КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принцип рутинного подкрепления
Творчество Рутина О творчестве и рутине Принцип рутинного подкрепления
Рутина - понятие, часто применяемое при обсуждении многочисленных в наше время попыток автоматизации тех или иных систем. Но обычно рутину (Rut) как таковую не определяют, а лишь противопоставляют творчеству (Cre). В соответствии с методом девятистолбцовых гистограмм можно сказать, примерно следующее: "Творчество - это когда в теле системы много процессов Im-Im, Im-Inf (столбцы 3 и 8 диаграммы), а рутина- это когда в системе много процессов Im-Re и Inf-Im (столбцы 6 и 9)". Возможны, конечно, и уточнения в плане причисления к рутинным или творческим некоторых многозвенных процессов. Это предмет отдельного рассмотрения. Итак, РУТИНА (французское routine, от route - дорога), привычные приемы, методы работы, обычные для данного вида деятельности, пристрастие к шаблону; боязнь перемен, застой, косность. Так что же есть всё-таки творчество в главном? Всякая деятельность, результатом которой является создание социально значимых новых образов или действий, и будет принадлежать к роду творческой деятельности. К этому придётся прибавить ещё и то, что "списывается" на счёт творчества из-за нашего незнания. Существует также еще такое определение творчества. Это когнитивная деятельность, которая ведет к новому и необычному видению проблемы. Психолог Уоллес еще в двадцатых годах двадцатого века разложил на составляющие творческий процесс (что, в сущности, является тем же самым, что и творчество). Итак, творческий процесс или творчество, состоит из нескольких фаз: подготовка, инкубация, просветление и проверка. Человек, занятый творчеством, постепенно проходит через все эти фазы – от формулировки задачи до реализации решения.
Принцип рутинного подкрепления - это инструментальный принцип, с помощью которого определяется номенклатура задач автоматизации, то есть разделение процессной сети деятельности, подлежащей автоматизации, на два класса действий: - рутинных, подлежащих автоматизации; - творческих – остающихся за человеком. Основное положение принципа рутинного подкрепления состоит в том, что там, где в процессе участвует человек, любая его функция может быть творческой (даже если это однообразные действия на конвейере). Даже уборщица может мести пол в одном и том же помещении всякий раз в стиле "повторение без повторения". Поэтому, говоря о рутинном подкреплении, т.е. о замене рутинных действий человека машинной процедурой, следует постоянно иметь в виду (в этом расширенном понимании) творческую составляющую в действиях человека, и то, как именно она подкрепляется. Причём речь идёт именно об обыденном творчестве в широком плане, а не только в престижном плане. Всякая рациональная деятельность допускает схематическое представление в виде процессной сети, в которой могут быть локализованы и отделены от других отдельные функции или процедуры. В рамках каждого из преобразований могут выделены творческая (Cre)и рутинная составляющие (Rut). Если преобразование только творческого типа, оно расщеплению не подлежит. Если же преобразование чисто рутинное, то и выделять его не надо. Схема такого разделения показана на рис. 33.
Рис.33. Расщепление процесса на рутинную и творческую составляющие
Отдельная функция, реализуемая человеком (руководителем, специалистом) допускает расщепление на "продольные" составляющие ("каналы") в противоположность "этапам" - "поперечным " составляющим творческую и рутинную. Творческая составляющая при данном уровне знаний - это такая часть, которая может быть описана лишь как преобразование некоторого входа в выход. При этом структура процесса между входом и выходом принципиально недоступна для структуризации при наличном уровне знаний. Рутинная часть, напротив, поддается подробному внутреннему описанию. Между ее входом и выходом можно показать подробную сеть промежуточных процессов. Причем каждый из них алгоритмизуем. Пример схемы подобной структуризации рутинной составляющей показан на рис.34. Здесь исходное преобразование Rut структуризуется в сеть из нескольких компонент:
Rut1 Rut3 Rut4 Rut Rut5 Rut2 Rut6
Декомпозиция ведется так, чтобы определить, какому из классов принадлежит каждая из компонент – или классу подлежащих автоматизации функций IT, или функций, выполняемых в ручном режиме - HW:
, , ,
Рис.34.
Когда рутинная часть функции "отщеплена", могут быть предложены различные "машинные" способы ее выполнения как альтернативы уже существующему, применяемому способу. Если какие-то из этих способов дают большую, чем существующий, производительность (интенсивность), то естественно пытаться заменить существующий способ на один из новых "машинных", рутинных. Схема этого процесса показана на рис.35.
Рис.35.
Взяв новый метод реализации рутинной составляющей, соединяют его с творческой составляющей, то есть с интуицией и сенсомоторикой человека (специалиста) в соответствии с физическим оформлением рутинной составляющей. Это сделать не всегда просто без дополнительных изобретений и ухищрений. Стандартная схема применения принципа рутинного подкрепления, в основном, соответствует последовательности его фаз (рис.36): а - выделить процедуру; б - построить ее процессное описание; в -"расщепить" описание, указав какие составляющие процессов автоматизируют; г - предложить варианты автоматизации; д - выбрать наиболее подходящий вариант для каждого автоматизируемого процесса, дать его детальную схему; е - показать связь неавтоматизируемых процессов с вариантами автоматизированных процессов; ж - обосновать рост производительности и качества труда при выбранных вариантах. Фазы "в" и "д" могут выполняться многократно итеративно, т.е. как показано на рис.36.
Рис..36.
поэтапно разрастается запараллеливание процессов. По мере приближения ко входу сложного процесса степень запараллеливания, как правило, пройдя пик, начинает убывать.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |