Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Й этап. Определение гармоничности морфо-функционального состояния

Морфо-функциональный статус ребенка оценивается по шкалам регрессии массы тела по длине тела (Приложение 4). Определяется соответствие массы тела и окружности грудной клетки длине тела ребенка. По шкалам регрессии для каждого возраста и пола находят показатель длины тела ребенка и соответствующий диапазон изменений величин массы тела и окружности грудной клетки, для данной длины тела диапазон определяется значением M +/- 1 сигма R. Если показатель массы тела выходит за диапазон изменений (в сторону его превышения), то измеряется величина кожно-жировых складок. Каждая складка плотно захватывается большим и указательным пальцем левой руки и измеряется сверху с помощью скользящего циркуля или специального прибора - калипера. Все измерения проводят в 4-х точках:

1. На груди - по среднеключичной линии на уровне 3-го ребра.

2. На животе - на 5 см влево от пупка.

3. В подлопаточной области - у нижнего края угла лопатки по ходу сегментарной линии.

4. Над трицепсом - по линии, соединяющей акромиальный отросток лопатки и локтевой отросток.

Если одна из складок больше среднего значения показателя (Приложение 5, 6, 7), то ребенок относится к группе риска в отношении ожирения.

В качестве простого критерия для идентификации ожиревших детей может быть использован показатель окружности талии. К ожиревшим следует относить детей, окружность талии которых превышает M + 1 сигма (Приложение 6, 7).

Оценка морфо-функционального статуса дополняется сопоставлением функциональных показателей индивидуума со средними возрастно-половыми значениями, представленными в виде центилей (Приложение 8, 9). Средним уровень развития функций считается тогда, когда показатели находятся в пределах P25 - P75 центиля, ниже среднего - меньше P25, выше среднего - P75 и более.

Морфо-функциональное состояние оценивается как гармоничное, если масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела или отличаются в пределах одной частной сигмы (находятся в диапазоне изменений), а функциональные показатели - в пределах P25 - P75 либо превышают их.

Дисгармоничным за счет избытка массы тела морфо-функциональное состояние считается тогда, когда масса тела больше должной на одну или более частных сигм (превышает диапазон изменений), толщина жировой складки превышает средние значения, а функциональные показатели ниже P25.

Дисгармоничным за счет дефицита массы тела морфо-функциональное состояние считается тогда, когда масса тела и окружность грудной клетки меньше должной на одну или больше частных сигм (меньше диапазона изменений), а функциональные показатели ниже P25.

Таким образом, при комплексной схеме оценки заключение о физическом развитии включает вывод о соответствии биологического возраста календарному и о гармоничности морфо-функционального состояния (таблица 1).

Таблица 1

----------------+-----------------+-------------------------------¦ Биологический ¦ ¦Морфо-функциональное состояни妦 возраст ¦ ¦ ¦+---------------+ +--------------------+---------+¦Длина тела, ее ¦ ¦Масса тела, ¦Мышечная ¦¦погодовая ¦ ¦окружность грудной ¦сила ¦¦прибавка, ¦ ¦клетки ¦кистей ¦¦количество ¦ ¦ ¦рук, ¦¦постоянных ¦ ¦ ¦жизненная¦¦зубов, степень ¦ ¦ ¦емкость ¦¦полового ¦ ¦ ¦легких ¦¦созревания, ¦ ¦ ¦ ¦¦изменение ¦ ¦ ¦ ¦¦пропорций ¦ ¦ ¦ ¦¦телосложения ¦ ¦ ¦ ¦+---------------+ +--------------------+---------+¦Соответствует ¦ ¦ Гармоничное ¦¦паспортному ¦ ¦ ¦¦возрасту +TT-------------->¦М +/- сигма ¦От P25 ¦¦ ¦¦¦-------------->¦регрессии и более ¦и выше ¦¦ ¦¦¦¦ ------------>¦за счет развития ¦ ¦¦ ¦¦¦¦ ¦ ¦мускулатуры ¦ ¦+---------------+¦¦¦ ¦ +--------------------+---------+¦Опережает ¦¦¦¦ ¦ ¦ Дисгармоничное ¦¦паспортный ¦¦¦¦ ¦ ¦ ¦¦возраст ¦¦L+-+----------->¦От М - 1,1 сигмы ¦Ниже P25 ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦регрессии до М - 2,0¦ ¦¦ ++-+-+----------->¦сигмы регрессии. ¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦От М + 1,1 сигмы ¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ---------->¦регрессии до М + 2,0¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦сигмы регрессии за ¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦счет жироотложения ¦ ¦+---------------+¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------+---------+¦Отстает от ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Резко дисгармоничное ¦¦паспортного ¦¦ L-+-+--------->¦ ¦¦возраста ¦----+-+--------->¦От М - 2,1 сигмы ¦Ниже P25 ¦¦ +----+-+--------->¦регрессии и ниже. ¦ ¦¦ ¦ ¦От М + 2,1 сигмы ¦ ¦¦ ¦ ¦регрессии и выше за ¦ ¦¦ ¦ ¦счет жироотложения ¦ ¦----------------+-----------------+--------------------+----------

 

Анализ взаимосвязи состояния здоровья и физического развития, определяемого по комплексной схеме, позволил выделить детей в группы риска трех степеней, в зависимости от имеющихся у них нарушений уровня биологического развития и гармоничности морфо-функционального состояния (таблица 2).

Таблица 2

СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ

------------------------------------------+--------------------------------¦ Морфо-функциональное состояние ¦Биологический уровень развития ¦¦ +-------------+---------+-------+¦ ¦соответствует¦опережает¦отстает¦+-----------------------------------------+-------------+---------+-------+¦Гармоничное ¦- ¦1 ¦1 ¦¦Дисгармоничное за счет снижения массы ¦1 ¦2 ¦2 ¦¦тела ¦ ¦ ¦ ¦¦Дисгармоничное за счет избытка массы ¦2 ¦2 ¦3 ¦¦тела ¦ ¦ ¦ ¦¦Резко дисгармоничное за счет дефицита или¦3 ¦3 ¦3 ¦¦избытка массы тела ¦ ¦ ¦ ¦------------------------------------------+-------------+---------+--------

Примечание: цифрами обозначены группы риска.

Дети, биологическая зрелость которых соответствует возрасту, а физическое развитие гармоничное, наиболее благополучны в отношении состояния здоровья. Однако дети этой группы с отставанием функциональных показателей должны быть взяты под наблюдение врача.

Дети с нарушением сроков возрастного развития (с опережением или отставанием биологического возраста) при сохранении гармоничности морфо-функционального статуса, а также дети с соответствием биологической зрелости возрасту, но имеющие дисгармоничный морфологический статус за счет дефицита массы тела, составляют группу детей первой степени риска.

Дети с нарушением сроков возрастного развития, сочетающегося с дисгармоничностью морфо-функционального статуса, а также дети с соответствием биологического развития возрасту, но имеющие дисгармоничность за счет избытка массы тела, составляют группу детей второй степени риска.

Все дети, имеющие резкую дисгармоничность в физическом развитии как при нарушении сроков возрастного развития, так и развивающиеся соответственно возрасту, составляют группу детей с третьей степенью риска.

Выделенные таким образом дети нуждаются в различных лечебно-диагностических мероприятиях:

1 группа - углубленное обследование;

2 - углубленное обследование и диспансерное наблюдение;

3 - обследование, диспансерное наблюдение и амбулаторное или стационарное лечение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Й этап. Определение уровня биологического развития ребенка, его соответствия календарному возрасту | Явление акселерации и децелерации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1078; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.