Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный подход

СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

ЛЕКЦИЯ 3.

 

Вы будете изучать:

· основы системного подхода;

· основы системного анализа;

· виды и свойства систем;

· основы анализа социальных систем;

· главные направления и способы внедрения результатов системного анализа.

 

Учебные лекции главы:

· ознакомить с основными понятиями системного подхода;

· ознакомить с основными приёмами проведения системного анализа;

· научить использовать научный инструментарий системного анализа;

· научить планировать процесс внедрения результатов системного анализа.

 

После изучения лекции Вы сможете:

· при решении организационных, управленческих, технических и других вопросов применять системный подход;

· проводить системный анализ любых организаций;

· применять основной инструментарий системного подхода;

· разрабатывать планы внедрения результатов системного анализа.

 

 

 

Сейчас, по мнению многих специалистов, важнейшим показателем зрелости какой-либо науки является состояние её системной теории. Сюда входит характер общей концептуальной схемы, применяемой в данной области, виды и степень логического объединения различных элементов, которые её составляют, а также способы её применения в различных исследованиях.

Важным результатом использования принципов и правил общей теории систем является воспитание у работников, руководителей всех уровней так называемого системного мышления. В настоящее время неумение мыслить системно воспринимается как показатель низкой культуры мышления и непрофессионализма.

Cистемное мышление приводит к более полному и глубокому пониманию причин многих явлений, которые казались случайными, разрозненными, но объединенные в систему помогают выявлять закономерности функционирования и развития исследуемой организации. Так, например, многие современные экономические проблемы в нашей стране порождаются политическими причинами, которые, в свою очередь, зависят от исторических, психологических, социальных и других причин. Их необходимо обязательно учитывать при исследовании этих проблем.

 

 

Важным элементом системного мышления является системный подход. Системный подход представляет собой совокупность принципов и методов исследования любых объектов (технических, экономических, управленческих и др.) как систем. Он ориентирован на раскрытие основных системных свойств объектов, на выявление всех типов его связей и взаимодействий и сведение их в единую (системную) картину.

При использовании системного подхода часто оказывается, что взаимодействие между частями системы гораздо важнее, чем результативная работа отдельных её частей. Это качество возникает благодаря связям в системе. Именно связи осуществляют перенос свойств каждого элемента системы на все остальные, связанные с ним элементы, обусловливая появление у системы новых, так называемых системных, интегральных качеств, отсутствовавших у отдельных элементов.

Системный подход требует не только анализа, но и синтеза систем, т.е. объединения отдельных элементов в целое, которое позволяет выполнять определенную роль, функцию системы и выявление системных, интегральных качеств, которое присуще всей системе в целом.

Системный подход, требует начинать процесс познания от целого к его частям, от роли всей системы к функциям элементов. Он позволяет выделить наиболее существенное, главное в исследуемых объектах, системах, явлениях.

Преимуществом системного подхода к анализу теории и практики управления состоит в том, что он дает возможность выявлять критические переменные и различные ограничения, действующие на систему, а также их взаимодействие друг с другом. Владение принципами и приемами системного подхода заставляет руководителей подходить к решению любой проблемы, любого вопроса с учетом его последующего взаимодействия с другими проблемами и вопросами.

Первыми научными дисциплинами, в которых объекты исследования начали рассматриваться как системы, явилась химия и биология. Различные конкретные исследования по формированию системного подхода здесь проводились В.И.Вернадским, Д.И.Менделеевым, Л.фон Берталанфи, У.Росс Эшби и другими.

Системные исследования характерны для кибернетики, общей теории систем, разработки сложных технических систем, организации производства, в том числе для создания новой техники. Здесь большой вклад внесли: А.А.Богданов, Л.фон Берталанфи, Н.Винер, С.Бир, К.Шеннон, И.Пригожин, С.Оптнер, Р.Акофф и многие другие. В последние годы системные исследования стали широко применяться в области организационно-управленческих наук, в социологии, психологии и других науках. Огромный вклад сделали: М.Вебер, В.М.Бехтерев, П.А.Сорокин, Д.Мак-Грегор, Г.Саймон, П.Друкер, Я.Зеленевский и многие, многие другие.

Приведённый перечень фамилий учёных, сделавших большой вклад в становление и развитие организационных теорий далеко не полный.

Главной задачей системного подхода является построение целостной картины объекта. Эта задача реализуется посредством проведения работ с учётом следующих условий:

1. Описание объекта исследования должно осуществляться с учетом его места в целом.

2. Необходимо учитывать, что один и тот же объект обладает различными характеристиками, параметрами, функциями и даже разными принципами построения. Поэтому в процессе исследования следует выявлять иерархичность строения системы, взаимосвязи между элементами и, как форму реализации этих взаимосвязей - управление.

3. Исследование системы должно проводиться одновременно с исследованиями условий ее существования и функционирования.

4. В процессе системного исследования происходит порождение свойств целого из свойств элементов и, наоборот, порождение свойств элементов из характеристик целого.

5. Для большого класса систем характерна целесообразность как важная, неотъемлемая черта их поведения. При этом целесообразное поведение не всегда может быть обусловлено причинно-следственными связями.

6. Источник преобразований системы или ее подсистем и функций находится обычно в самой системе. Так как поведение многих систем целесообразно, то они являются не просто системами, а самоорганизующимися системами.

Применение системного подхода позволяет понимать, что любая организация (предприятие, фирма) не может существовать и функционировать изолированно от других. Любая организация является лишь частью, подсистемой другой более крупной организации. Кроме того, следует также учитывать воздействие внешней среды, в которой большую роль играют политические, экономические, экологические и другие факторы, научно-технический прогресс, поставщики, конкуренты и т.п. В таких условиях организация становится органической частью общества, иначе она не сможет выжить и победить в конкурентной борьбе.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Системология организации | Системный анализ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.