Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебный вопрос. Менеджмент в микро- и макроэкономике




История возникновения и развития государственности и соответственно форм и методов государственного управления насчитывает, по крайней мере, семь тысячелетий и пять управленческих революций, радикально менявших роль и значение феномена управления в жизни общества. За начало отсчета обычно принимают зарождение письменности в древнем Шумере, относимое к пятому тысячелетию до нашей эры.

Такое достижение в жизни человечества привело к образованию особой группы жрецов — «бизнесменов», «коммерсантов», связанных с торговыми операциями, ведущих деловую переписку и коммерческие расчеты. В литературе по истории государственности эта первая управленческая революция характеризуется как религиозно-коммерческая.

Вторую управленческую революцию связывают с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.), издавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения. На основе законов был внедрен светский стиль управления, усилены контроль и ответственность за выполнение работ. Поэтому вторую управленческую революцию считают светско-административной.

Третья управленческая революция известна как производственно-строительная, ибо она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Произошла она во времена Навуходоносора II (605—562 гг. до н.э.).

Четвертая управленческая революция связана с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII—XVIII вв.). Ее результатом стало отделение управленцев от собственности (капитала) и зарождение профессионального управления.

Пятая управленческая революция (конец XIX — начало XX в.) известна как бюрократическая: ее теоретической платформой послужила концепция рациональной бюрократии. Основными ее результатами явились формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности управленцев.

Среди выдающихся государственных деятелей России на рубеже XVIII— XIX вв. видное место занимал Михаил Михайлович Сперанский. Централизованное управление пересекалось с губернским управлением, и Сперанский подготовил ряд правовых актов по упорядочению системы. Он сформулировал нормативные требования (свойства) к модели управления (образу правления) и общие правила организации управления. Его перу принадлежат записки и организационные проекты по переустройству государственного управления Российской Империи, а также проекты учреждений Сенатов, правительствующего и судебного. В конце 1826 г. Николай I учредил специальный комитет по реформированию государственного управления, в состав которого вошел М.М. Сперанский. В 1833 г. под его руководством завершилось составление первого Свода законов Российской Империи.

Важная роль в укреплении государственности, формировании в России эффективной системы управления принадлежит Андрею Федоровичу Дерябину — крупному организатору российской промышленности на рубеже XVIII—XIX вв. Он принимал активное участие в разработке нормативных актов горного законодательства, в реорганизации местного и центрального управления горным и заводским производством. Им были подготовлены проекты по улучшению работы управленческого аппарата, повышению оперативности, сокращению документооборота, упорядочению структуры, установлению четких функций. А.Ф. Дерябин придавал важное значение мотивации, моральным и материальным стимулам, социальному обеспечению персонала.

Итак, управление появилось, во-первых, с разделением и специализацией труда; во-вторых, с необходимостью организации коллектива для достижения какой-либо цели; в-третьих, с необходимостью в защите и охране социума, в установлении определенного законопорядка, в координации и регулировании развития различных сфер деятельности и т.д.

Впервые проблему управления пытались решить древние египтяне. Они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования и контроля за результатами, а также рассредоточения функций управления.

Принцип универсальности управления был сформулирован Сократом за 400 лет до н.э. Его современник персидский царь Кир выдвинул идею о необходимости выяснения причин, побуждающих людей к действию, как мы сейчас говорим, мотивации. В Древней Греции занимались изучением способов выполнения трудовых операций и обеспечения их ритмичности. Платон сформулировал принцип специализации.

Существует ли взаимосвязь государственного управления и менеджмента? Хотя значения русского слова «управление» и английского «менеджмент» близки, их нельзя трактовать однозначно — следует учитывать макро- и микроэкономические подходы, принципы и методы хозяйствования.

Принципиальные различия в трактовке и применении этих понятий доступны, правда, только в основном, управленцам-практикам и ученым, изучающим историю развития управленческой мысли. Крайне важно разобраться в их происхождении, сути, содержании, а также в их взаимосвязи и различии (табл. 2).

Понятие управления вообще и государственного управления в частности намного шире принятого понятия «менеджмент» в США, Европе, Японии. Государственное, а тем более социальное управление, применяется к самым различным видам человеческой деятельности. Имеются три основные области, сферы управления: 1) управление системами машин, технологическими процессами и вообще процессами, имеющими место при целенаправленном воздействии человека на природу; 2) управление деятельностью коллективов, решающих ту или иную задачу; 3) управление процессами, происходящими в живых организмах.

 

Таблица 2. Принципы определения сущности управления и менеджмента

Формальное определение понятий
УПРАВЛЕНИЕ 1. Искусство (практика) выполнения управленческих работ 2. Наука (область человеческого знания) 3. Функция (вид деятельности) 4. Технология управления 5. Орган управления 6. Люди, управляющие чем-то или кем-то МЕНЕДЖМЕНТ  
     

сущность

 

управления в закрытых системах менеджмента в открытых системах
1. Управление как административное воздействие 1. Менеджмент как процесс мотивации для активизации деятельности
2. Управление по отклонениям от плана и по средствам постановки цели 2. Менеджмент — ситуационное управление по конечным результатам
3. Функциональное управление по стадиям производства 3. Менеджмент — управление по бизнес- процессам и проектам
4. Управление в жестких (властных) структурах 4. Менеджмент — управление в гибких смешанных структурах
5. Управление на основе жестких инструкций и регламентации 5. Менеджмент — адаптивное управление с использованием гибких технологий и с учетом индивидуальности человека
6.Бескомпромиссное управление 6. Менеджмент — управление на основе теории компромиссов
7. Управление как жесткая система контроля 7. Менеджмент — управление на основе гибких методов контроля, вмешательство в исключительных случаях
8. Управление путем интеграции и ограничения, а также внутрисистемной конкуренции 8. Менеджмент — управление на основе диверсификации и неограниченной конкуренции
9. Управление как процесс реализации производственно-управленческих технологий 9. Менеджмент — управление на основе контрактов, самоорганизации и самоуправления
10. Управление на основе вертикального (одномерного) мышления и диктаторского стиля руководства 10. Менеджмент — управление на основе корпоратизма, баланса стимулов и мотивов, сочетания интересов владельцев различных форм собственности
11. Управление посредством ограниченного внутрисистемного маркетинга 11. Менеджмент — управление на базе концепции многоуровневого и многопрофильного маркетинга

 

Система государственного управления России имеет дело с социально-экономическими процессами, происходящими в многоукладной экономике, — в государственном, смешанном, частном секторе, а также в общественных некоммерческих организациях, применяя специфические методы регулирования, своеобразные экономические и организационные способы мотивирования и регулирования поведения различных структур хозяйствования в системе рыночных отношений.

Разграничение сфер деятельности между государственным и рыночным секторами экономики В условиях реформирования системы управления проблема разграничения сфер деятельности между государственным и рыночным секторами экономики приобретает особую актуальность. Возможно, ли ввести приемы и методы работы рыночного сектора в государственную сферу и до какой степени такое возможно? Мнения практиков и ученых разделились. Одни отстаивают мнение о неприменимости методов рыночного сектора для государственной сферы, другие делают упор на черты сходства между ними, высказывая мнение, что любые различия между рыночным сектором и государственной сферой будут постепенно стираться.

Сторонники мнения о неприменимости методов деятельности рыночного сектора к государственному приводят следующие аргументы:

■ государственные учреждения и организации не испытывают на себе влияния конкуренции и не имеют никаких стимулов для снижения затрат и повышения эффективности;

■ цели деятельности в государственной сфере — служить обществу, сохранять законность и порядок, бороться с бедностью, повышать благосостояние населения и др.;

■ государственные учреждения и организации гораздо больше подвержены влиянию со стороны политиков, групп давления, избирателей — тех, кто так или иначе заинтересован в деятельности государственного сектора;

■ функции государственной сферы ограничиваются законотворчеством;

■ государственная деятельность основана на налогообложении, а не на плате за ее услуги;

■ определенные виды деятельности должны обеспечиваться только государством (оборона, правопорядок, социальная сфера и др.)и не могут быть отданы на откуп рынку.

Сторонники конвергенции государственной сферы и рыночного сектора считают, что различия между ними будут стираться, и это уже проявляется в следующем:

■ государственные учреждения начинают взимать плату за некоторые услуги;

■ рыночный сектор тоже заинтересован в решениях, принимаемых политиками, особенно тогда, когда некоторые фирмы сталкиваются с повышением затрат и снижением продаж;

■ деятельность рыночного сектора также ограничивается законодательными актами;

■ имеет место партнерство государственной сферы и рыночного сектора на местном уровне, например в работе по улучшению коммунального хозяйства.

Все это свидетельствуют о том, что зачастую провести четкое разграничение между государственной сферой и рыночным сектором довольно трудно. Целесообразнее сравнивать их организационные аспекты (размер, процесс принятия решений, структуру, стиль и методы управленческой деятельности и др.).

Анализ зарубежной практики показывает, что сравнение государственной сферы и частного сектора нужно делать с большой осторожностью. В частном секторе существует прямая связь между коммерческим успехом и качеством предоставляемой клиенту услуги. Государственные же учреждения находятся в гораздо более сложном положении, по многим параметрам весьма отличающемся от положения частного сектора.

В принципе, предоставление услуг государственными учреждениями, характер этих услуг, способ их предоставления не находятся в зависимости от фактора рынка. В подобных обстоятельствах соотношение между общественными ожиданиями и уровнем предоставляемых государственными учреждениями и организациями услуг определяется на основе политической оценки социальных и экономических приоритетов. Поэтому напрашивается вывод: лица, исполняющие свои функции от имени государства, профессионально ответственны за то, чтобы выполнять свою работу с как можно более высоким качеством при имеющихся ресурсах.

Решая вопросы разграничения сфер деятельности между государственным и рыночным секторами экономики России, рекомендуется учитывать характерные черты, которые приведены ниже.

1. Приверженность к действию. Эффективная коммерческая организация сразу приступает к делу, а государственный чиновник анализирует, советуется, но не принимает решения, пока его не вынудят к этому.

2. Быть ближе к клиенту. Коммерческая организация чутко прислушивается к запросам клиента и реагирует на его требования. В противном случае она разоряется. Основной же части органов государственного управления такой исход не грозит.

3. Самостоятельность и предприимчивость. В людях следует стимулировать проявление ответственности и инициативы, отказ от рутины и покорного следования шаблонам и инструкциям.

4. Эффективность через людей. Каждый работник коммерческой организации стимулируется за проявление новаторства, служащего улучшению работы. В государственной же сфере акцент делается на снижение затрат, а не на улучшение качества услуг.

5. Выполнять работу, несмотря на изменения в системе ценностей. Люди, работающие в коммерческой организации, разделяют общую систему ценностей и имеют в качестве мотивации цели коммерческой организации. Ценности, которых придерживаются чиновники и политики, меняются с течением времени. Так что же, если государственные служащие разделяют идеи одной партии, они не могут работать, если к власти придет другая партия? Избежать данной ситуации можно, если исходить из таких ориентиров, как профессионализм, концентрация усилий на конкретных требованиях клиента.

6. Выбор сферы деятельности. Коммерческая организация должна уметь найти тот род деятельности, для которого она более всего пригодна, и заняться им. Что касается учреждений государственной сферы, то они выполняют те виды деятельности, которые предписаны им законодательством, распоряжениями и т.д.

7. Простота структуры, «нераздутые» штаты. Коммерческая организация имеет простую структуру с небольшим числом иерархических уровней. Такой подход противоречит традиционной бюрократической структуре со множеством иерархических уровней.

8. Сочетание жесткости и мягкости. Реализация основных целей контролируется сверху. В то же время нижние иерархические уровни самостоятельны в действиях, способствующих достижению этих целей. Должен быть найден баланс между централизованным управлением и свободой действий на местах.

Государственное управление, приобретающее характер социального управления, как сфера сложной профессиональной деятельности становится объектом изучения ряда наук: социологии, политологии, правоведения, психологии, организационного администрирования, экономики, информатики и т.п. Каждая из этих наук должна иметь свой предмет исследования. Например, в США существуют два вида магистерских программ: «Государственное управление» (Public Administration) и «Государственная политика и управление» (Public Policy and Management). Содержание первой программы определяют социально-политические науки, второй — экономика.

В настоящее время возникла необходимость в переосмыслении ряда положений отечественной теории и практики управления и зарубежных концепций менеджмента. Следует определить фундаментальные положения, как теории государственного социального управления, так и современного менеджмента горизонтальных рыночных структур.

Фундаментальные научные категории в системе менеджмента в переводной литературе не имеют законченных определений. Понятие «менеджмент» употребляется, по меньшей мере, в следующих значениях: как синоним термина «управление организацией» безотносительно к ее размерам, видам деятельности и форме собственности; как эквивалент выражения «управление национальной экономикой» в высших эшелонах администрации в государственном, отраслевом и региональном разрезах экономической деятельности; аналог термина «руководство коллективом»; синоним термина «аппарат управления».

В зависимости от форм собственности возникают различные организационно-управленческие и социально-экономические отношения в государственных, смешанных и частных структурах и между субъектами и объектами хозяйствования в них. Цели, задачи и организационная культура в структурах государственного управления и в системе менеджмента горизонтальных коммерческих структур тоже различны. Поэтому неправомерны ни концепции, ни гипотезы, ни принципы глобального менеджмента, ни, тем более, построения модели глобального менеджмента на макроэкономическом уровне государственного регулирования. Ведь известно, что во всех развитых странах, в том числе и в России, существуют соответствующие системы государственного управления, инфраструктурой которых является государственная служба.

Что касается социального управления экономикой, его особенностей, предмета и объекта, сущности и содержания, принципов, ценностей и менталитета, а также требований к отбору, подготовке, аттестации, оценке государственных служащих и повышению их квалификации, то весь комплекс этих и других важных вопросов рассматривается в учебной дисциплине «Государственное и муниципальное управление». Научное, практическое и учебно-методическое решение этих вопросов требует четкого определения того, в чем общность и особенности государственного и муниципального управления, менеджмента вообще и менеджмента в системе коммерческих структур. В высших экономических учреждениях и на экономических факультетах технических вузов к решению этих вопросов подходят весьма упрощенно, ставя знак равенства между государственным управлением и менеджментом. Такой упрощенный подход к проблемам государственного управления и менеджмента может нанести непоправимый вред не только качеству образования, но и процессам стабилизации экономики в России, вызвать замедление темпов экономического роста.

Рыночная экономика характеризуется взаимосвязью и степенью использования потенциалов как смешанного, государственного, так и частного, негосударственного, секторов. Поскольку потенциал рыночной экономики — это сумма различных потенциалов экономики, то важно знать закономерности перехода от государственных форм собственности к частным, коммерческим, негосударственным и смешанным. Для этого воспользуемся графиком координат, представленным на рис. 4 на оси ординат обозначен достигнутый уровень, например в 1985 г., обобществленного потенциала бывшего СССР. Его развитие происходило по логистической кривой. Поэтому возникла объективная необходимость создать реальные условия для активизации использования имеющихся потенциальных возможностей для удовлетворения потребностей людей на основе приватизации и разгосударствления государственной собственности.

Из рис. 4 видно, что теоретически государственный сектор России в условиях приватизации формируется и развивается по гиперболе, а частный, смешанный и коммерческий секторы — по экспоненте. Пересечение двух кривых образует точку сочетания и взаимодействия различных секторов экономики.

Важнейшей причиной инфляции и спада производства стали недостаточно проработанная идеология приватизации и тактика ее реализации. Вряд ли было экономически целесообразно так интенсивно разрушать, например, государственный сектор легкой и пищевой промышленности, не создав реальных условий для формирования качественно нового частного и коммерческого секторов в этих отраслях.

Поскольку процессы управления государственным сектором — это реализация складывающихся производственно-экономических общественных отношений в целях обеспечения социальной защиты населения, то здесь приходится иметь дело с государственным, региональным и муниципальным управлением, которому присущи свои ценности, стиль, методы работы и т.д.

 

 
 

 

 


Рис. 4. Закономерности перехода от планово-государственной к смешанной рыночной экономике

 

Что касается негосударственного, частного, коммерческого секторов в разнообразных сферах деятельности, где формируются иные производственно-экономические отношения, то здесь приходится иметь дело с теорией и практикой менеджмента в системе горизонтальных рыночных структур.

Принципиальным концептуальным положением формирования и развития государственного управления и менеджмента является системный подход с точки зрения ресурсов и потенциала к функционированию различных секторов экономики и пропорционально сбалансированного их развития. Для этой цели руководители, государственные деятели и менеджеры должны уметь прогнозировать системное развитие государственного и негосударственного секторов и отдельных корпораций (социально-экономических систем), как производственных, так и непроизводственных. Их развитие прогнозируют исходя из критерия эффективности хозяйствования.

Микроэкономика рассматривает деятельность отдельных экономических субъектов, к которым относятся домашние хозяйства, фирмы и связанные или не связанные с ними любые физические лица, играющие значимую роль в экономике: предприниматели, рабочие, инвесторы, землевладельцы и др.

Хозяйственная деятельность в микроэкономике означает предпринимательство или бизнес, т.е. организацию и управление соединенными факторами производства (см. рис. 1) для создания материальных благ (товаров и услуг), удовлетворяющих общественные потребности, с одной стороны, и приносящих после их реализации на, рынке прибыль предпринимателю и фирме — с другой. Фирмы разделяются по формам собственности на капитал (частные и государственные), по количеству собственников (единоличные, товарищества, акционерные), по степени концентрации капитала (мелкие, средние, крупные). На государственных предприятиях предпринимателем выступают государственные органы (министерства, муниципалитеты и др.), но лишь в определении сферы деятельности предприятия, делегируя широкий круг полномочий руководителям предприятия. Чаще оказываются эффективными предприятия со смешанной формой собственности.

Необходимость осуществления государством экономических функций объясняется двумя причинами:

• необходимостью производства и удовлетворения потребностей общества в так называемых коллективных общественных благах;

• наличием определенных недостатков рынка.

В качестве общественных благ рассматриваются оборона, фундаментальная наука, образование, социальное обеспечение, дороги и др. Организации и учреждения, удовлетворяющие потребности в коллективных товарах и услугах, финансируются из государственного бюджета. Государство охватывает также те виды производства, которые не привлекают частный бизнес.

В рыночной экономике любое негосударственное предприятие само для себя решает три вопроса экономики: что, как и для кого производить. Решения о выборе сферы деятельности, о том, какие товары (услуги) и для кого производить, являются стратегическими. Для государственных предприятий эти задачи решаются в рамках проводимой государством экономической политики. Но в любом случае решения основываются на исследованиях рынка, изучении и оценке существующих технологий и потенциальных возможностей фирмы для производства выбранных товаров.

Такие исследования называются маркетинговыми, а маркетинг как сфера деятельности и научное знание составляют основу современного бизнеса. Маркетинг — это планирование товаров, работ, услуг на основе изучения и прогнозирования спроса и предложения их на рынке, продвижение товаров, работ, услуг от производителя к потребителю и реализация их путем обмена.

Маркетинг рассматривается в настоящее время как важнейшая функция управления предприятием в реальной рыночной экономике, которая далека от модели совершенного рынка экономики и конкуренции, основанной на саморегулирующемся механизме спроса и предложения. Маркетинг и появился именно как реакция на несовершенство рыночного механизма «автоматического» регулирования спроса и предложения, как попытка «спланировать» рынок, уменьшить его неопределенность и связанный с нею риск принятия решений.

В менеджменте основные маркетинговые функции управления имеют стратегическую направленность. Можно сказать, что маркетинг — это управленческая функция, имеющая результатом генерирование идей и установления целей для фирмы. Главная цель —то, ради чего создана и/или функционирует фирма, называется ее миссией.

Вся деятельность менеджмента фирмы как органа управления фирмой направлена на выполнение миссии и достижения поставленных для этого целей на основе учета, использования и развития внутренних факторов, т.е. кадрового, научно-технического и производственного потенциалов фирмы. Развитие производительных сил, насыщение рынка товарами и услугами, обострение конкуренции, с одной стороны; развитие человека как главной производительной силы, возвышение его потребностей и роста платежеспособности — с другой, обусловили появление современных концепций маркетинга и менеджмента. Возникла новая философия предпринимательства, отражающая приоритет потребления над производством, потребителя над производителем. Предприятие концентрирует свое внимание на достижении и постоянном поддержании максимального уровня удовлетворения потребителей, получая прибыль именно благодаря этому.

Социально-этический маркетинг предусматривает удовлетворение потребностей потребителей без ущемления интересов других потребителей и общества в целом.

В условиях становления постиндустриальной эпохи способность предприятия продлить свое существование и его успех зависят от своевременного учета развития внешней среды, т.е. от маркетинга, и от непрерывного роста своего информационного потенциала (в широком смысле этого слова), возможности гибко адаптироваться к требованиям рынка. Для этого необходимо своевременно создавать и внедрять новые товары на рынке на основе изучения и прогноза не только рынка, но и тенденций социально-экономического развития, достижений научно-технического прогресса (рис. 5). Очевидно, что необходимость выполнения всех функций маркетинга и менеджмента не означает обязательного наличия в фирме соответствующих служб (подразделений).

 

Рис. 5. Управление созданием и внедрением новых товаров на рынке

 

Конкуренция порождает стремления к монополизму, которые ведут к столкновению интересов и разъединению субъектов экономики. Однако в современной экономике действуют и интеграционные процессы, ведущие к достижению согласования интересов и интеграции производства и управления.

Современный менеджмент является интегрированным, объединяющим все подходы к управлению (научный, человеческих отношений, административный) по уровням и функциям управления (управление технологическим и производственным процессами, управление персоналом и др.).

Интегрирующим фактором являются маркетинговые функции как внутри фирмы, нацеливая все ее службы на выпуск необходимой продукции, так и вне фирмы, проявляясь в достижении согласованных действий с потребителями, поставщиками и конкурентами.

Интеграция проявляется, например, в одновременном создании продукта и потребителя, т.е. производитель и потребитель совместно принимают решения от зарождения до реализации идеи. Это особенно характерно и важно для сложной наукоемкой и капиталоемкой продукции (высокие технологии, сложные аппаратура, оборудование). И это полностью соответствует философии маркетинга: сначала потребности, потом разработки товара и его производство. Объективное развитие рыночной экономики, обострение конкуренции приводят к появлению больших фирм и корпораций, отражающих развитие и усложнение технологий, и рост масштабов производства.

В настоящее время происходит интеграция не только предприятий на основе взаимосвязи технологий, но и национальных экономик в единый мировой экономический организм. Решающую роль в его формировании играют транснациональные финансово-промышленные корпорации (ТНК). Конкуренция ТНК приходит на смену конкуренции фирм. Управление крупными корпорациями более сложно, чем управление отдельной фирмой. Управление ТНК относят иногда к среднему уровню, соответствующему т.н. мезоэкономике (оборонно-промышленный, агропромышленный, топливно-энергетический комплексы). Для этого уровня повышается социальная ответственность перед обществом, поскольку так же, как и на уровне фирмы, необходимо решать три фундаментальных вопроса экономики: что, как и для кого производить. Но последствия ошибок в принятии этих решений, учитывая глобальные взаимосвязи между экономикой, экологией и политикой, намного весомей, чем ошибки отдельной фирмы. Поэтому так велика роль науки в принятии решений.

Стратегия развития финансово-промышленных комплексов и корпораций не может оставаться без внимания со стороны государства. Государство управляет национальной экономикой, или общественным воспроизводством, условия, факторы и результаты развития которого изучаются макроэкономикой. Управление национальной экономикой направлено на повышение ее эффективности. Основные показатели эффективности общественного производства — производительность общественного труда, национальный доход на душу населения, издержки производства и обращения на 1 руб. общественного продукта и др. Эффективным часто считают такое состояние, при котором наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества при данных ограниченных затратах. Однако здесь больше вопросов, чем ясности: что значит полное удовлетворение, какие потребности считать действительно необходимыми и т.д.?

Рыночная экономика и философия маркетинга ставят потребности как таковые превыше всего. Выполнение этих принципов в рыночной экономике на уровне фирм приводит последние к успеху, а в целом обеспечивает экономический рост. А чем должно руководствоваться государство, решая те же фундаментальные вопросы экономики: что производить (какова должна быть структура национальной экономики?), каким образом (какие макротехнологиивыбрать и развивать) и для кого (как эффективно распределять национальный общественный продукт)?

Государство в своей экономической политике, учитывая интеграцию в мировую экономику как объективный фактор, должно ориентироваться на тенденции развития и национального, и мирового рынков. При этом принимают во внимание имеющиеся долговременные конкурентные преимущества и специфику национальной экономики (сложившуюся структуру производства, традиции, богатство природных ресурсов и др.).

Так, учитывая мощный научно-технический потенциал оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и необходимость интеграции в мировую экономическую систему, в ноябре 2001 г. Госсовет и Совет безопасности приняли «Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», главной стратегической целью которой является «обеспечение эффективного функционирования ОПК как высокотехнологичного и многофункционального сектора».

Одновременно правительством была утверждена федеральная целевая программа (на 10 лет) «Электронная Россия». Это не случайно, так как ни ОПК, ни другие отрасли промышленности не выйдут на новый уровень конкурентоспособности, если не будут опираться на новейшие информационные технологии.

Основным источником современного экономического роста являются научно-технический прогресс и интеллектуальный потенциал общества. Но экономика развивается неравномерно из-за неравномерности научно-технического прогресса, проявляющегося в периодическом достаточно длительном во времени замещении целостных комплексов технологически сопряженных производств — технологических укладов. В ходе каждого структурного кризиса мировой экономики, сопровождающего процесс замещения доминирующих технологических укладов, открываются новые возможности экономического подъема.

Задача управления экономикой состоит в создании конкурентоспособных в масштабах мирового рынка производств наукоемкой продукции, экспорт которой, как показывает анализ, обеспечивает успех развитым странам. Для выхода на мировой рынок и завоевания соответствующей доли на нем, обеспечивающей устойчивое развитие национальной экономики, как государство, так и крупные корпорации должны иметь соответствующий потенциал. Потенциал — это способность эффективно проводить и пропагандировать мероприятия (маркетинг), а эффективность — это результат использования данного потенциала для удовлетворения спроса общества на соответствующие блага.

Из сказанного следует, что целеполагание как исходный пункт управления в микро- и макроэкономике основывается на удовлетворении потребностей человека (общества). Наилучшее удовлетворение потребностей — это главный критерий эффективности в рыночной экономике. Однако нельзя ориентироваться лишь на рынок, игнорируя тенденции социально-экономического развития, политические и другие изменения. Это становится в настоящее время понятным все большему числу предпринимателей.

Для менеджеров крупных компаний и тем более государственных руководителей это должно стать атрибутом их деятельности.

В управлении экономикой необходимо учитывать следующие глобальные тенденции:

• численность населения мира растет высокими темпами: по самым скромным оценкам, к концу следующего века она увеличится вдвое. Экологические беды вызываются разными причинами, но все они усугубляются высокими темпами роста населения;

• за последние несколько десятилетий увеличивается потребление природных ресурсов, часто малоэффективное и нерациональное. Возобновляемые ресурсы (вода, лес, воздух и др.)не успевают при этом восстанавливаться;

• рост численности населения и расточительное использование природных ресурсов способствуют разрушению окружающей среды. Разрушение экосистем приводит к потере биологического разнообразия и генетических ресурсов;

• нерациональное использование ресурсов сопровождается загрязнением атмосферы, воды и почвы такими соединениями, которые разлагаются в течение длительного времени. С увеличением количества источников и видов загрязнения этот процесс ускоряется. Самая сложная и потенциально наиболее опасная проблема — изменение климата и устойчивости систем циркуляции воздушных масс.

Необходим не просто экономический рост, а устойчивое экономическое развитие, обеспечивающее в идеале состояние, близкое к экономико-экологическому равновесию.

Требуются новые подходы и к экономике, и к определению жизненных ценностей человека и в целом общества. Современная рыночная экономика не отвечает требованиям устойчивого развития. «Бюрократический социализм рухнул, потому что не позволял ценам говорить экономическую правду. Рыночная экономика может погубить окружающую среду и себя, если не позволит ценам говорить экологическую правду».

Очевидно, что сами по себе субъекты рыночной экономики не научатся отражать в ценах экологическую правду. Задача государства — изменить экономические стимулы и заставить рыночные механизмы работать в пользу экологически чистых технологий и производств.

Понимание необходимости и проблем перехода к устойчивому развитию экономики приводит к переосмысливанию роли государства во всем мире.

Соответственно меняются и подходы к управлению фирмами, корпорациями и национальной экономикой в целом, глобальными бизнес-процессами, малым бизнесом и т.д.

В данном вопросе нами изучены отношения государства и рынка, особенности менеджмента в микро- и макроэкономике.

 

Заключение.

В настоящей лекции были рассмотрены основные понятия и сущность экономических основ управления, особенности отношения собственности управления, государственного управления и менеджмента.

Основные выводы:

1. Управление и экономика как сферы деятельности и как научные дисциплины неразрывны. В управленческой деятельности используются познанные экономической наукой законы и закономерности поведения людей при производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ. В то же время повседневная организационная и управленческая деятельность людей, результаты управленческих решений, отражающие объективные условия развивающейся экономики, служат основой для развития экономической науки.

2. Отношения собственности, изучаемые в экономике, и собственность как источник власти и управления меняются с развитием производительных сил. Эффективное развитие в постиндустриальную эпоху связывается с рассредоточением собственности или увеличением числа собственников, снижением различий в уровнях потребления. Основными должны стать коллективные формы собственности, сохраняющие черты частной собственности: акционерная, кооперативная и др.

3. Решающим фактором производства становятся информация, научное знание, эффективное развитие, использование которых требуют обеспечения к ним широкого доступа.

4. Изменение роли факторов производства и новые управленческие подходы обусловливают необходимость пересмотра содержания и роли таких экономических категорий, как заработная плата, прибыль, капитал и др.

5. Новые подходы к управлению предприятием, способствующие успеху в конкуренции, предусматривают стимулирование творческой энергии работников, привлечение их к принятию решений на различных уровнях управления. Главным становится человеческий капитал.

6. Управление предприятиями (менеджмент в микроэкономике) по мере развития рыночной экономики все в большей степени зависит от экономической политики государства (менеджмент в макроэкономике).

7. Все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности и объема производства находятся под влиянием глобальных процессов: мировое разделение труда, развитие транснациональных компаний, повышение роли научно-технического потенциала в конкурентной борьбе, дефицит ресурсов, ухудшение состояния окружающей среды.

8. В управлении главным фактором становятся стратегические решения, повышается социальная ответственность управленцев всех уровней перед обществом и работниками управляемых предприятий.

9. Современный менеджмент становится наукоемкой сферой деятельности и все в большей мере требует высокого профессионализма и разносторонних знаний.

 

 

доцент кафедры Экономики, финансов и менеджмента

В. Степанников

«___» февраля 2012 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.