КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методология критических систем
В настоящее время чрезвычайно актуальными стали исследования социальных систем, которые работают в условиях глубокого конфликта между их частями. Такие системы получили название “критических” систем. Методологию исследования и анализа “критических” систем разработал швейцарский ученый В.Ульрих. Критичность “критических” систем означает требования к тем, кто проектирует новую или модернизирует существующую социальную систему, осознавать свои нормативные ценности, включая религиозные, этические, идеологические и политические установки, и самокритично оценивать их возможное влияние на процесс планирования. Кроме того, должен быть проведен анализ нормативных ценностей, который должен стать обязательным элементом планирования социальных нововведений. Методология Ульриха включает два этапа. На первом этапе проектировщики систем заполняют анкету, состоящую из 12 вопросов. Первые три вопроса относятся к заказчику: 1. Кто является действительным заказчиком проекта? 2. Что является действительной целью проекта? 3. Как оцениваются последствия реформ? Как измеряется успех? Следующие вопросы относятся к лицам, принимающим решения (ЛПР). 4. Кто является ЛПР? Кто может изменить измерение успеха? 5. Какие условия успешной разработки и реализации проекта реально контролируются ЛПР? 6. Какие условия не контролируются ЛПР? 7. Кто в действительности разрабатывает проект? 8. Кто приглашен в группу экспертов? Каков уровень экспертизы? Какую роль в действительности играет данный эксперт? Насколько обоснованы используемые экспертами модели? 9. Каковы гарантии успеха реализации проекта? В последних трех вопросах делается попытка осознать или частично решить проблему системного принуждения. 10. Кто включен в систему? На кого система влияет, но он не включен в систему? 11. Могут ли не включенные в систему освободить себя от экспертов и взять будущее в свои руки или они являются только средством для достижения чьих-то целей? 12. Чья “картина мира” лежит в основе проекта включенных или не включенных? В зависимости от внешних и внутренних условий число вопросов может изменяться При ответах на каждый вопрос внимание отвечающего должно концентрироваться на определении границы и среды. То есть, каждый ответ - это “граничное утверждение”, подчеркивающее несовпадение взглядов различных групп исследователей, изучающих данную проблему. Анкета должна заполняться в двух вариантах. Один вариант показывает, какой должна быть система с точки зрения большинства, другой - с точки зрения принуждаемых. Затем оба варианта сводятся в таблицу, где в каждой ячейке содержится два ответа на один вопрос, а также анализ взглядов участников обсуждения на эти ответы. На втором этапе проводится обсуждение предложений, сформулированных на первом этапе. Обсуждение должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить системную целостность проекта, всесторонность его исследования и взаимопонимание участников разработки и внедрения проекта. При использовании методологии “критических” систем рассматриваются четыре типа участников: 1. Заказчики, источники мотиваций и базовые ценности которых необходимо выявить. 2. Лица, принимающие решения, для которых определяются распределение властных полномочий, средства контроля и источники информации. 3. Собственно проектировщики. 4. “Свидетели” - группы, заинтересованные в решении проблем и определяющие в конечном счете легитимность преобразований. При проведении дискуссий В.Ульрих рекомендует: · принимать во внимание точки зрения всех заинтересованных сторон; · стремиться лечить не симптомы социальных недугов, а их причины; · учитывать последствия изменений и возможные побочные эффекты; · избавлять экспертов от излишнего догматизма, цинизма и предвзятости. (Цит.по [12 ]). При использовании методологии В.Ульриха внимание разработчиков должно концентрировать не на статическом анализе социальных явлений, а на динамике процесса изменения состояния системы и прогнозирования возможных последствий. Как и методология “мягких” систем методология В.Ульриха может быть использована не только на микроуровне (на уровне организации). Гибкость предлагаемого инструментария позволяет применять его основные идеи и принципы для решения многих прикладных задач на макроуровне.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |