Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поиски себя. Проблема общего и индивидуального

Кто я?

Что первично – мы или я? Мы – фундаментально, устойчиво. Как легко спрятаться за местоимение «мы». И как трудно – за «я». Оно такое маленькое, хрупкое. Порой, кажется, оно бесконечно сужается в сравнении с разрастающимся «мы». И, наверно, каждый из нас сопротивляется этому как может. Юный Лермонтов написал стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой». В конце там есть такая строчка: «Я - или бог - или никто!». Что лежит за этой фразой? Самонадеянность, гордыня, безумие или клятва, данная самому себе? Лермонтов как бы говорит себе: я никогда не стану человеком толпы, никогда не растворюсь в «мы» без остатка, но мое «я» станет подлинным выразителем моего «мы». В символике поэта бог представлялся творцом и судьей, поэтому остается альтернатива: или я – или никто. Вот в чем дело! Раскрывать тайны мира бог ни за что не будет («мы» молчаливо), поэтому остается: если не я, то кто же? Только «я» может быть голосом «мы».

Что Я?

Тело человека не есть только «я-тело», но и «мы-тело». Особенно это становится очевидным при действии в нас «стадного инстинкта», «чувства стаи», «воли коллектива». Недаром архаичное сознание не стремится подчеркивать индивидуальность людей. Североамериканский индеец скажет о соплеменниках: «Мы – одно мясо». Как животное связано безусловным повелением инстинкта и слепо подчиняется логике популяционного развития, так и человек, порой, не в состоянии преодолеть рамки традиций, веками установленных норм поведения. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, поскольку упорядочивает и ограничивает стихию самопроизвольных, индивидуальных и групповых, влечений и желаний, плохо, так как губит прогрессивные изменения, новации. Но времена меняются. Теперь уже плохо все, что затушевывает индивидуальные различия между людьми. Каждый человек желает и может стать личностью.

Можно ли душу полагать вторичной

по отношению к телу?

Душа - психический план телесного, его, так сказать, информационный двойник, функция кодирования и декодирования. Тело взаимодействует со знаками, поступающими со всех сторон, формирует свои знаки. А поскольку наша связь с реальностью многообразней той схемы, которую предоставляет нам современная наука, постольку возникают вопросы: душа – это только функция тела? Душа сугубо индивидуальна? Может быть есть «мировая душа» или «информационное поле»? Мистический опыт, зафиксированный в эзотерической литературе, сталкивается с такими явлениями, которые, казалось бы, опровергают вторичность души по отношению к телу именно в единичном случае. Так, современный американский парапсихолог д-р Р. Моуди в книге «Жизнь после жизни» описывает случай с человеком, слепым от рождения, который пережил состояние клинической смерти. После возвращения к жизни он по-прежнему не мог видеть. Но он смог совершенно точно описать все, что происходило вокруг, когда его пытались реанимировать. Во всех подробностях он рассказал о том, как выглядела операционная – какого цвета были стены, шторы, халаты врачей, каково было выражение их лиц, характер поведения; - и это в то время, когда его тело лежало без малейших признаков жизни, а само понятие цвета не имело для него общепринятого значения, ведь он был слепорожденным! Конечно, подобные рассказы нельзя считать научными фактами, они пока никак не вписываются в современные научные теории. «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» (У. Шекспир).

Как разумно соединить в себе уникальное и общее?

«Кто же, все-таки, я?». Личность, которой присущи, помимо общих свойств, также индивидуальные свойства, какая-то уникальность, неповторимость, ограниченность. «Я» – это то, с чем больно расстаться, что нас больше всего радует и огорчает, то, в чем для нас весь мир, наш микрокосмос. Это наше тело, со всем его природным богатством, наша душа, наш социальный опыт, привычки, потребности и способности, наша память, наши мечты и идеалы, наше прошлое и будущее, наша жизнь. Всю жизнь мы фиксируем то, что объединяет нас с другими людьми, и то, что отличает от них. «Я» как индивидуальность связана с «мы». Их трудно разделить. Существует человечество и отдельные индивиды. Индивиды пытаются жить за счет человечества – напрасный труд! Человечество всегда будет жить за счет индивидов, за счет их рождения и смерти. Остается надеяться, что индивиды умирают не в одночасье и успевают понять смысл своей жизни.

Мы стремимся к красоте и совершенству, потому что, с одной стороны, это заложено в нас природой (в виде гармонии и пика нашего естественного развития). Мы стремимся к красоте и совершенству, потому что, с другой стороны, это заложено в нашей культуре в виде норм и традиций, форм конкуренции и борьбы за какие-то блага и ценности. Мы стремимся к истине, потому что… Если мы не догоним истину, пока живем, истина догонит нас, когда умрем. «Зачем ждать конца, чтобы понять смысл начала?» – Так спрашивал один философ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Природа философского знания | Античная философия о природе и сущности человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.