КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика возможной величины потерь по зонам затопления
Поражающие факторы ЧС и современных средств вооруженной борьбы. Медико-санитарные последствия ЧС и военных конфликтов. Краткая характеристика зон ЧС и очагов массовых санитарных потерь. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее ЧС). Виды стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф. Предназначение, основные задачи, организационные принципы построения и функционирования, структура Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ГСЧС). Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) в мирное и военное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий (имеется в виду проведение спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановление жизнеобеспечения населения. Восстановление объектов и территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, в компетенцию ГСЧС не входит), обеспечения безопасности населения, защиты окружающей природной среды и уменьшения ущерба объектам хозяйствования. Сноска. Предупреждение социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков и ликвидация их последствий в компетенцию системы не входят. Основными задачами ГСЧС являются: - проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей природной среды при возникновении ЧС в мирное и военное время; - формирование системы организационных, экономических и правовых мер по обеспечению защиты населения, территорий, технической и экологической безопасности; - определение порядка реагирования на чрезвычайные ситуации, устранения их последствий, расследования причин их возникновения; - организация мониторинга и информирования населения; - организация разработки и выполнения государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, защиту человека и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования объектов хозяйствования и социальной сферы при возникновении аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий, эпифитотий; - обеспечение высокой готовности органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств ГСЧС к действиям в ЧС, проведение работ по их ликвидации; - прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения; - обучение и подготовка населения к действиям в ЧС, подготовка и повышение квалификации кадров специалистов ГСЧС; - осуществление международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС, оказание помощи зарубежным странам в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. В состав ГСЧС входят: - центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям с его территориальными органами и подведомственными организациями; - органы управления центральных и местных исполнительных органов, организаций, обеспечивающие предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций по вопросам, входящим в их компетенцию. Для координации действий центральных и местных исполнительных органов, организаций создаются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций: (компетентность и коллегиальность принимаемых решений) - Межведомственная государственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - территориальные комиссии по чрезвычайным ситуациям областей, городов и районов; - комиссии по чрезвычайным ситуациям центральных исполнительных органов Республики Казахстан (далее - отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям; - Национальная комиссия по реагированию на нефтяные разливы; - Координационный совет по обеспечению безопасности и противодействия терроризму на транспорте; - областные (городские) комиссии по обеспечению безопасности на транспорте; - республиканская и территориальные эвакуационные комиссии; - эвакуационные и эвакоприемные комиссии центральных и местных исполнительных органов; - комиссии по чрезвычайным ситуациям, эвакуационные и эвакоприемные комиссии организаций, независимо от форм собственности (далее - организации), создаваемые по решению начальников Гражданской обороны. ГСЧС включает в себя территориальные, функциональные и отраслевые (объектовые) подсистемы и имеет два уровня: местный и республиканский (государственный). Территориальные подсистемы ГСЧС соответствуют принятому административно-территориальному делению. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории и, как правило, включает в себя: - комиссию по ЧС (областную, районную, городскую, поселковую, объектовую) или другой орган, выполняющий ее функции; - территориальные органы (областное, городское управление, районный отдел по ЧС), МЧС РК; - орган повседневного управления (дежурную службу или Службу спасения 051); - силы и средства функциональных и ведомственных подсистем на данной территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские и материально-технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, а также специальные учебные заведения. Функциональные подсистемы ГСЧС состоят из органов управления; сил и средств центральных исполнительных органов и организаций Республики Казахстан, непосредственно решающих задачи: - по наблюдению за состоянием окружающей природной среды и контролю обстановки на потенциально опасных объектах; - предупреждению ЧС; - защите жизни и здоровья людей; - использованию чрезвычайных резервных фондов; ликвидации ЧС. При этом в состав отдельных функциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких центральных исполнительных органов, организаций, решающих схожие задачи или задачи, дополняющие друг друга. Основные задачи, организация и порядок деятельности функциональных подсистем определяются положениями о республиканских службах гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, утверждаемыми центральным исполнительным органом Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям. Перечень республиканских служб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций определяется решением Правительства Республики Казахстан. Отраслевые (объектовые) подсистемы ГСЧС создаются в центральных исполнительных органах Республики Казахстан, организациях и предназначены для предупреждения и ликвидации ЧС непосредственно на управляемых ими объектах. При этом каждая отраслевая (объектовая) подсистема, ее звенья включают в себя, как правило: - руководящие органы, органы повседневного управления (дежурно-диспетчерская служба); силы и средства контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах и наблюдения за состоянием природной среды; - силы и средства по ликвидации ЧС. Координацию действий организаций, органов и служб в этой сфере осуществляют комиссии по чрезвычайным ситуациям центральных исполнительных органов Республики Казахстан (далее - отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям), рекомендации которых учитываются руководящими органами отрасли при принятии решений по предупреждению и ликвидации ЧС. К республиканскому (государственному) уровню в ГСЧС относятся: - центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям (МЧС), его территориальные органы и подведомственные организации; - иные центральные исполнительные органы (министерства, ведомства); - центральные дежурно-диспетчерские пункты; - силы и средства наблюдения, контроля; - силы и средства ликвидации ЧС; - мобильные пункты управления и связи. Координацию их действий в рамках ГСЧС осуществляет Межведомственная государственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, решения которой носят рекомендательный характер. К местному уровню в ГСЧС относятся: - местные исполнительные органы; - территориальные органы (областные, городские управления и районные отделы по ЧС) МЧС; - дежурно-диспетчерские службы организаций, - силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации ЧС на данной территории. Координацию их деятельности осуществляют соответствующие территориальные комиссии по чрезвычайным ситуациям, решения которых носят рекомендательный характер. В решении задач по защите жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей и окружающей природной среды в условиях ЧС на всех уровнях могут участвовать на добровольной основе общественные организации (профессиональные союзы, ассоциации спасательных формирований, добровольные общества и другие общественные формирования) в соответствии с законодательством Республики Казахстан и их уставами. Эти задачи они решают путем: - проведения необходимой разъяснительной работы среди своих членов и других групп населения, - непосредственного участия в осуществлении государственных долгосрочных целевых программ, направленных на предупреждение различных бедствий и ослабление их негативных последствий, - проведение (при наличии подтвержденной государственной аттестацией, специальной подготовки) аварийно-спасательных работ, оказание помощи пострадавшему населению в районах бедствий. Руководство ГСЧС осуществляют: 1) на республиканском (государственном) уровне: - Президент и Правительство Республики Казахстан в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан; - центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям (создание, функционирование и дальнейшее развитие ГСЧС, а также оперативное управление ГСЧС); - центральные исполнительные органы Республики Казахстан (руководство функциональными и отраслевыми подсистемами ГСЧС); 2) на местном уровне: - местные исполнительные органы, рабочими аппаратами которых при управлении территориальными подсистемами ГСЧС являются территориальные органы центрального исполнительного органа по чрезвычайным ситуациям, - отделы (работники) по Гражданской обороне в местных исполнительных органах; руководители организаций (руководство объектовыми подсистемами ГСЧС). При принятии решений руководящие органы ГСЧС учитывают рекомендации соответствующих межведомственных, территориальных и отраслевых комиссий по ЧС. Межведомственная государственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций возглавляется Первым заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан, а территориальные и отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям - заместителями акимов областей, городов, районов, заместителями руководителей центральных исполнительных органов соответственно. Размещение органов повседневного управления ГСЧС осуществляется на городских и загородных пунктах управления, которые оснащаются соответствующими средствами связи и оповещения и поддерживаются в постоянной готовности к использованию.
Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Виды стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф. Стихийные бедствия. 1. При угрозе и возникновении землетрясения на территории Республики Казахстан 5 баллов и более. При возникновении землетрясения в сопредельных государствах, регистрируемое на территории Республики Казахстан силой 5 баллов и более. 2. При угрозе и возникновении селевых выбросов, повлекших за собой человеческие жертвы и нанесших материальный ущерб. 3. При ураганах и метелях, повлекших за собой человеческие жертвы и нанесших значительный материальный ущерб. 4. При сходе снежных лавин и оползнях, повлекших человеческие жертвы и разрушения. 5. При возникновении лесных и степных пожаров, приведших к человеческим жертвам, или нанесших значительные экономические потери или при площади горения более 1000га. 6. При образовании наводнений и дождевых паводков, повлекших за собой гибель людей и материальный ущерб. Техногенные аварии и катастрофы: 1. При авариях на производстве, приведших к гибели 5 и более человек. 2. При крупных производственных авариях, пожарах и катастрофах, в результате которых остановлена производственная деятельность. 3. При аварии на химически опасных объектах и транспорте с выбросом сильно действующих ядовитых веществ (СДЯВ). 4. При крупных авариях на железнодорожном и морском транспорте, повлекшими за собой человеческие жертвы и остановку движения транспорта. 5. При авиакатастрофах и происшествиях. 6. При пожарах(взрывах), авариях и обрушениях в системах жизнеобеспечения, приведших к человеческим жертвам. 7. При прорыве плотин, водохранилищ и крупных накопителей. 8. Особо опасные инфекционные заболевания и поражение токсичными веществами 9. При групповом инфекционном заболевании - 20 человек и более. 10. При эпидемиях, уровень смертности при которых превышает среднестатистические данные в 2 раза и более. 11. При случаях обнаружения больных (вирусоносителей) особо опасными карантинными инфекциями. 12. При массовом отравлении людей (25 человек и более).
В общем случае в своем развитии чрезвычайные ситуации проходят пять основных фаз: - Фаза накопления отклонений объекта от нормального протекания процесса, характеризующаяся продолжительностью, возможностью фиксации отклонения и принятием профилактических мер. - Фаза инициирования события (аварии, стихийного бедствия, катастрофы). Эта фаза скоротечна и характеризуется отсутствием времени для осуществления эффективных действий для предотвращения чрезвычайной ситуации. - Фаза непосредственного развития и протекания процесса чрезвычайной ситуации. В это время происходит непосредственное воздействие поражающих факторов на людей, объекты и природную среду. Эта фаза носит длительный характер, а в случае промышленной аварии процесс ее протекания определяется не начальными событиями, а структурой производства и используемыми технологиями, что затрудняет прогнозирование развития ЧС. - Фаза действия остаточных факторов поражения, в течение которой возможно распространение поражающих факторов за пределы объекта поражения. - Фаза ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, которая может быть начата в ходе протекания третьей фазы. В ходе ликвидации последствий ЧС могут привлекаться силы и средства организации — объекта поражения, а при широких масштабах поражения — войска гражданской обороны РК, силы МЧС РК, воинские подразделения Министерства обороны и т.д.
Основными поражающими факторами как природных так и техногенных катастроф являются: - динамический, механический воздействующий на человека и окружающую среду в целом (взрывная волна(баротравма, контузии), метательное действие вторичных снарядов (летящие с огромной скоростью различные предметы), придавливание разрушенными конструкциями зданий, шахт и т.д.); - термический (высокая или низкая температура, лучевая энергия); - химически вредные вещества; - радиоактивное излучение; - биологические (бактериологические) средства (микробные рецептуры и средства их доставки –применения-) - психический – психотравмирующие воздействия катастрофы на человека. Эти поражающие факторы могут воздействовать одновременно (одномоментно) или последовательно один за другим вызывая разнообразные травмы и заболевания у населения. Говоря о поражающих факторах чрезвычайных ситуаций, следует остановиться на характеристике современных средств поражения. В настоящее время боевое оружие достигло невероятно высокой степени развития. Наряду с обычным оружием на вооружении армий имеется оружие массового поражения, мощность которого практически беспредельна. Медико-санитарные последствия ЧС - комплексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организацию медико–санитарного обеспечения. Включает данные по: - величине и структуре санитарных потерь при ЧС; - нуждаемости пораженных в различных видах медицинской помощи; - условиям проведения лечебно – эвакуационных мероприятий в зоне ЧС; - санитарно – гигиенической и санитарно – эпидемиологической обстановке, сложившейся при ЧС; - выходу из строя или нарушению деятельности расположенных в зоне ЧС лечебно – профилактических, санитарно – гигиенических, противоэпидемических учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом, а также нарушению жизнеобеспечения населения в зоне ЧС и прилегающих к ней районах и др. Основные показатели, характеризующие чрезвычайную ситуацию в интересах здравоохранения, можно объединить в группы по этиологическому фактору: А).Катастрофы техносферного характера: - транспортные аварии; - пожары, взрывы; - аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ; - аварии с выбросом радиоактивных веществ; - аварии с выбросом биологически опасных веществ; - гидродинамические аварии; - аварии на системах жизнеобеспечения; - внезапное обрушение зданий. Б).Катастрофы природного характера: - геологические опасные явления; - гидрометеорологические и гелиофизические опасные явления; - природные пожары; - особо опасные инфекционные болезни. В).Катастрофы экологического характера: - связанные с изменением состояния суши; - связанные с изменением состояния гидросферы; - связанные с изменением состава и свойств атмосферы. по количеству пострадавших: - малое число пораженных (от 10 пораженных и 4 погибших), до тех количеств(несколько десятков пораженных – от 50 до 150 человек пораженных), которые могут потребовать привлечения всех дежурные силы системы экстренной медицинской помощи); - среднее число пострадавших - это то их количество (от 150 до 500 пораженных), которое потребует приведения в действие системы экстренной медицинской помощи на региональном уровне. - большое количество - превышающее эти цифры (свыше 500 человек пораженных), когда требуется помощь извне. По механизму формирования потока пострадавших: - одномоментный - при возникновении потока санитарных потерь в течение минут, часов после катастрофы; - пролонгированный - в течение нескольких дней; - медленный - в течение недель, месяцев; - отсроченный - при возникновении потока санитарных потерь спустя некоторое (часы, дни) время после катастрофы. Примеры оценки случившихся катастроф с использованием приведенной классификации. Катастрофа ситуация 20 марта 1989 г. на ПО "Азот" в г..Ионава (Литва). Разрушение изотермической емкости привело к выбросу около 7000 т аммиака, в дальнейшем в результате пожара и возгорания нитрофоски в атмосферу выделились хлор, фтор, окислы азота и другие токсические вещества. В итоге - 64 пострадавших, из которых 7 погибло. Данную ситуацию можно определить как катастрофу техносферного характера связанную с выбросом СДЯВ; имеющую масштаб объектового уровня; со средним количеством пострадавших; с одномоментным механизмом формирования потока пострадавших; с преобладанием поражений СДЯВ. Известное землетрясение в Армении в 1988 г. можно охарактеризовать как катастрофу природного характера, связанную с геологическим опасным явлением; межгосударственного уровня; с большим количеством пострадавших; с пролонгированным механизмом формирования санитарных потерь. Медико-тактическая характеристика аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО). Объекты, на которых производятся, хранятся, транспортируются пожаровзрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию и (или) взрыву, называют ПВОО. Как известно, горение - это экзотермическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и обычно свечением. Для возникновения процесса горения необходимы: * горючее (это вещество, способное самостоятельно гореть после удаления источника зажигания) * окислитель (чаще это кислород; если количество кислорода в воздухе уменьшается до 14-15% - горение прекращается) * источник зажигания (пламя, электрический разряд и др.). Прогнозирование пожаро- и взрывоопасной обстановки объектами здравоохранения проводится в случаях, когда они могут оказаться в зонах воздействия поражающих факторов в результате аварий на пожаро и взрывоопасных объектах или сами представляют опасность. При прогнозировании пожаро- и взрывоопасной обстановки учитываются следующие исходные данные: * наличие, размещение и характеристика пожаро- и взрывоопасных объектов, степень (категория) их опасности * характер застройки по месту расположения здравоохранения и пожаро -взрывоопасных объектов (плотность застройки, этажность зданий, ширина улиц, наличие водоемов и др.) * наличие транспортных коммуникаций, по которым перевозятся пожаро и взрывоопасные вещества * метеорологические условия. В соответствии со строительными нормами и правилами здания и сооружения в зависимости от их особенностей и предназначения по пожаро- и взрывоопасности подразделяются на 5 категорий (А,Б,В,Г,Д): А: Нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия, склады ГСМ, предприятия искусственных волокон, АЭС, предприятия по переработке металлического натрия и др. Б: Предприятия по хранению и переработке угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, кинопленки и др. В: Древесные склады, столярные мастерские, мебельные фабрики, электростанции, текстильные предприятия и др. Г: Металлургические заводы, термические цеха и др. Д: Металлообрабатывающие предприятия, станкостроительные цеха и др. Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для здоровья и жизни людей. Отдельные пожары - это пожары в изолированных зданиях, сооружениях. Совокупность отдельных пожаров, охватывающих более 25% зданий, называют массовыми пожарами. В населенных пунктах с деревянными постройками при сильном ветре в течение 30-40 минут из отдельных очагов могут возникнуть участки сплошных пожаров. При определенных условиях в городах может возникнуть так называемый огненный смерч. Он характеризуется наличием восходящих потоков сильно нагретых газов, а также притоком с периферии воздушных масс с ураганной скоростью (50-100км/час). При таком ветре разрушаются здания, вырываются с корнем деревья. При огненном смерче в пожар вовлекается более 90% зданий. Даже при отдельных пожарах температура в зоне горения может достигать 1000 градусов. А вдыхание нагретого воздуха даже при t 60град.вызывает ожог слизистой верхних дыхательных путей. В закрытых помещениях концентрация продуктов горения достигает токсических величин. При авариях на объектах групп А,Б возможны сплошные пожары, охватывающие всю территорию с распространением на прилегающую городскую застройку При авариях на объектах групп В,Г,Д могут быть отдельно расположенные очаги пожаров, а их распространение на прилегающую застроенную часть города возможно только при определенных метеорологических условиях, характере застройки и степени огнестойкости зданий. По характеру возгораемости здания и сооружения подразделяются на четыре степени огнестойкости: 1-й и 2-й степени огнестойкости - это железобетонные сооружения с несгораемыми конструкциями 3-й степени огнестойкости - это кирпичные здания с деревянными перекрытиями 4-й степени огнестойкости - это деревянные здания и сооружения. Характер распространения пожаров зависит от плотности застройки, степени огнестойкости зданий, метеорологических условий времени года и суток. Большое значение имеет ширина улиц и наличие разрывов между застроенными территориями. При ширине улиц менее 30 м с застройкой зданиями 3-й и 4-й степени огнестойкости пожары могут носить сплошной характер. При этом ввод пожарных и других формирований по этой улице затруднен, требует специальных средств защиты. При ширине улицы от 30 до 50 м степень теплоизлучения в середине улицы при пожаре меньше и ввод формирований возможен с определенными предостороженностями. При ширине улиц более 50 м ввод формирований для тушения пожаров, проведения спасательных работ и оказания медицинской помощи пораженным безопасен. Разрывы между зданиями более 100 м резко уменьшают пожароопасность района. При сухой погоде в дневное время, когда скорость ветра 10-20м/сек, пожар распространяется до 40-70км/час, а ночью интенсивность его распространения снижается примерно в 2 раза. Важно учитывать время развития пожара в здании до его полного охвата огнем: степень огнестойкости характер застройки зданий время развития пожара зданий (этажность) (час) 1-5 этажные до 0,5 2-х этажные до 1 5-и этажные до 1,5 5-и этажные до 3 - 4 5-и этажные более 4 Продолжительность горения и тления в завалах может составлять несколько суток. Основные поражающие факторы аварий на ПВОО: * воздушная ударная волна * осколочные поля, создаваемые летящими осколками оборудования * тепловое излучение пожаров * действия ядовитых веществ, образующихся в результате катастрофы. Возникновение и развитие пожаров сопровождается образованием зон задымления. Задымление представляет опасность для населения за счет содержания в воздухе окиси углерода (СО). При концентрации СО в воздухе 0,2% возможно смертельное отравление в течение 30-60 минут, а при концентрации 0,5-0,7% в течение нескольких минут. Задымление на открытой местности считается опасным, когда видимость не превышает 10м. Следует помнить, что СО поступает в организм через дыхательные пути. Причины, определяющие число потерь при пожарах и взрывах: * масштабы пожара или мощность взрыва * характер и плотность застройки в населенных пунктах * огнестойкость зданий и сооружений * метеорологические условия (скорость ветра, осадки и др.) * время суток * плотность населения в зоне действия поражающих факторов. Очаги поражения СДЯВ в зависимости от продолжительности заражения местности и времени проявления поражающего действия (времени формирования потерь среди населения) подразделяются на 4 вида (медикотактическая классификация СДЯВ): 1. очаг поражения нестойкими быстродействующими веществами, образуется при заражении синильной к-той, аммиаком, окисью углерода и др. 2. очаг поражения нестойкими медленнодействующими веществами - фосгеном, хлорпикрином, азотной к-той и др. 3. очаг поражения стойкими быстродействующими веществами - анилином, фурфуролом и др. 4. очаг поражения стойкими медленнодействующими веществами - серной к-той, тетраэтилсвинцом и др. Санитарно-эпидемическое состояния зоны ЧС на основе оценки санитарно-эпидемических критериев: - благополучное состояние; - неустойчивое состояние; - неблагополучное состояние; - чрезвычайное состояние. Исходя из характеристики эпид. очага в зонах ЧС, санитарные потери среди населения в очаге инфекционных заболеваний будут зависеть от своевременности и полноты проведения комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Под санитарными потерями в эпид. очаге понимается число заболевших людей вследствие распространения инфекции на этапе развития эпидемического процесса. При оперативных расчетах потери населения в районах стихийных бедствий и катастроф можно определить по следующей формуле: Сп = К х И х (1-Н) х (1-Р) х Е где Сп - санитарные потери населения (чел.) К - численность зараженного и контактировавшего населения, чел. И - контагиозный индекс Н - коэффициент неспецифической защиты Р - коэффициент специфической защиты (коэффициент иммунности) Е - коэффициент экстренной профилактики (антибиотикопрофилактики). Медико-тактическая характеристика зон радиоактивного заражения при авариях на ядерных энергетических установках. Ядерные энергетические установки и другие объекты экономики, при авариях и разрушениях которых могут произойти массовые радиационные поражения людей, животных и растений, называют радиационно опасными объектами (РОО). Выброс радиоактивных веществ за пределы ядерно-энергетического реактора, в результате чего может создаться повышенная радиационная опасность, представляющая собой угрозу для жизни и здоровья людей, называется радиационной аварией. В зависимости от границ распространения радиоактивных веществ и радиационных последствий выделяют: - локальные аварии (радиационные последствия ограничиваются зданием, сооружением с возможным облучением персонала) - местные аварии (радиационные последствия ограничиваются территорией - общие аварии (радиационные последствия распространяются за границу территории АЭС). Размер зон загрязнения местности находится в зависимости от категории устойчивости атмосферы и выхода активности - выброса РВ из активной зоны реактора в зависимости от масштаба аварии. Медико-тактическая характеристика районов затопления при наводнениях. В зависимости от масштабов затопления и наносимого ущерба наводнения разделяют на 4 группы: 1я группа - низкие наводнения. Наблюдаются на равнинных реках. Повторяемость - в 5-10 лет. Площадь затопления небольшая, обычно нет угрозы здоровью людей 2я группа - высокие наводнения. Происходят раз в 20-25 лет. Здесь появляется угроза жизни людей, что обусловливает необходимость частичной эвакуации 3я группа - выдающиеся наводнения. Затопление распространяется на целые речные бассейны. Возникает необходимость эвакуации значительной части населения. Повторяются в 50-100 лет 4я группа - катастрофические наводнения. Встречаются не чаще 1 раза в 100-200 лет. Эти наводнения приводят к значительному материальному ущербу и большим потерям среди населения. Стихийные явления, какими являются наводнение или катастрофическое затопление водой населенных пунктов на больших территориях, накладывают свои особенности на тактику деятельности здравоохранения и использование медицинских сил и средств. В данном случае имеют значение, прежде всего масштабы территории затопления и тот факт, что большое количество населения оказывается без крова, без питьевой воды и продуктов питания, подвергается воздействию холодной воды, ветра и других метеорологических факторов. На затопляемой территории выделяют четыре зоны катастрофического затопления (ЗКЗ): 1. Первая зона примыкает непосредственно к гидросооружению или началу природного явления, которая простирается на 6-12 км, высота волны может достигать нескольких метров. Волна характеризуется бурным потоком воды со скоростью течения 30 и более км/час. Время прохождения волны - 30 мин. 2. Вторая - зона быстрого течения (15-20км/час). Протяженность этой зоны может быть 15-25 км. Время прохождения волны 50-60 мин. 3. Третья ЗКЗ - зона среднего течения со скоростью 10-15км/час и протяженность до 30-50км. Время прохождения волны 2-3 часа. 4. Четвертая ЗКЗ - зона слабого течения (разлива). Скорость течения может достигать 6-10 км/час. Ее протяженность будет зависеть от рельефа местности и может составить 36-70 км от гидросооружения или места начала природного явления.
Литература 1. Закон Республики Казахстан от 5 июля 1996 г. № 19-1 О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» 2. Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 года № 100-I «О гражданской обороне» 3. Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 27 сентября 1994 г. N 1068 «О создании службы экстренной медицинской помощи Республики Казахстан в чрезвычайных ситуациях» 4. Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 11 октября 1994 г. N 1159 «О создании республиканской автоматизированной информационно-управляющей системы по чрезвычайным ситуациям» (с изменениями, внесенными в соответствии с постановлением Правительства РК от 20 августа 1996 г. N 1031) 5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 августа 1997 года № 1298 «О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 31.12.03 г. N 1387) 6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 декабря 2003 года N 1237 «Об утверждении перечня и создании республиканских служб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» 7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 декабря 2004 года № 1310 «Об утверждении классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 8. Инструкция по организации и ведению Гражданской обороны Республики Казахстан, утвержденная приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям от 13 июля 2000 г. N 165. 9. Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям от 23 июня 2000 года N 139 «Об утверждении Инструкции "О формированиях Гражданской обороны и примерные нормы оснащения (табелизации) их материально-техническими средствами”» 10. Бова А.А., Горохов С.С., Яблонский В.Н. Военная токсикология и токсикология экстремальных ситуаций. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Минск. 2002. 11. Пособие по оценке химической обстановки для гражданской обороны. Москва. 1977. 12. Сахно И.И. с соавторами. Организация медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. Санкт-Петербург. 2003. 13. Шойгу С.К., Гончаров С.Ф., Лобанов Г.П. Землетрясения: закономерности формирования и характеристика потерь населения. Контрольные вопросы (обратная связь) 1. Предназначение и основные принципы Гражданской обороны. 2. Определение понятия «Чрезвычайная ситуация». 3. Состав и задачи ГСЧС. 4. Что понимается под медико-санитарными последствиями ЧС. 5. Медико-тактическая классификация чрезвычайных ситуаций. 6. Какими показателями определяются типы очагов массовых санитарных потерь при чрезвычайных ситуациях.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |