Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 4. Тема1. Конституция Российской Федерации

Тема1. Конституция Российской Федерации

Конституция РФ – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой.

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г на всенародном референдуме, по результатам которого вступила в силу со дня опубликования – 25 декабря 1993 г.

Референдум-

Конституция Российской Федерации 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов.

Преамбула является составной частью конституции, и ее юридическое значение состоит в том, что в ней определена стратегия правового регулирования в РФ.

Раздел первый содержит 9 глав. Первая глава Конституции РФ посвящена основам конституционного строя РФ (демократизм, выражающийся в народном суверенитете, принцип разделения властей, идеологическое и политическое многообразие, признание и гарантирование местного самоуправления, правовое государство и т. д.).

Вторая глава Конституции РФ посвящена правам и свободам человека и гражданина (это конституционные права и свободы). Следующие пять глав посвящены федеративному устройству России, Президенту РФ, Федеральному собранию, Правительству РФ и судебной власти. Восьмая глава посвящена местному самоуправлению. В ней указывается, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Раздел первый Конституции РФ завершается главой девятой, посвященной конституционным поправкам и пересмотру Конституции РФ.

Раздел второй посвящен заключительным и переходным положениям. В нем закрепляются положения о введении новой Конституции РФ в действие, прекращении действия прежней Конституции, определяется соотношение Конституции РФ и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Конституции РФ принадлежит первое место в правовой системе страны. Ее положения являются первичными, исходными, основополагающими. Все другие правовые акты, действующие в России, должны соответствовать Конституции РФ.

Конституция РФ является юридической базой для развития всех отраслей права, составляющих российскую правовую систему. Все федеральные законы базируются на действующей Конституции РФ.

Это обеспечивает единство и согласованность различных отраслей права, а также общность их исходных идей и принципов. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что принципиальным свойством Конституции РФ является ее непосредственное, прямое действие, выражающееся в том, что суды при разрешении дел имеют право применять непосредственно нормы конституции (например, если суд придет к выводу, что федеральный закон, принятый после вступления в силу конституции, противоречит ее положениям).

 

 

Понятие конституционного права, предмет, метод.

 

КП - это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, регулирующих устройство государства, организацию

государственной власти и местного самоуправления, отношения между человеком и государством.

 

Предметом конституционного права является особый срез общественных

отношений, имеющихся во всех сферах развития общества: политической,

экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу:

а) устройства государства и организации государственной власти;

б) гражданской свободы.

 

Как и любая отрасль права, КП воздействует на общественные отношения с помощью методов КП. Методы - совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников. Тем самым отношения упорядочиваются, развиваются.

 

Метод обязывания. Он закрепляют обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием.

 

Метод дозволения. Предписания, содержащиеся в этих нормах, не управомочивают, не обязывают, но разрешают субъекту КП действовать по своему усмотрению.

 

Метод запрещения. - ч. 5 ст. 13 Конституции РФ. Предписания в данном случае запрещают субъектам конституционного права осуществлять определенные действия.

 

Методы регулирования - обеспечивают нормальное функционирование институтов государственной власти, гарантирует народовластие. Посредством различных методов регулирования гарантируются и основные права и свободы человека и гражданина.

 

Субъектами КПО являются:

 

а) физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства, обладающие

конституционными правами и свободами на территории данной страны;

права иностранцев и лиц без гражданства ограничены;

 

б) общности людей: народ данной страны, которому принадлежит вся

государственная власть; народы субъектов федерации; население

административно-территориальных единиц

 

в) государство, обладающее суверенитетом на всей своей территории и

независимостью в отношениях с другими государствами;

 

г) государственно-территориальные образования, являющиеся составными

частями федераций и обладающие законодательно-властными полномочиями;

автономные образования в унитарных государствах, имеющие определенные права в решении национально-культурных вопросов;

 

д)ОГВ (орг.госуд.власти): центральные, региональные, государственные ОМС;

 

е) ОМС(орг мест самоуправл), создаваемые муниципальными образованиями, которые наделяются правом решать все основные вопросы местной жизни;

 

ж) депутаты парламентов и региональных законодательных собраний,

представительных учреждений местного самоуправления;

 

з) ассоциации граждан: политические партии, одной из функций, которых

является участие в формировании представительных органов путем выдвижения кандидатов в депутаты или списков кандидатов, кандидата на должность президента страны и других должностных лиц; массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др.

 

Этапы развития Конституции РФ.

 

Всего было 5 Конституций. Принятие каждой из них знаменовало изменение в жизни общества.

 

1 Конституция 1918 г.

 

Она руководствовалась в определении основ конституционного строя лозунгами большевиков и опиралась на первые декреты советской власти. Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата. Она включала положения, ориентированные на все мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой

эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров. Открыто признавала насилие в целях утверждения нового строя.

 

2 Конституция 1925 г.

 

Причина – образование СССР. Отразила факт вхождения РСФСР в СССР. Не было прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР субъектов, в К появились положения, определяющие их статус.

 

3 Конституция 1937 г.

 

Причина –вследствии принятия Конституции СССР 1936 г. Вступление страны в новый этап ее развития – социализм победил окончательно. К сохранила классовую сущность, отменила лишения политических прав граждан по социальному признаку, ввела всеобщее тайное избирательное право, включила принцип равноправия граждан. Впервые появились главыоб основных правах и обязанностях граждан. Они были классово ориентированы и делали упор на коллективные права. К закрепляла руководящую роль ВКПБ. Впервые норма о праве РСФСР выхода из СССР.

 

4 Конституция 1978 г.

 

Отразила этап развития социализма. Понятие трудящиеся заменено на народ,который являлся субъектом государственной власти. Появляется отдельная статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан независимо от происхождения и социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о

суверенитете РСФСР.

 

5 Конституция 1993 г

 

Статус РФ:

 

Ст.1 РФ – есть демократическое федеративное правовое государство с

республиканской формой правления.

 

Ст.7 РФ – социальное гос-во.

 

Ст.14 РФ – светское гос-во.

 

Демократический характер характеризуется установлением демократического

политического режима: гражданам предоставлены и гарантируются политические

права и свободы. Допускается деятельность оппозиции, исключается произвол и

анархия. Представительная демократия осуществляется народом через выборные

учреждения (см. ст.3).

 

Федеративное гос-во – состоит из нескольких равноправных субъектов,

некоторые из которых (респ.) называются в Конституции государствами, однако

эти субъкты не являются независимыми государствами. Всего 89 субъектов.

Ст.5 закрепляет основы прав. статуса субъектов.

 

Правовое государство - это гос-во, которое во всей своей деятельности

подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод

человека.

1. Высший приоритет правам и свободам человека и гражданина. Все что не

запрещено, то дозволено.

2. Независимость суда. Ст.120 – Судьи неприкосновенны и несменяемы.

3. Верховенство Конституции по отношению ко всем н.а. См. ст.15.

4. Приоритет международного права. См. ст.15 ч.4.

Социальное государство – гос-во, политика которого направлена на создание

условий, обеспечивающих достойную жизнь. См. ст.7.

Светское гос-во – см. ст.14.

 

См. ст.2. В основу государственности положены гуманистические идеи,

исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и

гражданина. Государство в лице своих органов и должностных лиц выступает

гарантом прав человека, его партнером. Оно ответственно перед гражданином и

обеспечивает условия для свободного развития личности, защищает социальную стабильность, жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность

и неотчуждаемые права гражданина. В свою очередь гражданин ответственен

перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него

Конституцией и законом.

 

Ст. 12 Закона о гражданстве определяет основания и порядок приобретения

гражданства РФ:

 

1. В результате его признания. Все граждане СССР, постоянно проживавшие на

территории РФ на день принятия закона 6 февраля 1992 г. В течении 1 года

можно было заявить о нежелании состоять в гражданстве РФ.

 

2. По рождению. Не требует совершения к.-л. действий. (право крови, право

почвы).

 

3. В порядке регистрации. Путем подачи заявления в ОВД.

 

4. В результате приема в гражданство (натурализация). Осущ. Президент по

личному ходатайству. Для иностранцев - проживать 5 лет, а для лиц без

гражданства - 3 года.

 

5. В результате восстановления гражданства;

 

6. Путем выбора гражданства (оптация) при изменении территории РФ;

 

7. По иным основаниям, предусмотренным законом.

 

К иным основаниям приобретения гражданства законодательство относит:

усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве

ребенка, предоставление почетного гражданства и др.

 

В порядке регистрации гражданином РФ могут стать:

 

* лица, у которых родственники являются гражданами РФ,

 

* лица, у которых на момент рождения хоть 1 из родителей был гражданином

РФ, но которые приобрели другое гражданство по рождению,

 

* в течении 5 лет после достижения 18-летнего возраста, дети, бывшие

граждане РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ.

 

В ч. 3 ст.6 Конституции РФ установлен запрет на лишение гражданина России

его гражданства. Никакой государственный орган, никакое должностное лицо не

могут сделать это ни при каких обстоятельствах, так как лишение гражданства

противоречит естественным правам человека и является антигуманным.

 

 

Формы восстановления в гражданстве: 1) в порядке регистрации; 2) путем

признания компетентными органами факта восстановления и 3) по ходатайству

лица.

 

Гражданство РФ считается приобретенным или прекращенным со дня принятия

решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Срок

рассмотрения ходатайств в ведомстве Президента — не более 9 месяцев.

Решения обжалованию не подлежат, но через один год возможно повторное

ходатайство. Решения исполняются органами внутренних дел или иностранных

дел за рубежом.

 

Органы, занимающиеся вопросами гражданства:

* Президент РФ;

* Комиссия по вопросам гражданнства при Президенте РФ;

* МВД;

* МИД;

* Дипломатич. Представительства РФ;

* Консульские учреждения.

 

Г. - устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в

соответствии с которой на него распространяется суверенная власть как в

пределах гос-ва, так и за его границами. В силу этого человек обладает

определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных

законодательством этого государства и может пользоваться его защитой.

 

Понятие политического убежища.

 

Статья 63 устанавливает, что РФ предоставляет политическое убежище

иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с

общепризнанными нормами международного права. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за

действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением.

 

Право, убежища не распространяется на лиц, обвиняемых в совершении

преступления, а также осужденных за совершение преступления. Их выдача

осуществляется на основе федерального закона или международного договора

(ч. 2 ст. 63 Конституции).

 

Национально-государственное устройство РФ.

 

НГУ представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и др.

законодательных актов политическое устройство наций на основе их

самоуправления в той или иной форме государства.

 

Основы НГУ содержатся в главе 1 «Основы конституционного строя»:

 

* Распространение суверенитета на всю ее территорию.

 

* Верховенство федеральных конституционных и федеральных законов.

 

* Установление субъектного состава.

 

* Государственная целостность – единство системы гос. власти.

 

* Равноправие и самоопределение народов.

 

* Равноправие субъектов во взаимоотношении с федеральными ОГВ.

 

* Единство и равенство федерального гражданства.

 

Более детально – в главе 3 «Субъекты РФ»:

 

> Перечислен состав субъектов.

 

> Основы статуса каждого из видов субъектов.

 

> Порядок изменения статуса субъектов.

 

> Порядок изменения границ между субъектами и федерацией.

 

> Государственный язык и право на установление родного языка.

 

> Гарантии прав коренных малочисленных народов.

 

> Государственная символика.

 

> Предметы ведения РФ и субъектов.

 

> Порядок действия федеральных законов по предметам ведения.

 

> Основы формирования системы ОГВ субъектов.

 

> Право РФ на участие в международных объединениях.

 

Принципы НГУ:

 

5. Добровольность объединения.

 

6. Суверенность и равноправие.

 

7. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

 

8. Национально-территориальный принцип в сочетании с территориальным.

 

9. Государственная целоствность.

 

10. Разграничение предметов ведения и полномочий.

 

11. Равноправие субъектов.

 

Формы нац.гос устр-во

 

НГУ представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и др.

законодательных актов политическое устройство наций на основе их

самоуправления в той или иной форме государства.

 

Государственное устройство м.б. унитарным и федеративным.

 

Унитарное – единое, цельное государственное образование, состоящее из

административно-территориальных единиц. Единая система ОВ, единая

территория, единое гражданство, единый бюджет, единые Вооруженные Силы.

Простое – состоит только из а.т.е. Сложное – а.т.е. + автономные

образования.

 

Федерация – добровольное объединение государств в союзное государство на

основе федерального договора. Характерна децентрализация и четкое

разделение предметов ведения между центром и регионами. Субъекты, как

правило, не обладают правом сецессии. Власть распределяется по вертикали.

Субъекты имеют свое законодательство, конституции, гражданство.

 

 

Административно-территориальное деление РФ.

 

АТД – деление территории государства на определенные части, в соответствии

с которыми строится система местных орг гос влдасти и орг мест.самоупр. АТД осуществляется на основе принципов:

 

1. Экономический – г-во делится с учетом экономических связей, существующих

в системе РФ.

 

2. Национальный – всесторонний учет национального состава населения.

 

3. Максимальное приближение государственного аппарата и ОМС к населению.

 

4. Конституции и Уставы субъектов РФ различают АТЕ первичные (районы в

городах, поселки, сельские поселения) и базовые (районы, города, области,

республики и краевые подчинения). Традиционные а.т.е.:

 

Район – а.т.е., составная часть республики, края, области, авт. округа,

авт. обл.

 

Город – место сосредоточения большого количества промышленных и др.

предприятий и учреждений.

 

 

Поселок – отличается от города меньшими размерами территории и численности

населения (рабочий, дачный, курортный).

 

Сельское поселение - подавляющее кол-во населения занято сельским

хозяйством (хутор, деревня, село).

 

Нетрадиционные а.т.е.: административные округа, муниципальные районы,

микрорайоны.

 

Существуют еще национальные районы – территории, на которой компактно

проживают численно небольшие группы национальностей (Алтайский край).

Закрытые а.-т. образования – терр. образования, которые расположены

промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации

оружия массового поражения, переработке радиоактивных и иных материалов,

военные объекты.

 

Можно выделить три разновидности субъектов РФ:

 

* республики, имеющие статус государства (их 21);

 

* политико-территориальные образования: края (их 6), области (их 49), го-

рода федерального значения (их два — Москва и Санкт-Петербург);

 

* национально-территориальные образования: автономная область (одна) и

автономные округа (их 10). Всего субъектов РФ—89.

 

1. Республики в составе РФ образованы на национально-территориальной

основе. Статус республики характеризуется прежде всего тем, что она

является государством. Особенности конституционно-правового положения

республики отражены в тексте федеральной Конституции и конституции

республики, и заключаются в следующем. Как государство она имеет свою

конституцию, государственные символы (герб, флаг, гимн), соответствующие

названия органов власти (президент, парламент, правительство, министерства

и т. п.). Республики вправе в соответствии со ст. 68 Конституции РФ

устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти,

органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они

употребляются наряду с государственным языком РФ. Некоторые республики

ввели также свое гражданство.

 

2. Края, области, города федерального значения являются государственно-

территориальными образованиями в составе РФ. Правовое положение этих

субъектов Федерации определяется Конституцией РФ и уставами, принимаемыми

законодательными органами. Устав края, области, города федерального

значения закрепляет организацию государственной власти, порядок

нормотворческой деятельности, организацию местного самоуправления, а также

другие волосы.

 

3.Автономная область и автономные округа— национально-территориальные

образования, которые можно охарактеризовать как форму обеспечения

малочисленным народам Сибири и Крайнего Севера возможность их сохранения и

развития в виде государственного образования. Автономные образования, хотя

и равноправны в соответствии с Конституцией с другими субъектами Федерации,

имеют значительные отличия в конституционно-правовом статусе. Конституцией

предусматривается при определенных условиях возможность принятия

федеральных законов об автономных образованиях, что не исключает реализации

ими права иметь свой устав, в котором закрепляется их статус, организация

органов государственной власти и т. п.

 

Статус субъекта РФ может быть изменена соответствии с федеральным конституционным законом, принятие которого предусмотрено Конституцией РФ (ч. 5 ст. 66).

 

Виды и структура ОМС РФ.

 

Система органов местного управления - совокупность государственных органов,

осуществляющих государственно-управленческую деятельность на местном

уровне.

 

К ним относятся органы: юстиции, внутренних дел, финансовые, сельского

хозяйства, архитектуры и строительства, по управлению государственным

имуществом, по промышленности, по торговле, по земельным ресурсам и

землеустройству, по транспорту и связи, по образованию, по здравоохранению,

по культуре и другие.

 

Орган управления может быть как самостоятельным юридическим лицом, так и

просто структурным подразделением вышестоящего органа власти или

управления.

 

Российский и мировой опыт предлагает большое многообразие организационных

форм местного самоуправления основные и наиболее распространенные:

земства, местные советы народных депутатов, местная администрация (глава

местного самоуправления), муниципальное (коммунальное) местное

самоуправление (магистрат, бургомистр, мэр, ландрат и др.).

 

Территориальной основой местного самоуправления в соответствии с

Конституцией РФ (ст. 131) являются городские, сельские поселения и другие

территории с учетом исторических и иных местных традиций.

 

Принципы и функции ОМС РФ.

 

Местное самоуправление осуществляется на следующих принципах:

 

— единство граждан данной территории как субъекта и объекта управления;

 

— сочетание институтов представительной и непосредственной демократии как

главных способов осуществления самоуправленческих функций;

 

— сочетание государственных и общественных начал в осуществлении местного

самоуправления;

 

— экономическая и финансовая самостоятельность территории,

самофинансирование и самообеспечение;

 

— волеизъявление граждан через представительные и исполнительные

(администрация) органы власти, органы общественного самоуправления, местные

референдумы, собрания (сходы) и иные формы непосредственной демократии;

 

— сочетание местных и государственных интересов, интересов личности и всего

населения соответствующей территории;

 

— самостоятельность и независимость в пределах своей компетенции каждого

уровня местного самоуправления;

 

— многовариантность организационных структур и механизмов самоуправления;

 

— сочетание в правовой основе местного самоуправления централизованного

законодательного регулирования с большим объемом актов локального

нормотворчества.

 

Территориальной основой местного самоуправления в соответствии с

Конституцией РФ (ст. 131) являются городские, сельские поселения и другие

территории с учетом исторических и иных местных традиций.

 

Финансово-экономической основой МС являются: муниципальная собственность, финансовые ресурсы (местный бюджет и внебюджетные фонды).

 

Основные функции МС:

 

1. Осуществление нормотворческой и контрольной деятельности, обеспечение

реализации федерального и местного законодательства на территории.

 

2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью,

местными финансами, формирование, утверждение и исполнение местного

бюджета, установление местных налогов и сборов.

3. Обеспечение комплексного социально-экономического развития территории.

 

4. Обеспечение содержания и развития социальной и инженерно-коммунальной

инфраструктуры территории, оказание полного комплекса услуг населению.

 

5. Охрана общественного порядка, обеспечение законности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Що потрібно врахувати аби демократичний транзит не обійшов Україну? | Лекция №1. Юридические науки – система знаний об общих и частных политико-юридических закономерностях возникновения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 15699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.245 сек.