Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование информационных ресурсов детских и школьных библиотек: исторический аспект

Первые библиотечные фонды для детей формировались в монастырях и первый опыт создания таких фондов в Беларуси можно отнести к ХI веку.

Есть основания утверждать, что фонды, ориентированные на пользование детьми, возникли одновременно с фондами, рассчитанными на взрослых пользователей. Первоначально речь, собственно говоря, шла об одних и тех же книгах. Наряду с богослужебной книгой в фондах была представлена нравоучительная, образовательная, медицинская, историческая, включая летописную, литература. Большое внимание уделялось агиографическим произведениям, т.е., содержащим жизнеописания святых. Среди них особая роль отводилась местным святым, т.е., иными словами, в библиотечном фонде изначально присутствовала краеведческая литература.

В среднем фонд состоял из 20 книг, что по тем временам представляло собой довольно значительную величину. Вместе с тем были и большие по объему библиотечные фонды. Так, в мужском и женском монастырях, основанных в XII в. Евфросинией Полоцкой (в миру княгиня Предслава), существовали скриптории (от лат. scriptum — писать) — мастерские по переписыванию книг и их оформлению в переплеты. Из этих книг составлялись фонды данных библиотек. Эти же книги выполняли учебную функцию: по ним дети учились чтению, письму, цифири, церковному пению, швению (швейному делу) и другим предметам.

Детские библиотеки как таковые начали создаваться уже в конце XIX века. Так, в 1878 году известный библиограф и книговед А.Д.Торопов открывает в Москве первую общедоступную детскую библиотеку. К 1914 году их в России уже 20. Существовали планы развития сети детских библиотек. Детские библиотеки признавались самостоятельными культурно-просветительским учреждениями, которые нужно открывать наравне с общественными и народными.

Тем не менее, фонды детских библиотек на протяжении 20 столетия были подчинены идеологии власти.

Фонд детской библиотеки, помимо функций, свойственных фонду любой библиотеки, предназначен для:

1. персонального информирования подрастающих поколений;

2. обеспечения каждому читателю свободного выбора книг и других видов документа, предназначенных для чтения, прослуши­вания, просмотра в целях умственного, нравственного, эстетичес­кого развития личности, удовлетворения рекреационных потреб­ностей при незначительном ограничении документов, не соответ­ствующих по содержанию требованиям ООН о правах детей, Декларации прав и свобод гражданина, а также недоступных для восприятия и осознания прочитанного;

3. упрочения и приумножения приобретенных в учебном заведении знаний;

4. стимулирования книгосоздания и книгоиздания для детей;

5. привлечения в число читателей социально неблагополучных подростков;

6. развития идей библиотерапии.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профиль фондов информационных ресурсов детских и школьных библиотек | Электронные информационные ресурсы для детских и школьных библиотек
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.