КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, признаки и виды хозяйственной деятельности
Тема 1. ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА
План 1. Понятие, признаки и виды хозяйственной деятельности. 2. Объективная основа, средства и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности. 3. Понятие и виды хозяйственных правоотношений. 4. Методы правового регулирования хозяйственной деятельности. 5. Понятие и система хозяйственного права. 6. Понятие и признаки хозяйственного законодательства. 7. Система хозяйственного законодательства.
Возможные сокращения: ХД – хозяйственная деятельность, ПД – предпринимательская деятельность; НХД – некоммерческая ХД; ЗУ - Закон Украины, ХКУ – Хозяйственный кодекс Украины. Согласно ст. 3 ХКУ под ХД понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на производство и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность. ХД характерны следующие признаки: 1) эта деятельность направлена на производство продукции (товаров), выполнение работ и предоставление услуг с целью удовлетворения потребностей других субъектов; 2) она осуществляется, как правило, на профессиональных началах; 3) результаты этой деятельности имеют форму товара, а значит и стоимостное выражение; 4) в процессе организации и осуществления этой деятельности объединяются как частные интересы производителя, так и публичные интересы государства и общества в целом. Согласно ст. 3 ХКУ ХД, осуществляемая для достижения экономических и социальных результатов и с целью получения прибыли является предпринимательством, а субъекты, осуществляющие эту деятельность – предпринимателями. ХД, которая осуществляется без цели получения прибыли является некоммерческой ХД. В главах 4 и 5 ХКУ закреплены общие положения относительно предпринимательства и некоммерческой хозяйственной деятельности. Согласно ст. 42 ХКУ предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, систематическая на собственный риск ХД, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) для достижения экономических и социальных результатов с целью получения прибыли. Согласно ст. 52 ХКУ некоммерческое хозяйствование - это осуществляемая субъектами хозяйствования самостоятельная, систематическая ХД, направленная на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли. НХД осуществляется субъектами хозяйствования государственного или коммунального секторов экономики в сферах (видах деятельности), в которых согласно ст. 12 этого Кодекса запрещено предпринимательство. НХД может осуществляться также другими субъектами хозяйствования, которым осуществление ХД в форме предпринимательства запрещается законом (товарные и фондовые биржи). Согласно ст. 52 ХКУ запрещается осуществление НХД органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным лицам. В ХКУ определяются: организационные формы осуществления НХД (ст. 53); положения относительно ее регулирования (ст. 54). 2. Объективная основа, средства и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности
Государственное регулирование ХД является объективной необходимостью, которая приобретает все новые черты и особенности, направленные на становление рыночных отношений, разгосударствление, предпринимательство, развитие различных форм хозяйствования. Государство осуществляет регулирование ХД по двум причинам. Во-первых, государство осуществляет управление имуществом, которое является объектами государственной собственности, а, во-вторых, государственное воздействие на ХД обусловлено рядом требований относительно защиты публичных интересов, связанных: - с формированием государственного бюджета; - с охраной окружающей среды и пользования природными ресурсами; - с обеспечением обороноспособности страны; - с реализацией свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма; - с соблюдением правопорядка как во внутренней ХД, так и при осуществлении ВЭД и иностранного инвестирования; -с обеспечением занятости населения и др. Кроме того, государство обязано: - обеспечивать субъектам хозяйствования (независимо от формы собственности) одинаковые правовые и экономические условия хозяйствования; - способствовать развитию рынка, осуществлять его регулирование, используя экономические законы и стимулы, реализуя антимонопольные меры; - обеспечивать льготные условия предприятиям, которые применяют прогрессивные технологии, создают новые рабочие места и др. Государственное регулирование ХД представляет собой совокупность мер относительно принятия и надлежащего исполнения хозяйственного законодательства, а также определения системы органов государственного руководства, которые непосредственно осуществляют функции регулирования и управления этой сферыой экономики. Согласно ст. 12 ХКУ к основным средствам регулирующего воздействия государства на ХД относятся: 1) государственный заказ, государственное задание (ст.13 ХКУ и ЗУ от 22 декабря 1995 г. «О поставках продукции для государственных потребностей» ЗУ от 22 февраля 2000 г. «О закупке товаров работ и услуг за государственные средства»); 2) лицензирование, патентование и квотирование (ст. 14 ХКУ и ЗУ от 1 июня 2000 г. «О лицензировании определенных видов ХД», «О патентовании некоторых видов ПД», «О ВЭД»); 3) сертификация и стандартизация (ст. 15 ХКУ, ЗУ «О стандартизации», «О подтверждении соответствия»); 4) применение нормативов и лимитов; 5) регулирование цен и тарифов (ХКУ глава 21, ЗУ «О ценах и ценообразовании»); 6) предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот (ст. 17, ЗУ «Об ИД», «О режиме иностранного инвестирования» и др.); 7) предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий (ст. 16 ХКУ). Принципы государственного регулирования ХД представляют собой основные положения, определяющие наиболее общие и наиболее существенные особенности экономической политики государства. К ним относятся: - согласованность и координация действий субъектов хозяйствования различных форм собственности; - хозяйственная самостоятельность; - равноправие всех форм собственности; - объединение экономических и социальных целей. В процессе осуществления регулирования ХД государство использует определенные методы государственного регулирования ХД, которые представляют собой совокупность способов и приемов, используемых в процессе регуляторной деятельности государственными органами для решения задач в сфере экономики с целью достижения определенных результатов. Среди таких методов следует выделить: - метод убеждения, разрешения; - метод прямых указаний; - административные и экономические методы. В современных условиях метод убеждения и разрешения является одним из основных методов. В ХКУ определен принцип добровольности создания СХ, их равенство независимо от формы собственности и с учетом личных и общественных интересов. Вместе с тем в условиях становления рыночных отношений применение метода убеждения и разрешения изолировано от метода прямых указаний не дает положительных результатов. Поэтому для обеспечения порядка в ХД в предусмотренных законом случаях применяется метод прямых указаний, устанавливающий требования относительно качества продукции, охраны окружающей среды, ведения учета и отчетности, соблюдения техники безопасности и др. Административные методы - это прямое влияние на поведение, деятельность СХ с помощью обязательных указаний, а экономические методы - это непосредственное влияние с помощью экономических стимулов (цен, дотаций, кредитов и др.). Административные методы чаще всего применяются в случаях, когда для реализации управленского решения необходим приказ или запрет. Практическое применение экономических методов осуществляется с помощью следующих рычагов: ценообразование, льготное кредитование, финансирование и др. Согласно ст. 8 ХКУ государство, ОГВ и ОМС не являются субъектами хозяйствования. Решения этими органами в сфере ХД принимаются в пределах их хозяйственной компетенцией, закрепленной в Конституции Украины, в ЗУ «О местных государственных администрациях», «О местном самоуправлении» и др.
3. Понятие и виды хозяйственных правоотношений
В хозяйственно-правовой концепции хозяйственные правоотношения определяются в широком и узком понимании. В широком понимании хозяйственные правоотношения- это отношения между субъектами хозяйствования и органами управления, возникающие в процессе организации и непосредственного осуществления ХД. В узком понимании хозяйственные правоотношения- это вид общественных отношений, в которых связь между участниками хозяйственных отношений заключается в их юридических правах и обязанностях. Данные отношения можно разделить на две группы: 1) хозяйственные отношения, возникающие относительно непосредственного осуществления ХД (изготовление, производство продукции (товаров), выполнение работ, предоставление услуг); 2) хозяйственные отношения, возникающие относительно организации ХД (сертификация, стандартизация, лицензирование, ценообразование и т.д.). Хозяйственным правоотношениям характерны следующие черты: - это сложная по содержанию отраслевая разновидность правовых отношений, которые наиболее полно отражают характер и структуру общественного производства; - они являются разновидностью волевых общественных отношений, в которых соединяется воля двух и более участников хозяйствования, направленная на удовлетворение не только частных, но и общественных интересов; - их участниками является ограниченный круг субъектов, в частности: хозяйственные организации созданные для непосредственного осуществления ХД, их обособленные подразделения (структурные единицы), граждане-предприниматели, государственные и негосударственные органы, осуществляющие функции управления относительно этой деятельности, государственные (коммунальные) и общественные организации (учреждения) как потребители результатов ХД, учредители субъектов хозяйствования; - их объектами является имущество необходимое для осуществления ХД (в том числе денежные средства, ценные бумаги), нематериальные блага, используемые в ХД, деятельность субъектов хозяйствования, действия обязанных субъектов; - их содержанием, как любых иных правоотношений являются юридические права и обязанности участников, однако в этих правоотношениях нет резкого противопоставления прав одного субъекта обязанностям другого; - юридические факты являются основанием возникновения этих правоотношений, при этом в них преобладают действия как правопорождающие факты и др. Согласно ст. 3 ХКУ сферу хозяйственных отношений составляют: 1) хозяйственно-производственные отношения – имущественные и другие отношения, возникающие между субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении ХД; 1) организационно - хозяйственные отношения, под которыми в Кодексе понимаются отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования и субъектами, наделенными организационно-хозяйственными полномочиями в процессе управления ХД; 2) внутрихозяйственные отношения, складывающиеся между структурными подразделениями субъекта хозяйствования, и отношения субъекта хозяйствования с его структурными подразделениями. В науке ХП используются другие классификационные критерии для выделения видов хозяйственных правоотношений: 1) по объектам хозяйственно-правового регулирования (имущественные, неимущественные, обязательственные); 2) по субъектам (участникам) этих правоотношений (горизонтальные, вертикальные); 3) по основаниям возникновения (договорные и внедоговорные) и т.д.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |