Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные ресурсы для детских и школьных библиотек в Интернет




В наши дни Интернет дает возможность общаться на учебные или личные темы; обмениваться музыкальными, фото- и видео-, текстовыми документами; открыть собственную страничку и вести на ней личный дневник; переписываться с друзьями, находящимися в любой стране мира, а при желании - их увидеть, услышать и поговорить с ними, настроив режим видеоконференции. Самое главное, Интернет стал тем источником информации, который «всегда под рукой».

В электронных сетях непрерывно растет количество энциклопедических материалов, в сети Интернет выставлено большое количество бесплатных электронных учебников.

Отдельные сайты становятся местом виртуальной «тусовки» творческих людей: «Артефакт» (http://www.artefakt.ru/), «PhotoLine» (http://http://www.photoline.ru/), Портал молодых писателей и поэтов (http://www.youngblood.ru/).

Самые крупные клубные группы, сообщества, которые общаются в Интернет, разместились в Живом Журнале. В ЖЖ есть много сообществ, где можно поделиться своим отзывом о книге или прочитать мнения других: Живой журнал. Книги (http://community.livejournal.com/knigi), Живой журнал. Читаем за Вас (http://community.livejournal.com/4itaem_za_vas), Живой журнал. Что читать (http://community.livejournal.com/chto_chitat/).

Молодежь является одной из самых активных групп, обсуждающих в Сети наиболее интересные для них темы, авторов, печатные, и электронные произведения.

В сети создаются специальные рекомендательные порталы и сервисы, на которых можно получить конкретную информацию о литературе, отвечающей вкусам конкретного человека: социальная сеть любителей книг «Моя библиотека» (http://my-lib.ru/), портал «Имхонет» (http://imhonet.ru), проект Livelib (http://www.livelib.ru).

«Безопасный Интернет». В отношении Интернета нельзя предложить радикального средства защиты, и каждый должен самостоятельно взвешивать риски и преимущества взаимодействия с этим видом коммуникативной среды. Но объективная необходимость совместных действий в защите детей от всех видов неблагоприятного, вредоносного и опасного для здоровья и жизни воздействия интернет-пространства становится очевидной только с появлением опыта и предполагает достаточную квалификацию компьютерного пользователя, который осознает возможные последствия пренебрежительного отношения к потенциальным сетевым угрозам. Формирование навыков компьютерной грамотности, как необходимого элемента знаний для работы с электронными ресурсами, довольно долго выполнялось и в школе, и в библиотеке. Сейчас, когда электронные образовательные ресурсы внедряются в школьное обучение вместе с информатизацией школ и школьных библиотек, нагрузка детских библиотек перемещается в сторону правовых аспектов деятельности, связанной с использованием и созданием электронных ресурсов не только пользователями, но и самими специалистами библиотечной отрасли.

Оказание помощи со стороны библиотекаря в поиске материалов, размещённых в Интернете, оправдано в залах обслуживания детей младшего возраста. Если это фактографические, справочные сведения, изображение, на которое достаточно посмотреть, чтобы получить ответ на запрос, то сохранения информации из сетевого пространства не требуется. В «докомпьютерную» эпоху такого рода справочные услуги предоставлялись (и предоставляются сейчас) по телефону.

Для более взрослых, самостоятельно работающих пользователей, которые нуждаются в услугах электронного копирования, продуктивным решением стало создание библиотеками собственных интернет-ресурсов, которые одновременно могут быть предоставлены пользователям локальной сети. В предыдущие годы библиотеки для детей, сочетая информационно-библиографическое обслуживание и расширяя «зоны информационной экологии», предоставляли по ссылке доступ со страниц своих сайтов к ресурсам электронных библиотек, создаваемых юридическими и физическими лицами на различной правовой основе. Теперь необходимость в строгом подходе при выборе источника стимулирует библиотеки к формированию совместных электронных коллекций. Если записи в каталоге позволяют переходить от библиографического описания к искомым документам, библиотека становится перед выбором объектов, которые она в сетевом доступе предлагает пользователям в качестве достоверного, полного, актуального источника. Этот переход предполагает указание вариантов дальнейшего использования, например, с правом распечатки, копирования и переработки в электронной форме, включения в другие издания. Для оперативного обслуживания пользователей документы в электронной форме должны быть предоставлены на условиях лицензионного договора с авторами о праве использования произведения или права должны обоснованно принадлежать самим библиотекам и их корпорациям. Современное законодательство в области авторского права направлено на достижение качественных изменений в сфере информатизации всех отраслей, когда отчисления за использование произведений будут переводиться авторам или иным правообладателям в единых финансовых правилах. Практика решения вопросов использования произведений организациями по управлению правами на коллективной основе может создать условия для определения круга ресурсов, управление которыми лежит исключительно в сфере прав отдельно взятой библиотеки или библиотечных объединений. Одна из трудностей текущего момента состоит в том, что на коллективной основе допускается управление правами авторов только в отношении возмездных договоров, а детская библиотека, вероятнее всего, ещё длительное время будет заключать договоры на безвозмездной основе и без ограничения территории распространения. Это обстоятельство может быть не таким трудным, если услуги в детской библиотеке будут включать в себя сервисы корпораций, где предусмотрены организационно-технические и финансовые механизмы взаиморасчетов. Для пользователей эти сервисы по-прежнему остаются бесплатными, но в бюджетах библиотек будет предусмотрен положительный или отрицательный баланс отчислений за использование произведений, охраняемых авторским правом.

Как пополнять фонд информационных ресурсов сети Интернет в библиотеке? Насколько надёжен и стабилен этот источник информации? Как помочь библиотекарю самому разобраться в многообразии виртуального мира? На сайте Информационно-ресурсного центра, созданного на базе библиотеки одной из школ мы нашли каталог ссылок на сайты 99 энциклопедий в сети Интернет (irc-208.narod.ru/sity.htm). Можно ли сказать, что фонд библиотеки пополнился 99 энциклопедиями по различным областям знаний? Сайты имеют свойство устаревать, исчезать… К тому же проверять достоверность предложенной в них информации не всегда задача библиотекаря. Поэтому наш центр рекомендует для организации работ по формированию фондов информационными ресурсами опираться прежде всего на те сайты, которые поддерживаются на государственном уровне.

Электронная библиотека — интегрированная информационная система, в которую входят депозитарный и активный фонды электронных ресурсов (в том числе коллекции полнотекстовых электронных ресурсов собственной генерации), каталог электронных ресурсов, пользовательский интерфейс, комплекс аппаратно-программных средств, обеспечивающих долгосрочное хранение и оперативный доступ к ресурсам.

По категории доступа информационные ресурсы могут быть открытыми (общедоступными) или с ограниченным доступом. В свою очередь, документированная информация с ограниченным доступом подразделяется на отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную.

Крайне важно решение проблемы доступа к книгам - создание и поддержка развитой книжной среды (и прежде всего - укрепление детских и школьных библиотек как гарантов бесплатного доступа к книгам и информации). Должна быть построена такая система распространения книг, чтобы любое издание смогло стать доступным для ребенка, будь оно в печатной или электронной форме.

В сети Интернет имеются следующие виды ресурсов библиотек:

- электронные полнотекстовые библиотеки широкого профиля;

- научно-образовательные и просветительские тематические информационные системы, электронные коллекции и библиотеки;

- взаимосвязанные базы данных библиографической и полнотекстовой информации, сопровождаемые библиотеками.

В соответствии с принципами Манифеста ИФЛА об Интернете библиотека должна поддерживать условия действия авторского права, которые обеспечивают сохранность цифровых материалов, и содействовать тому, чтобы правообладатели осознавали свою обязанность гарантировать долговременную доступность on-line ресурсов.

Сайты детских библиотек создавались для престижа и для отчетности перед органами власти. Обычно на сайты размещают контактную информацию для пользователей, сведения о профессиональных мероприятиях и публикациях библиотекарей, коллекции ссылок на полнотекстовые ресурсы Интернет, бюллетени новых изданий, электронный каталог, услуги электронной доставки документов и электронной библиотеки.

Во многих библиотеках работает виртуальная справочно-информационная служба. Ее названия: «Спроси библиотекаря/специалиста/библиографа», «Задайте вопрос библиотекарю/библиографу», «Виртуальная справка», «Виртуальная справочная служба», «Спрашивайте-Ответим». Благодаря ей, пользователи могут оперативно получать необходимую информацию. Ответы даются на основе фонда библиотеки, электронного каталога, библиографических баз данных и ресурсов Интернет.

Публичная библиотека в г. Шарлотт, штат Северная Каролина, открыла для подростков особое пространство – Лофт, где ребята могут читать книги и журналы, записывать музыку, создавать анимацию, загружать свои клипы в Интернет, фотографировать и создавать свои страницы, играть в видеоигры.

Недостатки цифровых (электронных) библиотек:

- нет государственной политики и законов по электронным библиотекам;

- отсутствует единая идеология построения электронных коллекций;

- специалисты по электронным библиотекам не обмениваются мнениями и инновациями;

- необходимость поддержки действия авторского права;

- неизвестна степень достоверности изданий.

В 2009 году Российская государственная детская библиотека и Некоммерческое партнерство по содействию развитию информационного общества «ИнфоРост» разработали проект «Электронная коллекция редкой детской книги», который предполагает оцифровывать уникальные, редкие и изданные небольшими тиражами детские книги. Предполагается, что к Проекту присоединятся многие детские и детско-юношеские библиотеки России. Они смогут размещать свои электронные ресурсы на единой Online платформе, соединить коллекции из разных библиотек страны.

Бук-трейлеры: средства продвижения книги

Бук-трейлер – это небольшой рекламный видеоролик, озвученная картинка, которая близка по содержанию и эмоциональности рекламируемой книге. Он часто комбинируется как видеоряд из несвязанных фрагментов по принципу калейдоскопа. Это не иллюстрация или пересказ, а новый жанр. Бук-трейлер появился благодаря вторжению книги в Интернет-пространство. Он сможет стать для библиотек средством продвижения книги.

Бук-тизер – это видеоролик к книге, которая еще не издана. Они появляются задолго до выхода книги. Сделаны они менее красиво, но их также можно использовать для раскрутки книжной продукции.

Фриланс-библиотекарь

В период реформ в детских библиотеках появилась новая категория сотрудников, развивающих виртуальные технологии. Фрилансеры – это удаленные работники. Услуги библиотекаря-фрилансера востребованы в годы кризиса, когда бюджетные организации экономят на каждой бумажке и выгодно иметь внештатного работника. В детских библиотеках фрилансеры выполняют работы по программированию, веб-дизайну и продвижению сайта.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.