КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Известные иллюстраторы
Какой должна быть иллюстрация к детской книге. Функциональный потенциал иллюстрации детской книги. Из истории детской книжной иллюстрации. 1. Основным средством эстетического развития в библиотеке является детская иллюстрированная книга - синтез литературных текстов и иллюстрации. Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник. Восприятие и осознание читаемого происходит у детей не только в процессе перелистывания страниц, углубления в книжное пространство, но и при рассматривании иллюстраций детской книги. Один из специалистов в области детской книжной иллюстрации, Франтишек Холишевский сказал по этому поводу: «Если раньше иллюстрации лишь украшали книгу и сопровождали ее текст, то сегодня они связывают ее с изобразительным искусством и вводят в мир изобразительного искусства так же, как текст книги вводит в мир литературы». Но существует также обратная связь - привлечение к книге через иллюстрацию. Младшие школьники отдают предпочтение красиво оформленным книгам с большим количеством картинок. Поэтому часто при выборе произведения для чтения школьники ориентируются именно на рисунки, а не на содержание произведения. История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. За это время был пройден путь от дешевых книжных изданий, букварей и лубочных картинок до роскошных книг для детей. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства. Сам термин «иллюстрация» в переводе с латинского означает «освещать, проливать свет, объяснять». Иллюстрация – это изображение, сопровождающее и дополняющее текст, сказано в словаре. Далее приводится дополнительное определение этого понятия, а именно, что это «область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературного произведения». В 1692 году появился «Букварь славянороссийских письмен...». Книга была преподнесена Карионом Истоминым вдовствующей царице Наталье Кирилловне для ее внука цесаревича Алексея. Был тот рукописный букварь расписан нежными красками. 17 марта 1694 года вышел букварь печатный, гравированный художником Леонтием Буниным. В букваре Кариона Истомина уже было заложено все то, что в 20 веке станет неотъемлемой частью детской книги: познавательность, занимательность, художественность. На каждой страничке первые строчки показывали ребенку букву, которая представляла собой человеческую фигуру или две фигуры - как в букве «М», например. Далее следовали изображения предметов на данную букву с соответствующей надписью, а затем стихи, объясняющие изображенное. Так в 17 веке в детской книге возникла характерная взаимосвязь картинки и текста, слова и изображения. В «Букваре» Кариона Истомина раскрывалось многообразие предметного мира и мира духовного, прививалось внимательное отношение к самому искусству книги. Последующие столетия не дали ни одного подобного букваря. Новые возможности иллюстрации появились в девятнадцатом веке с изобретением фотомеханического способа печати. К середине девятнадцатого века иллюстрации становятся цветными. Над детскими книгами работали известные писатели, живописцы и графики. Создавались яркие, запоминающиеся рисунки для детских книг. В настоящее время существуют сотни произведений детской художественной литературы, в том числе и классической, а также тысячи различных книжных изданий, в которых представлены эти произведения. Некоторые издания печатают более экономные варианты книг, с редкими иллюстрациями, как правило, только на титульном листе. Этого бывает достаточно, чтобы ознакомиться с текстом произведения и понять его суть. Но самыми интересными и увлекательными являются книги красочно оформленные, содержащие иллюстрации к наиболее ярким текстам. Самые любимые литературные произведения мы выбираем в хорошем оформлении, с множеством содержательных иллюстраций. Часто детские писатели являются одновременно и оформителями своих книг, сами создают иллюстрации к своим произведениям. В этом случае до нас доходит более полный и содержательный смысл написанного. Подробно об истории детской иллюстрированной книги рассказывается в издании «Детская иллюстрированная книга в истории России 1881-1939 гг.», подготовленном Владимиром Семенихиным и его дизайн-студией «Самолёт». Два тома книги (в общей сложности 840 страниц) содержат около 1800 иллюстраций. 2 апреля, в день рождения Х.К.Андерсена, раз в два года детским писателям и художникам присуждается главная награда - Международная премия имени великого сказочника с вручением золотой медали - самая престижная международная награда, которую часто называют "Малой Нобелевской премией". Золотую медаль с профилем великого сказочника вручают лауреатам на очередном конгрессе Международного совета по детской книге (IBBY - ныне самая авторитетная организация в мире, объединяющая писателей, художников, литературоведов, библиотекарей более чем шестидесяти стран мира). По статусу награда присуждается только здравствующим писателям и художникам.
2. Иллюстрация - это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Детская книжная иллюстрация служит многим целям. Она воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка. Книга - одно из первых произведений искусства, с которым встречается ребёнок. Яркая, богатая подробностями иллюстрация сразу привлекает к себе внимание ребёнка. На лучших образцах книжной графики выросло не одно поколение. Сейчас, когда многие детские журналы заполнены низкокачественными, в художественном отношении, комиксами, а иллюстрации в детских книгах стилизованны под «мультфильм», как никогда важно, чтобы ребёнок познакомился с замечательной книжной графикой Ю. Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачёва. Оценил тонкий юмор иллюстраций В. Сутеева, В. Чижикова, карнавал красок Т. Мавриной и Л. Токмакова, тонкую певучую линию Т. Юфы. Художник - иллюстратор не просто рисует образ - он, так же, как и автор, формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус и любовь к Родине. Вглядываясь в иллюстрацию, ребёнок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий. Знакомство детей с некоторыми приёмами изображения, используемыми художниками, обогащает их творчество, настраивает на собственный поиск, развивает их изобразительные возможности.В результате, рисунки детей становятся более содержательными, интересными в композиционном и колористическом отношении, а дети открывают для себя чудесный мир книжной графики. Иллюстрация как средство восприятия литературных образов. Развитие детских способностей происходит постепенно. Сначала мы умеем видеть и слышать, затем учимся говорить, держать в руках карандаш, создавая при этом детские каракули, и только значительно позже мы осваиваем чтение и письмо. И одним из самых первых предметов познания становится детская книга. Еще совсем маленькому ребенку показывают яркие картинки, объясняя, что они означают, и выражают определенные эмоции, которые они должны вызывать. Так, у ребенка с детства создаются образы, которые он в дальнейшем переносит на реальные предметы. Некоторые произведения детской литературы имеют исторический или вымышленный характер, в них присутствуют несуществующие в жизни персонажи. Когда дети еще не умеют сами читать книжки, они изучают их по картинкам, сами додумывают сюжеты. Так развивается их творческое мышление, фантазия. Наиболее запомнившиеся события дети изображают сами в виде рисунка. Они или срисовывают картинки из книги, или сами придумывают образы, передавая так свое отношение к героям, перенося свои эмоции на бумагу. Очень интересно бывает потом обсудить эти рисунки с друзьями или родителями, ведь отношение к одним и тем же героям и событиям может быть различным. Иногда ребенку самому сложно определить свое отношение к герою, ведь не все можно поделить на «хорошее» и «плохое». Когда слов недостаточно для передачи эмоциональных переживаний автора, подходящая иллюстрация поможет читателю разобраться в его чувствах. Иллюстрация как способ привлечения внимания к детской литературе. В настоящее время интерес к художественной литературе, к самому процессу чтения книг у детей сильно ослабел. Почти во всех современных семьях есть телевизоры, видеомагнитофоны, DVD-проигрыватели, компьютеры. В продаже существуют тысячи кассет и дисков, множество ярких и увлекательных фильмов. Поэтому как никогда важно привлечь интерес детской аудитории к книге, чтобы сохранить традиции поколений. Литература является своеобразными воротами в науку и искусство. Через книги мы узнаем о прошлом и настоящем, получаем многочисленные знания, которые нам пригодятся в жизни, при выборе профессии и во многих других случаях. Для школьников очень интересно изучать различные энциклопедии. Это наши первые научные знания. Не всегда легко воспринимать «взрослую» информацию, когда перед глазами один только печатный текст. Познавательный процесс будет намного интереснее, если сопровождается поясняющими рисунками, доступными для детского понимания. В таких случаях иллюстрация имеет не меньшее значение, чем текстовое содержание. Красочная иллюстрация к интересному произведению – это и есть то необходимое, что воодушевляет детей к чтению, делает книги интереснее и содержательнее. Так дети учатся познать мир и раскрывают свои способности и таланты, учатся видеть прекрасное. Особенно важна книжная иллюстрация для младших школьников. Книга для ребенка начинается с иллюстраций, что служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и чтению. Библиотекарю-педагогу, работающему с детскими книгами необходимо использовать их как инструмент эстетического и нравственного воспитания читателей-детей. Непозволительно акцентировать внимание только на текстовой информации. Все вышеизложенное значительно повышает ответственность работы библиотекаря, увеличивает требования к нему, поскольку весь процесс развития читателей-детей в библиотеке осуществляется, прежде всего, библиотекарем, его знаниями, умением, любовью к искусству, литературе и детям. От того, насколько он сам знает творчество художников-иллюстраторов, умеет различать их индивидуальную манеру, разбирается в средствах художественной выразительности, понимает язык книжной графики, а самое главное, от его способности к эстетическому восприятию иллюстрации, будет зависеть уровень понимания искусства иллюстрации читателями-детьми, а значит и уровень их эстетического развития. Интерес детей к чтению и рисованию можно совместить путем организации литературно-художественных кружков. Принимать участие в работе таких кружков могли бы школьники, заинтересованные в чтении дополнительной литературы, обсуждении ее в кругу сверстников, а также художественном представлении заинтересовавших их событий. Это отличное времяпрепровождение, интересное и полезное. Важно, чтобы дети сами участвовали в выборе произведений, сами решали, какой текст они хотят проиллюстрировать. Я думаю, что таким образом можно раскрыть новые таланты, развить творческое начало способных детей.
3. Вопрос о том, какой должна быть книга для детей, и сейчас довольно актуален. Впервые он был поставлен в середине XIX в. В 1905 г. в “Вестнике литературы“ появилась статья “Требования, которые должны быть предъявлены к детским книгам”, где утверждалось, что наряду с доходчивостью, со стремлением к укреплению нравственного чувства в детях, книга должна способствовать и их эстетическому развитию. А.Н. Бенуа приветствуя появление красочных, хорошо отпечатанных изданий, сделанных художниками “превосходно знающими свое ремесло”, утверждал, что иллюстрация “могучее культурное средство, которое предназначено сыграть в русской образованности более благотворную роль, нежели мудрейшие государственные мероприятия и все потоки строго научных слов о воспитании“. Такой вывод сделал не просто критик, а художник, который много и интересно работал над иллюстрацией книг, в том числе детских. Интересно то, что А.Н. Бенуа подчеркивает именно талант художников, работающих в этой области, так как художественная иллюстрация требует от творца большой эрудиции, вкуса, лаконичности воплощения. На более современном этапе об этом говорил и В. Фаворский в статье “О формальных типах книги и о детской книге”. Естественно, что и современные художники-иллюстраторы хорошо понимают роль книги и, в частности, иллюстрации в формировании личности ребенка. Иллюстрации позволяют приобщиться к миру книги, принимая видимые осязаемые ее черты. И не так уж важно, какие пластические черты принимают эти иллюстрации: это может быть резьба и роспись по дереву, народная игрушка, творения мастеров Палеха, станковые полотна В.М. Васнецова и М.А. Врубеля, работы дореволюционных и современных оформителей детской книги. Все они выстраиваются в своеобразный “рассказ“ о множественности форм, интерпретации того или иного литературного произведения. Кажется, что в последнее время отечественный рынок детской литературы имеет основное направление – иллюстрированные детские книги, представляющие собой скорее произведения искусства, нежели средства для развлечения и обучения. Чем обусловлена такая популярность иллюстрированных книг, где картинки не являются сопровождением текста, но складываются в самостоятельную историю, где визуальный ряд едва ли не более ценен, чем текст, — вопрос открытый. С одной стороны, в России за последние сто лет сложилась очень мощная иллюстраторская традиция, которой вполне можно наследовать. С другой — имена крупных отечественных иллюстраторов (Дугины, Спирин etc.) известны на Западе едва ли не лучше, чем в России, не говоря уже о том, насколько полнее они изданы за пределами нашей страны. К тому же иллюстрация, как, впрочем, и почти все виды искусства, в особенности прикладного, до сих пор не может разобраться со своим советским наследием, а отечественные художники, кажется, только сейчас начали приходить в себя после помпейского ужаса девяностых. Так что сегодняшний иллюстраторский бум является скорее эхом европейской моды, докатившимся наконец и до нас. Когда речь идет о молодых иллюстраторах, следует отдавать себе отчет, что это принципиально новое поколение, для которого все, что связано с творческим процессом, имеет совершенно иной характер: от поиска аудитории до поиска вдохновения. Интернет обеспечивает — и авторам, и читателям, и издателям — небывалую до сих пор доступность информации. Невозможные ранее иконографические и интертекстуальные связи становятся возможными, на другой уровень выходит профессиональное общение: то, что раньше годами шло из крупных городов в провинцию, сегодня появляется одновременно на мониторах Москвы, Торонто и Челябинска, это лишь вопрос заинтересованности (лучший пример тому — разнообразие мест жительства создательниц ЖЖ-сообщества «5 разворотов» и завсегдатаев сообщества Kidpix — довольно авторитетных ресурсов по детской книге). Кажется, что та легкость, с которой теперь устанавливаются профессиональные связи, приводит в числе прочего и к увеличению количества заметных авторов, и — далее — к увеличению разнообразия. О вкусах, конечно, не спорят, но существуют и формальные, вполне очевидные критерии книг с добротными детскими иллюстрациями. Хорошо, если рисунки: лаконичны; самое главное и интересное изображено на переднем плане; фигуры отчетливы, не размыты; у каждого нарисованного персонажа – свое лицо; иллюстрации не упрощают, а дополняют текст. Самые маленькие «читают» книжку по картинкам и должны вынести из них цельное, законченное впечатление о произведении. Гармоничные и ясные рисунки формируют у ребенка прочное сознание того, что все в этой жизни устроено правильно: есть Небо и есть Земля, есть Тьма и есть Свет, есть Добро и есть Зло. Ну а если изображения выполнены намеренно небрежно? Тогда в душе малыша рождается ощущение хаоса, ему становится страшно и неуютно, и кто знает, как эти ощущения аукнутся в его взрослой жизни? Мимика и жестикуляция персонажей сильнее всего воздействуют на маленького читателя. Настоящий детский художник знаете какой? Прежде всего, добрый! Он ненавязчиво внушает ребенку, что мир стоит не на спинах трех морских чудовищ, а на доброжелательном отношении человека ко всему живому. Довольно неприятно бывает разглядывать книжку, в которой иллюстратор увлекается изображением тайных душевных пороков отрицательного персонажа. Тут даже взрослому человеку станет не по себе. Когда со страниц книги про стойкого оловянного солдатика на тебя с каким-то нездоровым озверением вдруг глянет кровожадное лицо мальчишки, бросающего одноногого бедолагу в огонь, хочется побыстрее захлопнуть книгу. Пусть художник преследовал благую цель – вызвать сочувствие к несчастной участи солдатика – ребенок может и испугаться нарисованного «монстра»! (Увы, многие родители вынуждены прятать издания, которых дети по-настоящему боятся – и не из-за текста! А бывает, что ребенок смолчит и только через пять–шесть лет признается: «Эта книжка в детстве наводила на меня ужас!») К тому же, нам, взрослым, даже любопытно бывает взглянуть на то, как разные художники иллюстрируют одно и то же произведение. А вот дети, особенно дошкольники, в этом смысле гораздо более консервативны: они искренне прикипают душой к одному образу, и новая трактовка полюбившегося героя, порой, в прямом смысле слова травмирует их. Животные в детской книге. Наверное, не нужно объяснять, сколь высокое мастерство требуется от художника, иллюстрирующего детскую книгу о животных. Лиса обязательно должна быть лисой, волк – волком, собака – собакой. А то ведь бывает и так: нарисовано на картинке что-то рыжее, пушистое, и поди разбери, какого оно роду-племени. Не менее важно и умение доподлинно передать палитру чувств живого существа, его состояние: спокойное или внутренне напряженное, радостное или испуганное… Классик жанра – русский анималист Василий Ватагин говорил сам о себе, что обладает «чувством зверя», а замечательный художник Евгений Чарушин признавался: «Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка – я рад». Если вы стали замечать, что ваш малыш отдает предпочтение книгам о животных или любит рисовать их, просто грех будет вовремя не познакомить его с работами таких мэтров отечественной детской анималистики, как Май Митурич и Николай Тырса. Лет с трех дети начинают очень придирчиво относиться к книгам: иллюстрации ни в чем не должны противоречить тексту. Малышей раздражает, если автор пишет о кудрявом мальчике в зеленых штанах, а на картинке изображен персонаж с абсолютно прямыми волосами, да к тому же в оранжевых шортах. Мнение: «Любая иллюстрация – это в некотором роде насилие над личностью, которой навязывается взгляд оформителя. Читатель часто и не замечает, что смотрит на книгу и ее героев глазами художника» Замечательный детский иллюстратор Ю. А. Васнецов сказал, что и коробка спичек в сказке должна быть сказочной. «Правильных» иллюстраций к сказкам не бывает, как не бывает «правильных сказок» и «правильной музыки». Но существуют книжки, которые хочется класть на ночь под подушку. Потому что жалко расставаться с ними – убирать на полку. Кто-то обожает «Русские народные сказки» с рисунками Ивана Билибина – книги большого формата с крупными цветными рисунками, орнаментальными украшениями и особым шрифтом. А кому-то больше придутся по душе детские сказки с волшебно-романтичными, прозрачными акварелями Ники Гольц. Не стоит забывать, что существуют еще и очень полезные терапевтические сказки. Мнение: «Не надо быть профессионалом, чтобы понять, хороший рисунок или нет. В конце концов, книга пишется не для писателей и иллюстрируется не для художников. Есть объективно хорошие художники, а есть те, которые нравятся лично тебе. И маленький, и взрослый имеют право полюбить рисунки плохого художника. Пойдите с ребенком в магазин, пусть он возьмет понравившуюся книжку с полки, откроет ее, посмотрит. А Бог его знает, почему эта книжка понравилась ребенку. Мама-то думает: «Мы купим эту книжку – я ее в детстве так любила…» Но это не всегда совпадает». Иллюстрировать стихи в буквальном смысле слова, наверное, невозможно, да и не нужно. Казалось бы, стихи дают художнику гораздо больше свободы, чем проза: интерпретируй, мечтай, фантазируй «по мотивам»… Сложность однако в том, что самому художнику в этом случае нужно стать поэтом с кистью (ну или с карандашом и т. п.) в руках. И при этом желательно еще чувствовать того, кто оперировал словами. Обидно бывает, когда хорошего детского поэта иллюстрируют без мастерства и без души – от этого и стихи как-то блекнут. А вот с хорошими картинками и весьма посредственные строчки могут вдруг интересно прозвучать. Часто у родителей возникает соблазн купить ребенку одну книгу – «250 золотых страниц» или что-то в этом роде. Писатели и поэты от соседства друг с другом, конечно, ничего не теряют, хотя и выигрывают редко. Но книжка, содержащая 20 и более фамилий художников, превращается в настоящую «братскую могилу», в которой погребены усилия людей с совершенно разными вкусами и уровнем мастерства. Словно «лебедь, рак и щука» тянут они малышей во все стороны, а ощущения стиля, общей атмосферы книги так и не рождается. У вдумчивого художника, работающего над книжкой от первой до последней страницы, к своему делу другой подход. Например, такой, как у художников Александра и Валерия Трауготов, говоривших: «Мы очень заботимся о том, чтобы рисунки красиво шли друг за другом. Помним, что хотя глаз уже перевернул страницу, в памяти еще живет предыдущий рисунок». Давайте не забывать и о том, что ребенок может воспринимать текст и вовсе без картинок, причем в любом возрасте – он же слушает мамины песенки, засыпает под чтение сказки, даже не заглядывая за обложку. И если дошколята, листая страницы, видят только рисованные сообщения, то младших школьников, начинающих читать самостоятельно, обилие картинок может только сбить с толку. Детям не часто хочется рисовать книжных героев, если за них это сделал художник, зато они с удовольствием берутся за карандаши, слушая диск. Художник Виктор Пивоваров рассказывал, что стал иллюстрировать детские книги во многом потому, что в его собственном детстве, пришедшемся на годы Великой Отечественной войны и послевоенное время, книг не было. Зато было радио, по которому читали сказки: «Оле-Лукойе», «Черную курицу»... Так что не спешите расстаться с книгами, скупо проиллюстрированными черно-белыми картинками или вовсе оставленными без иллюстраций. Они по-своему полезны и важны. Иногда в детской книге автор и художник предстают в одном лице. Например, анималист Евгений Чарушин со временем и сам стал писать про зверят. Потрясающе красивую, яркую и очень детскую историю «Очень голодная гусеница» придумал и нарисовал в 1969 г. Эрик Карл. Вот уже которое десятилетие популярны у малышей мультфильмы и книжки про Кротика, автором текста и художником которых является Зденек Миллер. Для более старших писали и иллюстрировали свои сказки Редьярд Киплинг и Туве Янссон.
4. Иван Яковлевич Билибин Иллюстратором русской сказки был замечательный художник Иван Яковлевич Билибин (1876-1942). Он получил известность как один из самых своеобразных и оригинальных мастеров графики, создатель особого типа иллюстрированной книги. Это большого формата тонкая книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками. Художник здесь являлся не только автором рисунков, но и всех декоративных элементов книги - обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений. В 1901-1903 годах Билибин создает иллюстрации к сказкам "Царевна-лягушка", "Василиса-прекрасная", "Марья Моревна", "Белая уточка" и др. Известны его работы к сказкам А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о рыбаке и рыбке". Одна из особенностей иллюстраций Билибина - это юмор и та беспощадная и острая ирония, которая так характерна для русских народных сказок. Сказочные герои - добрые и злые, прекрасные и безобразные - волновали нас с детства, учили любить добро и красоту, ненавидеть зло, трусость, несправедливость. Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озаренный поэтической фантазией народа. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к Коньку-Горбунку и "Жар Птице". Кроме сказок, у него есть произведения, посвященные героическим образам былин. "Витязь на распутье", "Три богатыря". Знаменитое полотно "Иван Царевич на сером волке" написано на сюжет одной из самых известных и распространенных сказок, воспроизводимых еще в лубочных изданиях 18 века. Юрий Алексеевич Васнецов Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) - иллюстрировал и оформлял русские народные сказки, песенки, потешки, а также книги известных детских авторов: В. Бианки, К. Чуковского, С. Маршака и др. Его по праву называют художником русской сказки. "Три медведя", "Конек-горбунок", "Теремок" и многие другие. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на впечатлениях от настоящей русской природы. Птицы и звери у художника обретают повадки, подмеченные им в реальной действительности. Гюстав Доре Графическая манера известного французского художника и скульптора Гюстава Доре (1833-1883), сочетающая легкость штриха с напряженной линией, умение обогатить суть иллюстрированного произведения бесчисленными оригинальными находками нашли восторженный отклик у французской публики. Доре является одним из наиболее известных и плодовитых иллюстраторов второй половины 19 в. Подлинную славу ему принесли книжные иллюстрации к литературным произведениям: "Иллюстрированный Рабле" (1854), "Дон Кихот" Сервантеса (1862), "Божественная комедия" Данте (1861-1868), а также иллюстрации к Бальзаку, Мильтону. Йон Бауэр Йон Бауэр (1882-1917) приобрел широкую известность благодаря своим иллюстрациям к книге "среди домовых и троллей". Это он создал традицию в изображении сказочного леса и населяющих его волшебных персонажей. Бауэр специализировался на иллюстрациях к скандинавским легендам. Гранвиль Целую галерею сказочных образов очеловеченных животных создал Гранвиль (его настоящее имя - Жерар Жан-Иньяс Исидор) (1803-1847) - французский художник, график, карикатурист и иллюстратор. Он оказал большое влияние на формирование стиля детских книжек-картинок. Иллюстрировал басни Лафонтена (1837), "Приключения Гулливера" Дж. Свифта (1839-1843). Кейт Гринуэй (Гринувей) Кейт Гринуэй(1846-1901) - английская художница, прославившаяся своими иллюстрациями книг для детей, в том числе и сказок. Первая книга Гринуэй "Под окном" имела большой успех. Одной из самых известных работ художницы стали иллюстрации к "Сказкам матушки Гусыни" и легенде о Гамельнском крысолове. Евгений Михайлович Рачев (1906 г. - \ Иллюстрациям Рачева присущи остроумная аналогия, шутливое очеловечивание зверей и птиц, образное и декоративное чутье, которое позволяло ему своеобразно выражать национальный колорит русских, украинских, башкирских сказок. Его рисунки - это всегда театр, театр масок, костюмированное представление. Только кого? Зверей, одетых как люди. Или людей в звериных масках? И то, и другое раньше можно было увидеть в ярмарочных балаганах. Художника волнует нравственная основа сказки. Откровенно очеловечивая своих зверей, он приоткрывает ребенку мир сложных человеческих отношений, предупреждает его, что в мире есть ротозейство и неблагодарность, глупость и ложь. Иллюстрации Рачева наполнены множеством забавных и милых подробностей - реальных, бытовых и в то же время необыкновенно поэтичных. Так в сказке «Рукавичка» от рисунка к рисунку обрастает хозяйством сказочная рукавичка. Маленькие зверята теснятся крупным и зубастым зверем. При оформлении книг художник использует орнаментально- декоративные элементы оформления. В сказке «Колобок» текст написан как бы на расшитом полотенце. Сочный растительный орнамент украшает заставки и концы. Евгений Иванович Чарушин (1901 - 1965 гг.) Замечательный художник и писатель Е. Чарушин все свое творчество посвятил природе. С первых книг Чарушин определился как мастер со своей живописной манерой. Животных он изображал так, как никто до него: он рисовал не контурно - а пушисто, искусно передавал фактуру меха или перьев. Особая любовь -детеныши, их неловкие движения, большие головы, неуклюжесть, легкий пушок. Любимые рисунки - черно-белые тушью. Предпочитал работать в технике литографии и его лучшие книжки - с литографских камней. В то же время (ок. 1930 г.) Евгений Иванович начинает писать рассказы. Так в одном человеке счастливо сочетались два умения: рассказчика и художника. И оба эти таланта были отданы детям. Лев Алексеевич Токмаков. На страницах книг появляются очень странные существа. Уж не игрушки ли это? Серебристый волк, медведь с шариками вместо ушей? Художник рисует силуэтом, цветовым пятном. Он сознательно использует прием «рукотворности». Его рисунки начисто лишены бытовых подробностей и описательности. Чуть-чуть синей краски — озеро, чуть-чуть темно-зеленой - лес. Еще интересный прием художника - его герои не движутся, они застыли на месте. Они подобны своим прообразам на лубках и прялках, оттуда родом Токмаковские звери. Он берется иллюстрировать такие моменты сказок, которые не рисует никто более «Превращение лягушки в царевну» или «Как братья разрубили Иван-царевича», при этом не пугая ребенка. Интересно изображает художник и носителей волшебства: Жар-птицу и Щуку, он рисует им огромной всевидящий глаз - око мудрости и истины. В 1961 г. началось творческое содружество с Ириной Токмаковой. Интересны иллюстрации к книге «Деревья», где художник передает иносказательный смысл стихов (стойкий дуб -закаленный ребенок, осинка — хрупкая зябкая девочка, березка — девочка, плетущая в зеркале золотые косы).Цвет всегда сдержано - спокойный: розоватый (кое-где сгущен до алого), золотистый, коричневый, голубой, зеленоватый. Владимир Григорьевич Сутеев. Один из первых советских художников - мультипликаторов, режиссер и сценарист мультфильмов. С середины 40-х годов обратился к детской книге, как автор рисунков и текстов.Мультипликация наложила свой отпечаток на творчество художника: его звери стали комичными, забавными, потешными. Мы видим богатство действия. Главное для него -показать характер героя, его настроение. Рисунки наполнены интересными деталями, подчеркивающими мягкий юмор сказок. Чаще всего художник использует под иллюстрацию часть страницы, органично сочетая иллюстрацию и текст. В.Г. Сутеев сам сочиняет свои сказки.«Пишу я правой рукой, а рисую - левой. Так что правая по большей части свободна, вот я и придумал для нее занятие». В сказках и рассказах Сутеева есть и познавательная ценность и мораль, понятная даже трехлетнему ребенку, так как выводы он делает сам.Особенности. Мультипликационность, точная передача движений, яркость, нарядность рисунка, рисует тушью и акварелью. Виктор Александрович Чижиков. Автор олимпийского мишки. Невозможно не поддаться обаянию, излучаемому его героями. Художник превратил свое рисование в какую-то игру, где существует не реальный, а условный мир, позволяющий ему выстраивать на листе свою страну, условную сказочную страну. Высшая степень условности для него - Эдуард Успенский (с его говорящим Матроскиным, найденным кладом, трактором, едящим суп и сосиски). Вместе с Успенским и Виктор Чижиков в своих иллюстрациях показывает, что детям все доступно, сам он тоже чувствует себя в сказочно-условных условиях раскрепощенным. Значительный след в истории детской иллюстрации оставили Дисней, Ионайтис, Киттельсен, Туви Янсон (иллюстрировала собственные сказки про Мумми Троллей).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |