Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы организаций по взаимодействию с человеком




 

Различают два типа организаций по характеру взаимодействия человека и организации: корпоративную и индивидуалистическую.

Корпоративная организация представляет собой особую форму связи между людьми в процессе их совместной деятельности. Корпорация как социальный тип организации представляет собой особые замкнутые группы людей с ограниченным доступом в них, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным группам и слоям на основе своих узких групповых интересов.

Слово корпорация происходит от латинского corporation - объединение. Благодаря объединению людей для совместной деятельности появляется возможность для существования и воспроизводства определенной социальной группы, профессии, касты и т.п. Но это объединение людей происходит через их разделение по расовым, классовым, кастовым, социальным, профессиональными и другим признакам.

Своего рода корпорациями были группы охотников, роды и семьи в первобытном человеческом обществе, цеха ремесленников и купеческие гильдии в средние века, профессиональные союзы, политические партии, объединения людей по профессиям в настоящее время (члены партии, члены профсоюза, пожарные, милиционеры, военные и др.). Корпоративными организациями являются также религиозные общины и другие общественные организации. К корпоративным организациям относятся и различные преступные группировки.

Наряду с объединением людей для определенной деятельности, корпоративная организация стремится объединить (монополизировать) и все имеющиеся в ее распоряжении ресурсы, особенно информацию. Поддерживая монополию на ресурсы, корпорация стремится стандартизировать свою деятельность и ее результаты, и не до пускать разрушительной для нее внутренней конкуренции. Поэтому в корпоративных структурах руководители стараются согласовывать интересы членов корпорации путем их уравнивания и создания жесткого авторитарного управления. В основе построения корпоративных структур лежит принцип "разделяй и властвуй".

Кроме того, важным условием существования корпоративных структур является постоянное поддержание дефицита тех или иных ресурсов, а если это необходимо, то и искусственное обострение такого дефицита. Распределение дефицита в корпоративных структурах является дополнительным и очень важным источником власти.

Из определения корпоративной организации видно, что объектом интереса в ней является группа, коллектив или вся организация. В соответствии с этим устанавливается приоритет целей организации перед целями отдельных работников. У работника могут быть свои личные цели, отличающиеся от целей организации, но он должен пожертвовать ими во имя интересов коллектива, чтобы получить гарантию на свое существование в группе, коллективе. Поэтому у членов такой организации быстро развивается ложная солидарность, чрезмерный патриотизм, групповщина и т.п.

Со стороны кажется, что организация едина, монолитна и потому всесильна. Но опыт показывает, что часто это далеко не так. Корпоративная организация берет на себя ответственность за каждого своего члена. В результате все члены организации становятся над каждым человеком. Это ставит человека в сильную зависимость от организации и практически лишает его самостоятельности, а организация считает себя свободной в своей деятельности по отношению к любому своему работнику. В таких условиях действует принцип: "коллектив всегда прав".

Принятие решений в корпоративной организации строится по принципу большинства (а иногда и старшинства). Несогласные с большинством не имеют права оставаться в организации и должны покинуть ее. Усилия, предпринимаемые руководителями организации по завоеванию голосов большинства работников, развивают у них больше политические качества, чем профессиональные.

В корпоративной организации интересы ее деятельности (производства, исследований, разработок, торговли и т.п.) определяют интересы воспроизводства самого работника (рабочей силы). Организация создает такие условия, в которых работники становятся практически не способными обеспечить себя в работе необходимыми ресурсами, и особенно информацией. Другими словами, интересы корпорации - это сегодняшний день, а интересы работников - это светлое завтра.

Одним из главных требований корпоративных структур является лояльность, приверженность организации. Приветствуется исполнительность и беспрекословное послушание.

Корпоративной организации соответствует двойная мораль в поведении: мораль корпоративная и мораль индивидуалистическая. Поэтому говорят одно, подразумевают другое, а делают третье. Так как индивидуализм в корпорации не имеет права на существование и поэтому не регламентируется, на практике он все равно существует, но приобретает извращенные формы. В таких условиях очень часто работниками нарушаются нормы цивилизованного, а иногда и законного поведения. Отсюда безответственность, взяточничество, коррупция, организованная преступность. Корпоративная мораль, существующая в организации, действует, только тогда, когда есть заинтересованные в ней работники.

Индивидуалистическая организация - это тоже объединение людей для осуществления трудовой деятельности. Но в отличие от корпоративной организации, это - свободное объединение, открытое и добровольное. Ресурсы в такой организации объединяются вокруг человека. Так, например, собственность в таких организациях представляет собой частную, а не коллективную всех членов. Поэтому в индивидуалистических организациях развивается и конкуренция и кооперация в деятельности ее членов. Индивидуалистические организации являются базой для построения децентрализованных структур.

В основе индивидуалистических структур лежит принцип увязки интересов всех членов в рамках демократических процессов. Для членов организации создаются условия для свободного поиска возможностей повышения эффективности своей работы и их наиболее полного использования.

Субъектом интереса в индивидуалистической организации становится личность. В организации все начинает строиться вокруг человека. Вся работа создается под возможности и способности человека и действует правило, что не существует решения в организации независимо от учета качеств человека. Поэтому организация приспосабливается к новому работнику, а не наоборот.

В таких организациях эффективность ее деятельности означает, насколько удовлетворяются потребности каждой отдельной личности. То есть, у организации не может быть целей, отличных от целей ее членов. Мировая практика показывает, что конкурентоспособность организаций, построенная "от человека", очень высока. Это обусловлено тем, что человек становится свободным, получает возможности для развития инициативы и творчества и отвечает сам за себя.

Принятие решения строится по праву "вето", т.е. решение не принимается, если против него выступает не только меньшинство, а хотя бы один человек. Применение на практике принципа меньшинства требует воспитания у членов организации соответствующей культуры поведения. Кроме того, применение этого принципа позволяет исключить в деятельности руководителей популизм, помогает руководителям вырабатывать умение слушать и убеждать других, повышает уровень деловитости и профессионализма.

Важное отличие индивидуалистической организации от корпоративной заключается еще и в том, что в индивидуалистической интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека. Его сегодняшний интерес превращается в завтрашний интерес самой организации. Индивидуализм становится основой культуры и морали в организации. Отсюда подлинное уважение людей к себе и к другим людям.

 

 

Таблица 3.

Основные характеристики корпоративной

и индивидуалистической организации [ ]

----------------------------------------------------------------------------------------

Корпоративная организация ¦ Индивидуалистическая организация

-----------------------------------------------------------------------------------------

Объединение людей через их Свободное, открытое и доброволь-

разъединение по социальному ное объединение людей

и профессиональному крите-

риям

Монополия и стандартизация Сочетание конкуренции и коопера-

в деятельности организации ции в деятельности членов и групп

и ее результатов в организации

Доминируют иерархические Господствует принцип увязки инте-

властные структуры. Интере- ресов всех членов в рамках про-

сы согласовываются лидерами цесса участия

Создается и поддерживается Обеспечивается поиск возможнос-

дефицит возможностей и ре- тей и дополнительных ресурсов,

сурсов с их централизован- поддерживаемых руководством

ным распределением

Субъект интереса - группа, Субъект интереса - личность

коллектив или вся организа-

ция

Организация отвечает за Человек отвечает сам за себя.

человека.

Суверенитет организации. Суверенитет личности. Свобода для

Свобода для организации личности

Принцип большинства или Принцип меньшинства или право

старшинства в принятии ре- вето в принятии решений

шений

Интересы производства оп- Интересы производства определяют-

ределяют интересы воспроиз- ся интересами воспроизводства са-

водства самого человека мого человека

Двойная мораль (личная и Общечеловеческая мораль и здра-

организации) в поведении вый смысл в поведении

Лояльность организации Лояльность своим убеждениям

Человек для работы Работа для человека [ 1 ].

______________________________________________________________________________________

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.