Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Журнал-ордер № 6 по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за май 200_г




№ п/п Регистрационный номер Номер счета Поставщик № приходного документа Стоимость поступивших ценностей С кредита счета 60 10/1 10/2 10/3 10/9 Сумма акцепта по счетам Сальдо по неоплаченным счетам Отметка об оплате со дата счета 51
                   
Итого                  

Главная книга
по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Месяц Обороты по дебету с кредита счетов итого по 50 69 и т. д. дебету Итого по кредиту Сальдо дебет кредит
На 01.01.200_г.Январь Февраль Март и т.д.        
Итого 01.01.200_г        

 

Правильность записей в Главной книге проверяется путем подсчета оборотов и остатков по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов и дебетовых и кредитовых остатков должны быть соответственно равны. На основе конечных остатков в Главной книге сальдовый баланс. Данные накопительных ведомостей, журналов-ордеров и Главной книги позволяют получить данные для составления отчетности без дополнительных выборок.

Для предприятий, использующих для отражения хозяйственной деятельности ограниченное число синтетических счетов, количество журналов-ордеров сокращено вдвое.

Журнально-ордерная форма учета имеет ряд преимуществ:

· уменьшается объем работ в связи с ликвидацией регистрационного журнала мемориальных ордеров, многих карточек аналитического учета;

· облегчается составление отчетности;

· улучшается увязка синтетического и аналитического учета;

· создаются условия для разделения учетного труда и его равномерности.

· Однако форма не лишена недостатков:

· сложны построения основных регистров журналов-ордеров;

· значительны затраты ручного труда.

Условные обозначения:

текущие записи;

однократная запись;

сверка данных.

Рис. 8.2. Схема бухгалтерского учета по журнально-ордерной форме

На малых предприятиях бухгалтерский учет ведется по упрощенной форме двумя способами (рис. 8.3).

Простая форма применяется в организациях при следующих условиях:

Полном использовании в производстве поступивших в отчетном месяце материалов;

Расчетах с поставщиками и покупателями по факту совершения операций;

Простом производственном цикле и ежемесячной реализации продукции;

Учете доходов и расходов на основе полученных и уплаченных денежных средств.

При простой форме учета на основе данных первичных документов ведется комбинированный регистр синтетического и аналитического учета – «Книга учета хозяйственных операций».

В ней отражаются остатки по счетам на начало года по видам имущества и обязательств. В течение года в хронологическом порядке линейно-позиционным способом фиксируется движение имущества, источников и затрат по всем счетам способом двойной записи. Затраты на производства (кредит счета 20) списываются на себестоимость проданной продукции, выполняемых работ, оказанных услуг (дебет счета 90 «Продажи»). Финансовый результат от продажи выявляется путем сопоставления кредитового и дебетового оборотов по счету 90 «Продажи». В конце месяца в регистре подсчитываются обороты и остатки. Итог оборотов по дебету и кредиту используемых в организации счетов должен быть равен итоговой сумме по гр. 4 Книги учета хозяйственных операций.

Для учета растров с персоналом по оплате труда и бюджетом по подоходному налогу применяется «Ведомость учета заработной платы» (ф. № В-8). Информация в указанном регистре группируется в разрезе категорий работников, объектов учета и видов производств.

Предприятиям, имеющем на балансе собственные основные средства, материалы, готовую продукцию и осуществляющим значительное количество расчетных операций через банк, целесообразно применять упрощенную форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.

Для учета финансово-хозяйственных операций могут применяться следующие учетные регистры: Ведомость учета основных средств – форма № В-1; Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям – форма № В-2; Ведомость учета затрат напроизводство – форма № В-3; Ведомость учета денежных средств и фондов – форма № В-4; Ведомость учета расчетов и прочих операций форма – № В-5; Ведомость учет реализации – форма № В-6; Ведомость учета расчетов с поставщиками – форма № В-7; Ведомость учета оплаты труда – форма № В-8; Ведомость шахматная – форма № В-9.

Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых (согласно рабочему плану счетов) бухгалтерских счетов.

Хозяйственные операции на основании первичных документов (актов, накладных, отчетов и т.п.) отражаются в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета, в другой - по кредиту корреспондирующего счета с аналогичной записью номера дебетуемого счета.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, отраженных в ведомостях, производится в шахматной ведомости, на основании которой составляются оборотная ведомость, бухгалтерский баланс и другие формы.

Рис. 8.3. Схема бухгалтерского учета по простой форме

Автоматизированная форма бухгалтерского учета. В настоящее время одно из основных направлений совершенствования бухгалтерского учета связано с автоматизацией обработки информации с применением новейших технических средств.

Технологический процесс обработки данных при автоматизированной форме учета можно подразделить на четыре этапа.

Начальным этапом учетного процесса являются сбор, регистрация и передача первичных данных для обработки ЭВМ.

На втором этапе производится формирование массивов учетных данных на магнитных носителях: остатков и оборотов по счетам за отчетный период; классификаторов хозяйственных операций, бухгалтерских записей, с помощью которых определяется многоуровневая структура итогов.

На третьем этапе учетного процесса осуществляется контроль процесса, обработки информации, записанных в массивах учетных данных и нормативно-справочной информации, выдача машинограмм оперативного и аналитического учета.

Заключительным этапом процесса является получение результатов за отчетный период по требованию пользователя или в виде регистров синтетического учета, аналитических таблиц, справок по бухгалтерским счетам или отображением на экране дисплея требуемой информации.

Система автоматизированного учета должна отражать основные процессы, которые связаны с получением различных сводных показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия. В этой системе организации бухгалтерского учета информация идет по единому каналу и используется для оперативного, бухгалтерского и статистического учета. Таким образом, автоматизированная форма учета - это удачное сочетание профессиональных качеств и функций пользователя с интеллектуальными возможностями ЭВМ, позволяющее получать необходимую для управления и оперативного контроля информацию в удобной форме в виде машино и видеограмм (рис. 8.4).

Рис. 8.4. Автоматизированная форма учета

Основные черты автоматизированной формы учета заключаются в следующем:

– полная автоматизация сбора, передачи, систематизации и обработки информации;

– возможность использования, кроме обычных носителей бухгалтерской информации, машинных носителей – магнитных лент, магнитных дисков;

– интеграция учета на основе однократного ввода и многократного использования первичной информации;

– осуществление программной группировки дебетовых и кредитовых оборотов по счетам на основе принципа двойной записи;

– автоматизация логических операций бухгалтерского учета;

– получение выходной информации в виде печатных регистров;

– возможность получения расшифровки печатных показателей по запросам пользователей.

 

ТЕСТЫ
1. Регистры бухгалтерского учета по объему содержащихся в них информации подразделяются на: 1) синтетические и аналитические; 2) синтетические и хронологические; 3) хронологические и аналитические; 4) систематические и хронологические. 2. При несовпадении итогов синтетического и аналитического учета ошибка выявляется способом: 1) выборки; 2) красное сторно; 3) пунктировки; 4) корректурным способом. 3. Как исправляется следующая ошибочная запись? По кассовому расходному ордеру выдана в подотчет сумма 10 000 руб. В журнале-ордере № 1 по кредиту счета 50 бухгалтер сделал запись 100 000 руб. Главная книга не составлена. 1) в денежных документах исправления не допускается; 2) исправление производится корректурным способом; 3) делается сторнировочная запись на сумму 100 000 руб. и дополнительная запись на сумму 10 000 руб., но в следующем отчетном периоде; 4) делается сторнировочная запись на сумму 100 000 руб. 4. Какой способ исправления ошибки будет применен бухгалтером в следующем случае: отпущены материалы в производство на сумму 5500 руб. На счетах эта операция отражена следующей записью: Дт 20 Кт 10 5000? 1)корректурным способом; 2) дополнительной проводкой; 3) способом «красное сторно» 4) обратной проводкой. 5. Какой способ исправления ошибки будет применен бухгалтером в следующем случае: отпущены материалы в производство на сумму 5500 руб. На счетах эта операция отражена следующей записью: Дт 20 Кт 50 5500? 1) корректурным способом; 2) дополнительной проводкой; 3) обратной проводкой; 4) любой из перечисленных выше 6. Какие из перечисленных ниже предприятий ведут учет по упрощенной форме бухгалтерского учета? 1) численностью не более 50 человек; 2) численностью свыше 100 человек; 3) численностью не более 10 человек; 4) численностью до 20 человек. 7. В основу строения журналов-ордеров положен признак: 1) произвольный; 2) дебетовый; 3) кредитовый; 4) смешанный. 8. Записи по синтетическим и аналитическим счетам в журналах-ордерах совмещаются способом: 1) шахматным; 2) линейным; 3) смешанным; 4) линейно-позиционным, шахматным, смешанным. 9. Главная книга открывается: 1) на месяц; 2) квартал; 3) полугодие; 4) год. 10. Для регистрации хозяйственных операций при мемориально-ордерной форме используются: 1) накопительные книги учета; 2) кассовые книги; 3) вспомогательные ведомости; 4) инвентаризационные ведомости.
ОТВЕТЫ
                   
                   

 

Тема 9. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
В международной практике процесс бухгалтерского учета принято подразделять на четыре основные стадии. На первой стадии документируются различные хозяйственные факты (деловые сделки), на второй – учетные данные классифицируются и сводятся воедино путем отражения на счетах бухгалтерского учета, в учетных регистрах и Главной книге. На третьей стадии составляются бухгалтерские отчетные формы, содержание и периодичность составления которых зависят от требований государственной системы финансовой отчетности. На четвертой, заключительной, стадии учетного процесса проводится анализ деятельности предприятия, результаты которого используются прежде всего администрацией для принятия решений и оценки своей деятельности. Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой совокупность учетных записей, по которым можно проследить хозяйственную деятельность предприятия за отчетный период, в ней отражаются нарастающим итогом сводные данные, которые характеризуют имущественное и финансовое состояние предприятия, результаты работы хозяйства, его подразделений или отдельного предпринимателя за определенный период. Цель бухгалтерской (финансовой) отчетности состоит в предоставлении пользователям полезной информации: о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в положении, результатах хозяйственной деятельности и изменениях в финансовом положении. В международных стандартах бухгалтерского учета все пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности объединяются в три группы. К первой группе относятся лица, непосредственно занимающиеся бизнесом на данном предприятии, – служащие. Они заинтересованы в сохранении своих рабочих мест, а, следовательно, в стабильности и доходности своих предприятий, своих нанимателей. Выживание предприятий в условиях жесткой конкуренции зависит от того, насколько успешно руководство предприятия (корпорации) решает две основные задачи: достижение рентабельной работы и обеспечение ликвидности активов. Под рентабельностью понимается способность получить достаточно прибыли, чтобы сохранить вложенный капитал и привлечь новы Ликвидность активов означает, что в распоряжении предприятия достаточно наличных денег, запасов и другого имущества, чтобы возвратить долги. Вторую группу пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют лица, не работающие на предприятии, но имеющие по отношению к нему прямой финансовый интерес, – фактические и потенциальные инвесторы, кредиторы и поставщики, клиенты и др. Инвесторы должны знать, получат ли они дивиденды, когда им следует продавать акции, держать или продавать. Кредиторы заинтересованы в том, чтобы знать, будут ли им выплачены проценты по займам и суммам долга при наступлении сроков платежей. Поставщики и клиенты должны знать, будут ли своевременно оплачены их счета и будут ли они по-прежнему получать товары или услуги, от которых, они, возможно, зависят. К третьей группе лиц, имеющих косвенный финансовый интерес к данному бизнесу, относятся самые различные пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности: налоговые службы, фондовые биржи, органы, осуществляющие планирование, а также контроль за ценами, экспортом и импортом, другие пользователи. Пользователи, имеющие косвенный финансовый интерес к деятельности предприятия (корпорации), детально изучают публикуемую финансовую отчетность исходя из функций, которые они выполняют. Круг пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ определен Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, согласно которому все предприятия представляют в обязательном порядке годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность: · учредителям юридического лица в соответствии с учредительными документами; · органов государственной статистики (по месту нахождения предприятия); · государственной налоговой инспекции (по месту нахождения предприятия). В зависимость от периодичности составления бухгалтерская îòчетность подразделяется на годовую и квартальную. Формы бухгалтерской (финансовой) отчетности унифицированы для всех предприятий независимо от отраслевой принадлежности, вида деятельности и организационно-правовой формы и включают: · «Баланс предприятия» (форма №1); · «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2); · «Отчет об изменении капитала» (форма № 3); · «Отчет о движении денежных средств» (форма № 4); · «Приложение к бухгалтерскому балансу» (форма № 5); · Пояснительная записка (за исключением малых предприятий) с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, и освещением его финансового состояния. Кроме названных форм, предприятия составляют расчетû по налогам и платежам в бюджет и внебюджетные фонды и представляют их в соответствующие инстанции. Бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель предприятия и главный бухгалтер. Бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала года. Сроки ее представления определены в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Предприятия представляют годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 апреля следующего за отчетным года, а квартальную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода. В пределах указанных сроков конкретную дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливают учредители. При составлении годового отчета предприятия должны исходить из принципов ведения бухгалтерского учета, установленных Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ: · соблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики (методики) отражения отдельных операций (изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в объяснительной записке к годовому отчету); · полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций и результатов инвентаризаций имущества и финансовых обязательств; · правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду; · разграничение в учете текущих затрат на производство (издержек обращения) и капитальных вложений; · тождественность данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на дату годовой инвентаризации. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе проверенных бухгалтерских записей, подтвержденных надлежаще оформленными документами. Поэтому перед составлением годовой бухгалтерской отчетности на предприятии обязательно проводят полную инвентаризацию имущества (нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, денежных средств и пр.) и финансовых обязательств (кредиторской задолженности, кредитов банков, займов и др.), хозяйственных средств, выверку всех расчетов, закрывают все счета, подсчитывают обороты, выводят сальдо и определяют окончательный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. Годовая бухгалтерская отчетность предприятия до предоставления ее внешним пользователям рассматривается и утверждается в порядке, установленном учредительными документами. Она является открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков, кредиторов, покупателей и др.). В отдельных случаях законодательством РФ предусматривается публикация годовой бухгалтерской отчетности. В ее состав включается аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность.

 

 

ТЕСТЫ
1. Первым отчетным периодом для вновь созданных после 1 октября считаются: 1) период от даты государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года; 2) с момента постановки их на налоговый учет; 3) с момента начала их хозяйственной деятельности; 4) период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года. 2. Какие формы бухгалтерской отчетности используются на предприятиях в 200_ году? 1) бухгалтерий баланс, отчет о движении денежных средств; 2) бухгалтерский баланс и приложения к бухгалтерскому балансу; 3) бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, о движении капитала, о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу, аудиторское заключение; 4) отчеты о прибылях и убытках, о движении капитала. 3. Какие из перечисленных ниже пользователей бухгалтерской отчетности не относятся к внутренним? 1) вышестоящее руководство; 2) общее собрание участников; 3) профсоюзы; 4) управляющие соответствующих уровней. 4. Каким образом в балансе расположении обязательства организации? 1) по степени ликвидности; 2) по степени увеличения срочности погашения; 3) по степени снижения срочности погашения; 4) зависимости нет. 5. В какие сроки предприятие предоставляет годовую бухгалтерскую отчетность? 1) в течении 60 дней по окончании года; 2) в течении 30 дней по окончании года; 3) в течении 90 дней по окончании года; 4) в течении 4 месяцев. 6. Ответственность за хранение учетных документов и бухгалтерской отчетности несет: 1) главный бухгалтер; 2) руководитель организации; 3) руководитель и главный бухгалтер; 4) работники бухгалтерии. 7. Каким образом расположены активы в форме № 1 «Бухгалтерский баланса»? 1) по степени увеличения ликвидности; 2) по мере снижения ликвидности; 3) по степени срочности погашения обязательств; 4) зависимости нет. 8. В какой из форм или приложений бухгалтерской отчетности организация объявляет об изменении в ее учетной политике? 1) в форме № 1 «Бухгалтерский баланс»; 2) в форме № 2 «Отчет о прибылях убытках»; 3) в форме № 3 «Отчет о движении капитала»; 4) в пояснительной записке к балансу. 9. В какой форме отчетности можно найти расшифровку движения заемных средств? 1) форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» 2) форма № 3 «Отчет о движении капитала» 3) форма № 4 «Отчет о движении денежных средства» 4) форма № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу» 10. «Вероятностные будущие потери экономических выгод, вытекающие из существующих у конкретной организации в настоящий момент обязательств по передаче активов или предоставлению услуг другим организациям в будущем в результате прошлых сделок или событий» – это определение: 1) активов; 2) обязательств; 3) собственного капитала; 4) уставного капитала.
ОТВЕТЫ
                   
                   

 

Тема 10. Основы организации бухгалтерского учета
10.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета на предприятии. 10.2. Финансовый и управленческий учет. 10.3. Учетная политика организации.
10.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета на предприятии
Организация бухгалтерского учета в Российской Федерации, отвечающая Международным стандартам учета и отчетности, ориентированная на требования рыночной экономики, предполагает четырехуровневую систему документов, регулирующих и регламентирующих учет. Первый уровень системыдокументов составляют законодательные акты, в которых закрепляются обязательность ведения учета участниками рыночных отношений, основные правила и принципы, необходимые к выполнению. К таким документам относится гражданский кодекс РФ, Федеральный Закон о бухгалтерском учете, Налоговый кодекс РФ. Федеральный закон о бухгалтерском учете подтвердил обязательность ведения бухгалтерского учета во всех организациях (коммерческого и некоммерческого характера), сформулировал общие положения о бухгалтерском учете и основные требования к его ведению, регламентировал бухгалтерскую документацию и его отчетность, определил ответственность за нарушение законодательства и порядок ведения учета. К первому уровню системы относится также другие законодательные акты, указы президента и постановления правительства, затрагивающие в той или иной мере вопросы бухгалтерского учета и регулирующие (прямо или косвенно) его постановку. Второй уровень системывключает стандарты (положения_ бухгалтерского учета и отчетности, задача которых регламентировать и давать рекомендации о ведении учета на отдельных его участках, по видам операций и специфическим видам деятельности предприятия. Стандарты регулируют вопросы организации учетной работы и формирования учетной политики. Российские стандарты должны быть увязаны и соответствовать Международным стандартам учета и отчетности, исходить из прицепов и базовых правил бухгалтерского учета, зафиксированных в документах первого уровня. К числу важнейших стандартов относится План счетов бухгалтерского учета финансовой и хозяйственной деятельности и инструкция по его применению. Стандарты бухгалтерского учета должны утверждаться соответствующими органом, указания которого будут обязательными для всех. Третий уровень системысоставляют документы рекомендательного характера, т.е. инструкции, положения, указания, предлагающие возможные варианты организации учета на предприятии в зависимости и от его отраслевой принадлежности и, размеров, типа производства, организации производства, труда, управления и других факторов на базе основных положений, изложенных в законодательных актах и стандартах. Документы третьего уровня системы могут разрабатываться на только органом, который утверждает стандарты, но и другими организациями, включая аудиторские, консалтинговые организации и объединения профессиональных бухгалтеров (например Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов СНГ, российской ассоциацией бухгалтеров и аудиторов и т.п.), союзами и др. К четвертому уровню системы относятся рабочие документы (инструкции, положения, приказы) предприятия и другие документы, формирующие его учетную политику. Предприятия на основе законодательных актов, российских стандартов разрабатывает и утверждает для собственного применения рабочий план счетов, систему документооборота, формы первичной документации (по учету основных средств, материалов, труда и заработной платы, затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, реализации и т.д.), учетных регистров, порядок проведения инвентаризации, внутренней бухгалтерской отчетности. Такая многоуровневая система документов позволяет организовать а предприятии надлежащую систему организации бухгалтерского учета и отчетности. При разработке нормативной документации любого уровня должны соблюдаться основные принципы организации бухгалтерского учета, действующие в мировой его теории и практике. Приведенные принципы легли в основу при разработке положения по учетной политике предприятия.
10.2 Финансовый и управленческий учет
Бухгалтерский учет представляет собой систему, в которой собирается, измеряется, регистрируется, обрабатывается и передается информация, необходимая для принятия соответствующих управленческих решений или решений, связанных со стратегией предприятия на рынке. Как показало изучение и обобщение зарубежной и отечественной теории и практики, в системе бухгалтерского учета различают управленческий и финансовый учет. Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая собирается, измеряется, обрабатывается и передается внутренним пользователям, руководству и тем менеджерам, которые могут выбрать и принять обоснованные управленческие решения. Управленческий учет иногда называют внутренним учетом, который включает производственный учет. Производственный учет предполагает систему сбора, регистрации, обобщения и обработки систематизированной по определенным признакам информации о затратах на производстве, контроль за их состоянием и калькулирование себестоимости продукции. Формирование показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия в системе управленческого учета является тайной предприятия, секретом формы. Финансовый учет охватывает учетную информацию, которая, помимо использования ее внутри предприятия руководством, работниками предприятия, передается также и тем пользователям, которые находятся за пределами предприятия, организации. Управленческий и финансовый учет характеризуется следующими областями сравнения. 1. Обязательность ведения учета Ведение финансового учета обязательно, при этом финансовый учет и финансовая отчетность составляется по строго регламентируемым формам в соответствии с законодательством. Формы финансовой отчетности ориентированы на Международные стандарты учета и отчетности. Управленческий учет ведется в соответствии с решениями администрации, руководства предприятия с отражением особенностей предприятия, его техники и технологии, организации труда, производства и других факторов. 2. Цель учета Цель финансового учета – составление финансовых (бухгалтерских) отчетов, документов для пользователей вне предприятия, организации. Управленческий учет является средством контроля, управления предприятием и анализа принимаемых управленческих решений. 3. Пользователи информации Потребители (пользователи) информации финансовых отчетов в основном находятся вне предприятия (инвесторы, кредиторы, акционеры, налоговые органы, страховые компании и т.д.) Пользователями информации управленческого учета являются внутренние пользователи (менеджеры, руководители подразделений, администрация и т.д.). Внутреннее использование информации предназначено для определения и анализа себестоимости продукции, составления смет, бюджетов с целью планирования различных видов деятельности, оценки результатов работы и т.д. 4. Основные положения Финансовый учет должен вестись в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета (GAAP). Информация, приводимая в финансовой отчетности, должна быть достоверной, объективной, и вселять уверенность пользователям в правильности приводимых данных. Административный аппарат может следовать любым правилам учета во внутреннем управленческом учете. Основной критерий – полезность информации управленческого учета и использование ее для принятия обоснованных управленческих решений. 5. Типы систем учета Финансовые отчеты, подготавливаемые для внешних пользователей, составляются в стоимостной оценке и отражают остатки счетов, включенных в Главную книгу. Специальные журналы, бухгалтерские книги и другие методы расчета, используемые при обработке финансовой учетной информации, основаны на системе двойной записи. Информация управленческого учета не обязательно должна базироваться на системе двойной записи. Она может отражаться на только в стоимостной оценке, но и в других измерителях. Специальные отчеты могут составляться по запросам менеджеров, а это означает, что при организации управленческого учета должна быть создана система хранения информации и ее поиска. 6. Измерители В финансовом учете и отчетности используется денежная единица по курсу, действующему в момент совершения операции. Сделки, которые обобщаются в финансовых отчетах, уже совершены, и их финансовые последствия объективно измерены. При организации управленческого учета можно использовать любую подходящую денежную или натуральную единицу измерения. 7. Привязка по времени Финансовый учет отражает финансовую историю организации. Бухгалтерские корреспонденции счетов, проводки выполняются уже после совершения соответствующей операции. Управленческий учет наравне с информацией исторического характера включает оценки и планы на будущее. Финансовый учет показывает, «как это было», а управленческий – «как должно быть». 8. Степень точности информации Финансовая информация, включаемая в финансовые отчеты, подготовленные для внешних пользователей, отражает операции, которые уже завершены, она определяется объективно и поддается проверке. В управленческом учете наравне с достоверной информацией используются примерные, приблизительные оценки. Планирование и принятие управленческих решений – это деятельность, которая в большей степени направлена в будущее. 9. Основной объект анализа В финансовых отчетах организация представляется как единое целое. Управленческий учет ориентирован на небольшие подразделения организации – по отдельным видам деятельности, отдельным изделиям, по организационным подразделениям, по центрам ответственности. 10. Периодичность составления отчетности Финансовые отчеты, составляемые для внешних пользователей, предоставляются на периодической основе: раз в квартал или ежегодно. В управленческом учете отчеты составляются как на регулярной основе, так и по запросу: ежедневно, еженедельно, и должны быть полезны менеджеру. 11. Сроки предоставления отчетов Финансовые (бухгалтерские) отчеты предоставляются как правило через некоторое время после окончания отчетного периода. Отчеты по управленческому учету могут содержать информацию которая требует немедленных действий. Такие отчеты требуют немедленного предоставления. 12. Ответственность за правильность ведения учета При нарушении принципов организации финансового учета и отчетности кредиторы, акционеры и другие пользователи могут подать в суд, обвинив предприятие в искажении информации, приводимой в годовом бухгалтерском отчете и баланса. Отчеты с использование информации у правленческого учета не обязательно должны соответствовать общепринятым принципам бухгалтерского учета. Менеджер может быть привлечен к ответственности за неправильные решения, но причиной привлечения к ответственности могут быть поведения и действия, а не данные управленческого учета. Важным фактором определяющим сходство финансового и управленческого учета является, то что данные этих видов учета применяются для принятие решений как управленческих, так и связанных с разработкой стратегии предприятия на рынке.

 

10.3. Учетная политика организации
Теоретические и методологические основы и принципы ведения бухгалтерского учета на предприятии, отраженные в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» служат основание и определяют формирование учетной политики организации. Законом подтверждено, что, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из структуры, отрасли и других особенностей деятельности. В нем так же указано, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменения учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов, органов, осуществляющих регулирования бухгалтерского учета, а так же в случаях реорганизации, смены собственников. Изменения в учетной политике должны быть обоснованными и оформляться согласно Положения об учетной политике (ПБУ 1 /98). В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Закон закрепил основные элементы учетной политики (ст. 6 пункт 3): – рабочий план счетов бухгалтерского учета; – формы первичных учетных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов; – порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов активов и обязательств; – порядок документооборота и технология учетной информации; – порядок контроля за хозяйственными операциями, а так же другие решения необходимые для организации бухгалтерского учета. Более подробно эти элементы рассматриваются в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1 / 98). Согласно тому Положению под учетной политикой понимается выбранная им совокупность способов и приемов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оцени фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы, приемы. Учетная политика предприятия формируется руководителем на основе Положения 1 / 98 «Учетная политика организации». В Положении 1 / 98 введены два понятия «допущения» и «требования», под углом зрения которых должна строиться вся учетная политика на предприятии. Понятия «допущение» предполагает определенные условия, создаваемые организацией при постановке бухгалтерского учета (базовый принцип). Понятие «требования» означает соблюдение принятых правил ведения бухгалтерского учета (основной принцип). При формировании учетной политики предполагается, что: – имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других предприятия (допущение имущественной обособленности предприятий); – предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствует намерение и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывной деятельности предприятия); – выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики); – факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному году, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этим фактом (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Учетная политика предприятия должна обеспечивать: – полноту отражения в бухгалтерском учете всех хозяйственных фактов деятельности предприятия (требование полноты); – большей готовности к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов, не допускается создания скрытых резервов (требования осмотрительности); – отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритете содержания над формой);
– тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по соответствующим счетам синтетического учета на первое число каждого месяца а так же показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости);
– рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятие (требование рациональности). На основе действующих общих правил ведения бухгалтерского учета, нормативных документов организации имеют право самостоятельно формировать следующие элементы учетной политики: 1. Выбор используемых учетных регистров, последовательность записи в них (формы бухгалтерского учета); 2. Составление рабочего плана счетов на основании типового Плана счетов; 3. Выбор варианта синтетического учета производственных запасов; 4. Установление метода оценки потребленных производственных запасов, готовой продукции и незавершенного производства; 5. Установление порядка начисления износа по основным средствам; 6. Установление порядка начисления износа по нематериальным активам; 7. Выбор способа (методики) группировки и списания затрат на производство; 8. Установление способа учета выпуска готовой продукции (работ, услуг); 9. Выбор метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции; 10. Выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования; 11. Формирование резервов; 12. Порядок списания затрат по ремонту; 13. Выбор метода определения выручки от реализации; 14. Порядок учета курсовых ризниц; 15. Варианты распределения и использования чистой прибыли; 16. Учет финансовых результатов при выполнении долгосрочных договоров. Учетная политика предприятия подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.) организации. Способы ведения бухгалтерского учета, выбранные предприятием при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом издания соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми структурными подразделениями предприятия (включая выделенные на отдельный баланса) независимо от их места расположения. Предприятие должно раскрыть избранные при формировании ученой политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности. Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности предприятия за год. Предоставляемая в течение отчетного года бухгалтерская отчетность может не содержать информации об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления предыдущей годовой бухгалтерской отчетности, раскрывающей учетную политику.
ТЕСТЫ
1. Закон о бухгалтерском учете относится к документам: 1. Первого уровня; 2. Второго уровня; 3. Третьего уровня; 4. Четвертого уровня. 2. Приказ об учетной политике предприятия относится к документам: 1. Первого уровня; 2. Второго уровня; 3. Третьего уровня; 4. Четвертого уровня. 3. «Доходы и расходы, прибыли и убытки отражаются на счетах бухгалтерского учета в момент их возникновения» – это принцип: 1. Начисления; 2. Осмотрительности; 3. Непрерывности; 4. Неизменности. 4. Какой из принципов бухгалтерского учета предполагает большую готовность к отражению в учете и финансовой отчетности возможны убытков или обязательств, чем прибылей или активов? 1. Непрерывности; 2. Осмотрительности; 3. Приоритета содержания перед формой; 4. Неизменности. 5. Учетная информация, предназначенная для внешних пользователей, предоставляется: 1. Финансовым учетом; 2. Управленческим учетом; 3. Обоими видами учета; 4. Правильного ответа нет. 6. Какой из видов учета содержит конфиденциальную информацию: 1. Финансовый учет; 2. Управленческий учет; 3. Информация любого вида учета должна быть доступной; 4. Правильного ответа нет. 7. Какой из видов учета ведется в соответствии с желанием администрации: 1. Финансовый учет; 2. Управленческий учет; 3. Ведение любого учета обязательно; 4. Правильного ответа нет. 8. При организации какого вида учета применяются натуральные измерители: 1. Финансового учета; 2. Управленческого учета; 3. Любой из ответов верен; 4. Правильного ответа нет. 9. Учетная политика организации формируется: 1. Главным бухгалтером; 2. Министерством финансов; 3. Центральным банком; 4. Руководителем организации. 10. «Выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому» – это допущение: 1. Имущественной обособленности организации; 2. Временной определенности фактов хозяйственной деятельности; 3. Непрерывности деятельности организации; 4. Последовательности применения учетной политики;
ОТВЕТЫ
                   
                   

 

 

 

 

РАЗДЕЛ ii. Методические указания к выполнению контрольной работы
 
Студенты выполняют контрольную работу в отдельной тетради. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями нормоконтроля по оформлению контрольных работ.
Задание состоит из двух частей: 1. Задача. 2. Два теоретических вопроса. Студенты, фамилии которых начинаются с буквы А, выбирают задачу 1, вопросы 1 и 29; Б – вариант 2, вопросы 2 и 30; В – вариант 3, вопросы 3 и 31; Г – вариант 4, вопросы 4 и 32; Д – вариант 5, вопросы 5 и 33; Е – вариант 6, вопросы 6 и 34; Ж – вариант 7, вопросы 7 и 35; З –вариант 8, вопросы 8 и 36; И – вариант 1 и вопросы 9 и 37; К – вариант 2, вопросы 10 и 38; Л – вариант 3, вопросы 11 и 39; М – вариант 4, вопросы 12 и 40; Н – вариант 5, вопросы 13 и 41; О – вариант 6, вопросы 14 и 42; П – вариант 7, вопросы 15 и 43; Р – вариант 8, вопросы 16 и 44; С – вариант 1, вопросы 17 и 45; Т – вариант 2, вопросы 18 и 46; У – вариант 3, вопросы 19 и 47; Ф – вариант 4, вопросы 20 и 48; Х – вариант 5, вопросы 21 и 49; Ц – вариант 6, вопросы 22 и 50; Ч – вариант 7, вопросы 23 и 51; Ш – вариант 8, вопросы 24 и 52; Щ – вариант 1, вопросы 25 и 53; Э – вариант 2, вопросы 26 и 54; Ю – вариант 3, вопросы 27 и 55; Я – вариант 4, вопросы 28 и 56; Ответы на теоретические вопросы необходимо излагать своими словами, подкрепляя примерами из практики ведения бухгалтерского учета. Работа, в которой представлен дословно переписанный материал учебной литературы, признается неудовлетворительной. При решении задачи необходимо использовать план счетов бухгалтерского учета, выписка из которого приведена в настоящих методических указаниях. В контрольной работе студент составляет расчеты, которые предусмотрены данными «Методическими указаниями» (табл. 1 – 11). Цифровые данные условные. Предварительно следует изучить методические указания, подобрать литературу для ответов на теоретические вопросы.
Вопросы контрольной работы
1. Цель и задачи хозяйственного учета на современном этапе. Единство системы хозяйственного учета. 2. Понятия о хозяйственном учете. 3. Функции бухгалтерского учета в управлении хозяйством. 4. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету в системе рыночных отношений. 5. Измерители, применяемые в учете, их виды и взаимосвязь. 6. Предмет бухгалтерского учета и сфера его применения. 7. Классификация хозяйственных средств по функциональной роли в процессе производства. 8. Классификация хозяйственных средств по видам и размещению. 9. Классификация хозяйственных средств по источникам формирования и целевому назначению. Характеристика хозяйственных процессов и хозяйственных операций. 10. Метод бухгалтерского учета, взаимосвязь и взаимоувязка его элементов. 11. Балансовый метод отражения и обобщения информации, его сущность и значение. Понятие о бухгалтерском балансе. 12. Строение и содержание бухгалтерского баланса, порядок его составления, представления и утверждения. 13. Бухгалтерский баланс как равенство актива и пассива, бухгалтерский баланса как форма отчетности предприятия. 14. Виды бухгалтерских балансов, применяемых в хозяйственном учете. 15. Изменения в балансе, вызываемые хозяйственными операциями. 16. Понятие о счетах бухгалтерского учета. Содержание и строение счетов. Документальное обоснование учетных записей. 17. Система двойной записи хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, ее назначение и сущность. Корреспонденция счетов и бухгалтерские проводки. 18. Синтетический и аналитический учет, их взаимосвязь. Понятие о субсчетах. Обобщение данных текущего учета. Оборотные ведомости, их виды, контрольное значение и порядок составления. 19. Значение классификации счетов бухгалтерского учета. 20. Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию. 21. Классификация счетов по назначению и структуре. 22. Характеристика счетов для учета хозяйственных процессов. 23. Характеристика основных счетов, их структура и назначение. 24. Характеристика регулирующих счетов, их структура и назначение. 25. Характеристика распределительных счетов, их структура и назначение. 26. Характеристика калькуляционных счетов, их структура и назначение. 27. Характеристика сопоставляющих счетов, их структура и назначение. 28. План счетов бухгалтерского учета, его содержание, принципы построения и íàзначение. 29. Оценка средства как элемент метода бухгалтерского учета. Порядок оценки средств предприятия. 30. Калькуляция как способ группировки затрат, их измерения и определения себестоимости. Виды и объекты калькуляции. 31. Бухгалтерский учет процесса снабжения на предприятии. 32. Оценка и учет сырья, материалов на предприятии. Роль бухгалтерского учета в обеспечении рационального и экономического использования материальных ресурсов. 33. Понятие о производственных затратах и их классификация. 34. Общие принципы синтетического и аналитического учета затрат на производство. 35. Учет и методика распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов. 36. Оценка и учет движения готовой продукции. 37. Учет операций по реализации готовой продукции. 38. Общая характеристика, методика учета и распределения коммерческих расходов. 39. Методика определения и учет финансовых результатов промышленных предприятий. 40. Теоретические и методологические основы организации первичного учета. 41. Организация первичного учета материальных ресурсов. 42. Инвентаризация – важнейший элемент метода бухгалтерского учета. 43. Документальное оформление инвентаризации, отражение ее результатов в системе бухгалтерского счета. 44. Документация хозяйственных операций. Классификация документов. 45. Документооборот, значение правильной его организации. 46. Учетные регистры, их сущность и значение. Виды и формы бухгалтерских регистров. Техника записи в учетные регистры. Правила исправления ошибок в бухгалтерских регистрах. 47. Понятие о формах бухгалтерского учета, их сущность и значение. 48. Характеристика мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета. 49. Характеристика журнально-ордерной формы бухгалтерского учета. 50. Характеристика автоматизированной формы бухгалтерского учета. 51. Организация учета в условиях автоматизированного рабочего места бухгалтера (АРМБ). 52. Характеристика упрощенной формы бухгалтерского учета на малых предприятиях. 53. Финансовый и управленческий учет. Содержание и основные черты. 54. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: значение, состав, основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности. 55. Правила оценки статей бухгалтерской отчетности и их содержание, Пользователи отчетности и сроки ее предоставления. 56. Правовое регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации. 57. Учетная политика организации, ее сущность и значение. 58. Международные стандарты бухгалтерского учета.
Методические указания по решению задач 1 – 4
Заданием предусматривается решение задач по учету основных хозяйственных процессов (снабжение, производства, выпуска и реализации по полной схеме учета (с применением счета 15, 16, 43 и 62). При решении задач студентам следует учесть: – поступившие от поставщиков материалы по отпускной цене, а также предъявленные к оплате счета транспортных организаций за доставку материалов предварительно учитываются на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов». На этом счете определяется фактическая себестоимость поступивших материалов; – материалы приходуются на склад по установленной учетной цене и отражаются по Дебету счета 10 «Материалы» и Кредиту счета 15 «Приобретение и заготовление материалов»; – отклонения в стоимости материалов отражаются на счете 16 «Отклонения в стоимости материалов», а затем согласно расчета списываются на производственные затраты прямо пропорционально стоимости израсходованных материалов на производство товаров по учетным ценам (форма расчетов приведена в методических указаниях о выполнению контрольной работы в табл. 8); – выпущенная из производства готовая продукция приходуется по плановой себестоимости проводкой по Дебету счета 43 «Готовая продукция» и по Кредиту счета 40 «Выпуск продукции». Фактическая себестоимость выпущенной из производства продукции списывается в Дебет счета 40 «Выпуск продукции» с Кредита счета 20 «Основное производство» согласно расчета табл. 10. Затем счет 40 «Выпуск продукции» закрывается. Если фактическая себестоимость выпущенной продукции меньше плановой (Дт об. Сч. 40 < Кт об. Сч. 40), то разница списывает- ся сторнировочной проводкой Дт 90 Кт 40. Если фактическая себестои мость выпущеной продукции больше плановой (Дт об. Сч. 40 > Кт об. Сч. 40), то разница списывается дополнительной проводкой Дт 90 Кт 40. Моментом реализации считается выписка счета и отгрузка готовой продукции покупателям.
Вариант задачи 1-4
Таблица 1 Остатки по счетам производственного предприятия «Восток» на 1 июня 200 __ г.
Шифр счета Наименование счетов Остатки
Дт Кт
       
  Основные средства    
  Износ основных средств    
  Нематериальные активы    
  Амортизация нематериальных активов    
  Материалы (по твердым учетным ценам)    
10-9 Инвентарь и хозяйственные принадлежности    
  Заготовление и приобретение материалов    
  Отклонения в стоимости материалов    
  Основное производство - всего    
  В том числе: продукция А продукция Б 120 200  
  Готовая продукция (по плановой и нормативной себестоимости) – всего    
  В том числе: продукция А продукция Б 1860 1260  
  Расходы на продажу    
  Расчеты с покупателями и заказчиками    

 

Окончание табл. 1

       
  Касса    
  Расчетный счет 17 620  
  Расчеты с поставщиками    
  Расчеты с бюджетом    
  Расчеты по социальному страхованию    
  Расчеты с персоналом по оплате труда    
  Расчеты с подотчетными лицами    
  Расчеты с разными дебиторами и кредиторами    
  Прибыли и убытки    
  Уставный капитал   24 120
  Итого 41 640 41 640

 

Примечание. Учет НДС по движению материалов, работ, услуг при решении задач 1 – 4 в целях их упрощения не предусмотрен. Учетная цена материалов – цена приобретения.

Таблица 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.