Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, противодействующие монополизации рынка




Необходимость поддержания конкуренции и защита рынка от растущей монополизации является одной из основных макроэкономических задач. Государство вынуждено реагировать проведением мероприятий антимонопольной политики.

В 1890 г. в США впервые был принят антитрестовский закон Шермана, который определил систему правовых норм, обеспечивающих защиту покупателя от монополии производителя путем установления экономических и организационных ограничений, а также системы стимулов. Система стимулов – это система налоговых ставок, законодательное определение приоритетов при предоставлении кредитов, регулирование процессов ценообразования на предприятиях–монополистах, формирование благоприятных условий для развития малых и средних предприятий. Структурная политика, которая воздействует на отрасль в целом, меняет состав предприятий в ней (например, разделяя крупные компании на ряд мелких независимых фирм).

Антимонопольная политика представляет собой серию законов, цель которых – предотвратить использование фирмами рыночной власти путем сокращения производства и повышения цен. Главное в реализации этой политики – ограничение слияний на рынке олигополии. К основным мерам антимонопольной политики относится коррекция поведения фирмы и структурная политика. Меры по коррекции поведения состоят в том, что правительство заставляет ту или иную монополистическую структуру отказаться от следующих действий:

· монополизация рынка явным образом распространяется на компании, чья рыночная доля составляет 60 % и более;

· фиксирование цен (картельный сговор по ценам);

· слияние компаний (трест – объединение производственной и коммерческой деятельности фирм с сосредоточением реальной власти у головной компании, синдикат – объединение коммерческой деятельности нескольких фирм);

· ценовая дискриминация – покупателю ставится обязательным условием дополнительное приобретение какого–либо товара; переплетение директоратов (запрещается быть членом совета директоров двух и более крупных компаний).

Монополизм в российской экономике иного рода, чем в развитых странах. Многие крупные предприятия в нашей стране создавались искусственно как единственные производители определенной продукции.

 

Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение монопольных проявлений и проводится с целью снижения цены и увеличения объема выпуска. Осуществляется экономическими и правовыми мерами.

Экономические меры – это набор экономических инструментов, с помощью которых ограничивается монопольная власть. К ним относятся:

· Прямое регулирование цен и прибылей – это установление «потолка» цен, т.е. верхнего предела цены, и предельного уровня нормы прибыли.

· Косвенное регулирование цен и прибылей – налогообложение продукции, деятельности либо прибыли.

· Поощрение создания товара-заменителя.

· Поддержка малого и среднего бизнеса.

Правовые меры – это законодательные нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках и нечестной конкуренции. Предполагают:

· запрет сговора по ценам и рынкам сбыта;

· запрет слияний, ведущих к контролю предложения;

· регулирование наборов услуг, предоставляемых потребителям монополистом;

· принудительная демонополизация.

Эти меры приводят к тому, что координируется поведение монополистов и монополистических рынок трансформируется в конкурентный.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое монополия и чем она отличается от монопсонии?

2. Какие виды монополии Вы можете назвать?

3. Почему предельный доход монополиста всегда ниже цены?

4. Как связаны между собой кривые предельного и совокупного дохода монополиста?

5. В каком случае фирма обладает монопольной властью и как ее измерить?

6. Что такое ценовая дискриминация?

7. Что такое монополистическая конкуренция и каковы ее основные черты?

8. Какие виды дифференциации товара Вы можете назвать?

9. Что такое олигополия и каковы ее основные характеристики?

10. Каковы основные направления антимонопольного регулирования?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.