КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личная и социально-экономическая необходимость подготовки человека к труду
Идея использования средств физической культуры в процессе подготовки человека к труду не является принципиально новой. Еще в 1891 году П.Ф. Лесгафт писал, что вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем достичь искусства в ремесле. Профессор Гориневский, выступая в 1923 году на съезде врачей отмечал, что кроме хорошей организации труда, снижающей опасность профессии, кроме улучшения быта и условий труда в санитарном отношении, необходимо улучшить профессиональные качества специалиста путем физических упражнений, которые делают человека приспособленным к более трудной деятельности и стойким к неблагоприятным факторам. Одним из первых дал теоретическое обоснование ППФП В. В. Белинович (1959). Автор определил задачи ППФП, направленные на содействие всестороннему физическому развитию и достижению высокого уровня физической подготовленности учащихся, а также развитие физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности и воспитание специфических волевых качеств. Общепринято, что в содержании прикладной физической подготовки должны входить обычные средства - физические упражнения и виды спорта, но подобранные и организованные в соответствие с поставленными задачами. В основе влияния занятий физическими упражнениями на успешность профессиональной деятельности лежит механизм перенося двигательного навыка, умений, сформированных в области физической культуры, на результат овладения навыками и умениями в трудовой деятельности. Основная направленность занятий заключается в том, чтобы увеличить диапазон функциональных возможностей организма человека, расширить арсенал его двигательной координации, а также обеспечить эффективную адаптацию организма к различным факторам трудовой деятельности. По данным Р.Т. Раевского (1985) недостаточный уровень развития физических качеств молодых инженеров промышленных предприятий является причиной 24 % всех задержек в работе, аварий, остановкой оборудования, а недостаточный уровень психических качеств и того больше - 37 % ошибок. В нефтяной промышленности от 20 до 53 % случаев аварийных отказов техники происходит из-за ошибок человека в двигательной, чувственной, умственной сферах; около 40-50 % травм вследствие неудовлетворительного зрения операторов (Панов Г.Е., 1977). По данным американских ученых 98 % авиакатастроф происходит из-за ошибок пилотов и диспетчеров и только 2 % из-за отказа техники. Все вышесказанное делает актуальным вопрос о повышении эффективности функционирования человеческого фактора в системе человек-машина-среда (СЧМС). С этой целью ученые изучали эффективность профессиональной деятельности представителей различных специальностей и определили, что она во многом зависит от уровня развития двигательных и психических качеств человека. Так по данным И.Д. Карцева с соавторами (1968) установлено, что не всегда здоровые подростки одинаково успешно осваивают одну и ту же работу. Успешное освоение профессии возможно лишь при наличии соответствия определенных психофизиологических качеств человека, специфическим требованиям, предъявленным производственными процессами именно к этим профессионально важным качествам. На основании выявления таких качеств и физиологических функций, необходимых для освоения конкретных профессий, группировки этих профессий и изучения, степени развития функций у подростков, хорошо осваивающих профессию и не сумевших ее освоить, разработаны критерии профессиональной пригодности подростков для большого числа профессий. Исследования В.М. Левина и Э.С Рутембурга (1977) установили, что больше половины (58 %) школьников имеет ограничения к различным видам труда. Авторы отмечают, что многие из осваиваемых профессий предъявляют повышенные требования к зрительному анализатору в целом и к отдельным его функциям, к слуховому анализатору, прежде всего к остроте слуха, а также к вестибулярной функции. Значительное число профессий связано с пребыванием в условиях повышенной или пониженной температуры воздуха, шума, вибрации, вынужденным конвейерным ритмом работы. Эти условия предъявляют повышенные требования к функциональному состоянию центральной нервной системы (ЦНС), особенно ее вегетативному отделу, к аппарату кровообращения в целом. И наконец, немало еще имеется профессий, требующих применений ручного труда с элементами общего физического и статического напряжения, вынужденной рабочей позой, напряжением отдельных мышечных групп, конечностей. Такие работы обусловили повышение требования к функциональному состоянию опорно-двигательного аппарата. Но, как известно, некоторые функции и анализаторы нашего организма подвижны. В связи с этим актуально изучение тех природных задатков, из которых при надлежащих условиях воспитания и обучения должны развиться необходимые способности к успешному освоению профессии. В ряде случаев возможно и необходимо с помощью специальных средств развивать, повышать функциональные возможности молодых людей, желающих обучаться профессии, и тем самым делать их профессионально пригодными. Именно эту задачу и призвана решать ППФП студентов в вузе.
1. Понятие ППФП. Цель и задачи. В существующей специальной литературе имеются различные формулировки, определяющие понятие «профессионально-прикладная физическая подготовка». Мы используем упрощенную формулировку, не искажая само понятие.
ППФП – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определённой профессиональной деятельной деятельности.
Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков, поэтому если вы готовитесь к профессии геолога, то вам нужна ППФП одного содержания, а будущему филологу – другая. Эти отличия и отражаются в цели и задачах ППФП, как самостоятельного раздела нашей дисциплины «ФК». Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь этой цели, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность: - к ускорению профессионального обучения - к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии. - к предупреждению профессиональных заболеваний - к использованию средств ФК и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности - к выполнению служебных и общественных функций по внедрению ФК и спорта в профессиональном коллективе.
Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их бедующей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:
Задачи ППФП: - формировать необходимые прикладные знания - осваивать прикладные умения - воспитывать прикладные психофизические качества - воспитывать прикладные специальные качества. Остановимся несколько подробнее на смысловом содержании перечисленных основных конкретных задач.
Прикладные знания. Имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью. Их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «ФК», во время кратких методических бесед. Прикладные умения и навыки. Обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определённых профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач.
Прикладные психофизические качества – это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта. Прикладные физические качества – быстрота, сила, выносливость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или ловкость, или сила отдельных групп мышц. Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться на учебно-тренировочных занятиях, и самостоятельно. Нельзя сделать человека смелым, мужественным с помощью одних разговоров. Его обязательно надо ставить в условия, когда требуется проявить эти требования. Именно на спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой могут быть созданы условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, выдержка, смелость. Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентировано воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности. Прикладные специальные качества – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды. Такие условия можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующие на вестибулярный аппарат, укрепление мышц брюшного пресса, упражнения на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т.д.
Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действия высокой и низкой температуры, более устойчив к инфекциям и т.д.
При решении конкретных задач ППФП будущих специалистов следует всегда помнить, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой. В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов по разделу ППФП контролируется специальными нормативами.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |