприятие пространства
порог ощущения восприятие времени
адаптация восприятие движения
сенсибилизация иллюзии
синестезия наблюдение

 

Внимательно следите за объяснением темы и на обратной стороне робота записывайте определения к терминам.

Краткий конспект дается только на VI вопрос.

VI

Ощущение и восприятие – активный процесс, которым можно управлять путем постановки перед человеком задач и мотивов его деятельности, управлением эмоционального состояния (сюда относятся и убеждения, и мировоззрение человека, его интересы и т.п.)

Важным компонентом в развитии ощущений и восприятий является организация наблюдений.

Наблюдение – преднамеренное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.

В наблюдении восприятие выступает как самостоятельная деятельность. Нужно научиться пользоваться органами чувств, научится осязать, видеть, слышать. Это достигается:

1. четкой постановкой задачи;

2. предварительной подготовки;

3. прошлым опытом;

4. соблюдением принципа наглядности.

К. Ушинский говорил: «Наглядное обучение – это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом учении под руководством наставника или прежде самостоятельном наблюдении ребенка…»

Велика роль наглядности в активизации мыслительной деятельности учащегося.

Последовательность использования наглядных пособий на уроке не должна направлять деятельность учащихся по созданию модели изучаемого материала.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое ощущение?

2. Что такое восприятие?

3. Что является физиологической основой ощущения?

4. Что является физиологической основой восприятия?

5. Назовите классы ощущений и восприятий?

6. Какие ощущения и восприятия относятся к экстероцептивным?

7. Какие ощущения и восприятия относятся к проприоцептивным?

8. Какие ощущения и восприятия относятся к интероцептивным?

9. Назовите закономерности ощущении?

10. Что такое порог ощущений?

11. Что такое адаптация?

12. Что такое сенсибилизация?

13. Что такое синестезия?

14. Что означает предметность и целостность восприятия?

15. Что означает константность восприятия?

16. Что означает осмысленность восприятия?

17. Что такое апперцепция?

18. Как происходит восприятие пространства?

19. Как происходит восприятие времени?

20. Как происходит восприятие движения?

21. Что такое иллюзии восприятия?

22. Как можно управлять восприятием и ощущением?

23. Назовите важный компонент развития ощущений и восприятий.

24. Что такое наблюдение?

25. Какие условия необходимо соблюдать при наблюдении?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
II вопрос | Панарин А.С
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.