КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятие: Методы обучения общей биологии. Лекционно-семинарская система обучения общей биологии. Выбор методов и форм обучения общей биологии
Система контроля ППФП студентов. Результаты освоения теоретического, методического и практического подраздела ППФП оцениваются в соответствии со специальными требованиями и нормативами, разрабатываемыми кафедрой физического воспитания для каждого факультета. Требования устанавливаются с учетом профиля выпускаемых специалистов. Утвержденные кафедрой зачетные нормативы по разделу ППФП обязательны для каждого студента и входят в комплекс зачетных требований и нормативов по учебной дисциплине «Физическая культура». В каждом семестре необходимо выполнять не более 3 зачетных тестов. Студенты специального отделения, а также освобожденные от практических занятий выполняют тесты и требования из тех разделов ППФП, которые доступны им по состоянию здоровья. Допуск к обязательной итоговой аттестации после завершения полного курса обучения учебной дисциплины «Физическая культура» предполагает, что студенты должны выполнять обязательные практические тесты по общей физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной подготовке не ниже оценки «удовлетворительно».
Задачи: Способствовать закреплению и углублению знаний о содержании, методах, формах обучения и их специфики в общей биологии; усвоению понятий лекции и семинара как специфических методов обучения общей биологии; усвоению понятий лекционно-семинарской системы обучения старших школьников; Формированию умений моделирования лекционно-семинарской системы и выбора методов и форм в ней. Оборудование: сборник действующих программ и учебников курса биологии, учебно-методические пособия и литература по общей биологии; микроскопы и микропрепараты по обвей биологии. ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ. I. Проверка домашнего задания. 1.Охарактеризуйте особенности лекционно-семинарской системы обучения общей биологии, ее структуру, возможности в развитии учащихся 10-11 классов; недостатки системы. 2. Дайте определение метода обучения - лекции. Каковы особенности классификации методов лекции и характеристика их видов. Охарактеризуйте содержание биологического материала, соответствующее методу лекции.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. Выполняется отдельными группами студентов. Задание!. Разработайте методику школьных лекций по теме: *Клеточнай теория" (вводная в тему). Определите учебно-воспитательные и развивающие задачи темы по основам цитологии. Проанализируйте особенности содержания учебного материала темы, для этого проследите логическую структуру темы (схема №), объясните, чем она обусловлена в общей биологии, как развиваются цитологические понятия. Проанализируйте развитие понятия о клетке при изучении биологии в школе (6-9 кл). Запись оформите в виде таблицы (таблица №), сделайте выводы. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕМЫ Таблица № РАЗВИТИЕ ПОНЯТИИ О КЛЕТКЕ В КУРСЕ БИОЛОГИИ
Задание 2. Познакомьтесь с содержанием учебного материала темы по типовой программе. Какие методы наиболее целесообразны (психолого-педагогически обусловлены) при изучении теоретического материала? Изучите лекционно-семинарскую систему, предложенную ниже. Обсудите в группе (3-4 человека) целесообразность предложенной системы или обоснуйте другой вариант лекционно-семинарской системы изучения темы (запишите ее). Каковы связи уроков между собой, всех уроков с химией?
ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКАЯ СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ" (13 ч) Урок 1. Цитология как наука. Клеточная теория (вводная лекция). Урок 2. Химический состав клетки. Неорганические соединения клетки. Вода и ее биологическая роль в клетке.(Методика интегрированного урока). Урок 3. Органические вещества клетки. Углеводы и липиды. Их биологическая роль.(Методика традиционная). Урок 4,5. Органические вещества клетки. Белки. Нуклеиновые кислоты. Роль в клетке. (Методика традиционная или проблемные лекции). Урок 6,7. Строение и функции органоидов клетки. (Методика традиционная). Урок 8. Строение и функции ядра клетки. Прокариоты и эука-риоты. (Обзорная лекция или традиционная методика). Урок 9. Обмен веществ и энергии в клетке. Роль АТФ в обмене (Обзорная лекция). Урок 10.11. Особенности пластического обмена в животной клетке. Биосинтез белка. (Тематическая лекция). Урок 12. Особенности пластического обмена в растительной клетке. Фотосинтез. Космическая роль фотосинтеза. (Тематическая лекция). Урок 13. Семинар по теме: "Основы цитологии". Урок 14. Зачет.
Задание 3. Воспользуйтесь знаниями психолого-педагогических основ метода и формы обучения - лекции. Составьте структуру урока-лекции на тему: "Цитология как наука. Основные положения клеточной теории", по алгоритму, предложенному ниже. Какой тип этой лекции наиболее целесообразен? Предложите наиболее активную форму лекции по этой теме (вводная, тематическая. обещающая, обзорная, проблемная, лекция-блицтурнир, лекция-мозговой штурм (брейн сторминг)). СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ.
При этом учтите преимущества лекции как метода: - - создает целостное восприятие учебного материала темы (теории, законы, биологические явления); - компактное, логически последовательное изложение, с большой информационной емкостью содержания лекции; - выделяет теоретическое "ядро" биологического материала. за счет чего осуществляется дальнейшее его изучение и обоснование отдельных его положений, теорий с привлечением доказательств, фактов; - развивает логическое мышление в структуре научного познания; самостоятельность как качество личности, так как ученик наблюдает и "усваивает" логические построения учителя в структуре теории, закона, плана лекции; - позволяет экономно использовать учебное время за счет быстрого изложения большого по объему материала; - формирует общеучебные умения конспектировать, работать с литературой; интеллектуальные - обобщать, систематизировать, строить логические доказательства.
Учтите что лекции имеют недостатки. Она требует энциклопедических знаний лектора и умения их читать, т.е. длительной и серьезной подготовки. На лекции слаба деятельность учащихся,а значит и усвоение сложного теоретического материала. Задание 4. Используйте пособия по общей биологии и подготовьте задания для учащихся трех уровней для усвоения понятий темы "Основы цитологии". (Задание завершается дома и готовится его отчет на семинаре. Задание на дом: 1. По теме текущего занятия: Разработать план-конспект лекции по теме: "Органические вещества клетки. Белки, особенности строения и биологическая роль" С1 группа); "Особенности пластического обмена в животной клетке. Биосинтез белка" (2 группа). 2. Изучите тематическую лекцию "Энергетический обмен в клетке", по конспекту, предложенному ниже (Приложение); смоделируйте ее на следующем занятии в деловой игре, проанализируйте ее методику.
Лекционно-семинарская система обучения биологии. ПЛАН: I. Лекционно-семинарская система (ЛСС), ее сущность, направления, повышения эффективности. II. Лекция (Л), как метод обучения биологии и его методическая характеристика. III. Семинар (С) - метод обучения, его структура, организация и характеристика метода.
Литература: 1. Гузик Н.П., Пучков М.П. Лекционно-семинарская система обучения химии. Киев, Рад. Школа, 1979 г. 2. Зверев И.А., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985 г. 3. Ильина Т. Педагогика. М.: Просвещение. 1984 г. 4. Корсунская В.Н. Уроки общей биологии. Н.: Просвещение, 1980 г. 5. Методика обучения общей биологии. Мягкова А.Н.. Комиссаров Б.Д.. М.: Просвещение, 1985 г. 6. Организация учебной деятельности школьников на уроке биологии. М.: Просвещение, 1987 г. 7. Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Пед. общество России, 1996 г.. 1998 г., 1999 г. 8. Романенко В.Е. Семинарские занятия в школе. К.. 1981 г. 9. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1997 г. 1998 г. 10. Усова А.В., Завьялова В.В. Учебные конференции и семинары г.-. физике в средней школе.- М.: Просвещение, 1985 г.. 1988 г. 11. Харламов И.Ф. Педагогика - М.: Юрист, 1997 г. 12. Журнал "Биология в школе", н.6. 1985 г. и др. (Лекции и семинары по биологии).
I. Современные образовательные системы характеризуются достаточно активным поиском' решения назревших проблем развития содержания через повышение теоретического уровня содержания, направленного на стандартизацию содержания, на разработку содержания для многопрофильного биологического обучения, на разработку содержания для углубленного обучения. Актуальны и проблемы развития форм и методов обучения, ликвидирующих недостатки классно-урочной системы и активизирующих деятельность учащихся по усвоению материала. Так активно исследуются методы и Формы совместного обучения: диспуты, дискуссии, диалоги. Исследуется проблема адаптации метел " и форм высшей школы в среднюю: лекционно—семинарские методы и формы, прессконфереэнции. симпозиумы и др. Актуальными являются исследования инновационных методов и форм обучения биологии. Содержание школьного биологического образования также развивается вслед за наукой биологией в направлении теоретизации, обобщения, формирования биологических теорий, законов. В содержании школьного биологического материала эта особенность отражается в специальном обобщающем курсе "Общая биология" в 10 - 11 классе в виде формулируемых в этом курсе специфичных видов знаний. Это не биологические термины, факты, представления и эмпирические понятия, а теоретические знания: общебиологические понятия, идеи, биологические теории, законы и закономерности. Эта особенность содержания закономерно обусловливает необходимость использования соответствующих этому содержанию методов и форм обучения. Дидактические и методические исследования, опыт работы школ, позволяют установить дидактическую и методическую закономерность о том, что эти виды знаний наиболее эффективно усваиваются в лекционно-семинарско-зачетной системе обучения. Сложившаяся современной в школе система лекционно—семинарской Формы обучения имеет ряд недостатков, выявленных при анализе практики и анкетировании учителей: 29% учителей используют эту форму; 42% используют фрагментарно; 59% используют метод лекции интуитивно, не зная особенностей этой формы и метода. ориентируясь на методику вузовских лекций и семинаров; 21% затрудняются определять содержание лекции по биологии; 60% указывают на малую образовательную эффективность семинарских и зачетных занятий. Этот анализ показывает направления повышения эффективности лекционно-семинарской системы. Они изложены в теоретических исследованиях и освещены в ряде работ. Голант Е.Я., Гутина Б.С Ильина Т.А. определили признаки метода лекции; Щербаков И.Г. определяет признаки семинара как метода; функции и роль лекции и семинара раскрываютя Гутиковой Б.С. и Голант Е.Я.. Определение метода лекции и семинара раскрыто в работах Ильиной Т.А.» Гурьянова В.В., Казанцева И.Н. и Стрекозина В.П., они же разработали и классификацию лекции и семинара. Отбор содержания учебного материала на лекции и семинаре осудествлен Усовой А.В., Завьяловым В.В.. Гузиком Н.П.. Разработаны методические рекомендации осуществления лекционно-семинарской системы обучения биологии Мягковой А.Н., Комиссаровым Б.Л., Ивановой Т.В.. Эти исследования и определили теорию и практику лекционно-семинарской системы обучения. В дидактике и методике преподавания установлено, что лекция и семинар представляют собой дидактическую категорию специфического обучения в старших классах, влияющего на полноту, теоретическую оформленность, фактическую точность, прочность и осознанность знаний, умений и навыков. Установлено, что лекционно-семинарская Форма как система обучения сочетает в себе все звенья процесса усвоения: восприятие общебиологических понятий, теорий, законов осуществляется на: Ø вводных лекциях; Ø вводных уроках; осмысление (понимание) на: Ø тематических лекциях; Ø уроках; Ø самостоятельных работах; Ø обобщающих лекциях; закрепление (запоминание) - на: Ø обобщающих лекциях; Ø уроках и экскурсиях; Ø семинарах; Ø консультациях; Ø зачетах; систематизация и обобщение - на: Ø обучающих и тематических лекциях и уроках; Ø обобщающих лекциях и уроках; Ø семинарах; применение знаний — на: Ø обобщающих лекциях; Ø семинарах; Ø лабораторных и практических работах, при применении биологических знаний. Положение о лекционно-семинарской системе как о дидактической категории определяет суть лекционно-семинарского обучения, которая заключается в постепенном и разностороннем изучении ведущих биологических теорий, законов и закономерностей понятий на основе структурирования учебного материала в следующей системе: ЛЕКЦИЯ: – способствует раскрытию биологических теорий и законов; – формирует целостное восприятие всей темы; – происходит первичное восприятие биологических теорий и законов; – осуществляется взаимосвязь о процессах и явлениях, изучаемых в теме; – усваивается фактологический материал, отдельные положения теорий, законов, биологические понятия. УРОК. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: – обеспечивают усвоение фактологического материала, отдельных положений теорий, законов; – в ходе урока материал конкретизируется, углубляется. закрепляется, осмысливается. СЕМИНАР. ЗАЧЕТ: – способствуют обобщению, систематизации, контролю, коррекции знаний в свете законов, теорий, идей. Таким образом, лекционно-семинарская Форма представляет систему, когда все формы связаны через преломленные в них теории, законы, идеи; структура системы предполагает гибкое сочетание всех форм, связанных между собой в лекционно-семинарскую систему. Как любая образовательная система, лекционно-семинарская имеет в целом и недостатки: ограниченная познавательная активность учащихся в процессе использования лекции и семинара, ограниченные возможности лекции для внедрения в разнообразных Форм и методов изучения нового материала. Так ограничено участие учащихся в беседе, в самостоятельном творческом поиске, затруднен дифференцированный подход к обучению, применение индивидуальных форм обучения, так как учитель информационно сообщает группе теоретический материал. Ограничены возможности семинарских занятий для применения эффективных методов углубления, проверки и коррекции знаний индивидуально с каждым школьником. Рассмотрим лекцию как дидактическую категорию. В современных образовательных системах лекция характеризуется и как метод и как форма обучения (если длится в течение всего урока). Бабанский Ю.К., Голант Е.Я., Ильина Т.А. рассматривают школьную лекцию как словесный метод устного монологического изложения учителем теоретического материала, отличающегося большой емкостью, сложностью логических построений, основанных зачастую на внутри- и межпредметных связях, метод лекция требует большой концентрации произвольного внимания, большой емкости памяти. сформированности мыслительных операций (классификации, абстрагирования, обобщения) как условий усвоения теоретических знаний, поэтому наиболее целесообразно его использование в старших классах (10-11), где эти психические особенности сформированы в большей степени, чем в подростковом возрасте. В дидактических и методических исследованиях обоснована закономерная зависимость содержания и методов обучения. Какое же содержание может быть изучено методом лекции? Установлены следующие особенности биологического материала, изучение которых более целесообразно методом лекции: – При изучении новых биологических понятий, теорий, законов мало или совсем не связанных с предыдущим материалом, с целью актуализации теорий, законов она вводится как целостная система знаний. Она необходима на вводных лекциях в тему, курс. Так целесообразны вводные лекции на темы: "Клеточная теория", "Эволюционная теория", "Теория антропогенеза", "Учение Вернадского В.И. о биосфере" и др. – При изучении более сложных проблем темы, курса, требующего целостного изложения, которое строится на доказательном обосновании с привлечением фактического материала, на основе внутри- и межпредметных связей. Так целесообразно изучение методом лекции понятий обмена веществ и энергии. Фотосинтеза, матричной теории биосинтеза белка, мейоза, видообразования и др. – При изучении материала проблематичного, неоднозначно принятого в науке, имеющего разнообразную трактовку различными учеными, умозрительного, гипотетического доказательства. Так в общей биологии целесообразно изучение теорий: "Происхождение жизни на Земле". "Синтетическая теория эволюции Ч. Дарвина", "Рассообразование" и др. – При раскрытии материала, имеющего большое практическое значение, раскрывающего дальнейшее перспективное использование биологических открытий: "Селекция растений", "Селекция микроорганизмов", "Биотехнология", ""Генетика человека", "Значение эволюционной теории в практике" и др. Классификация лекции хоть и условна, но дает представление об имеющейся системе и показывает возможности выбора метода. Наиболее распространенной является классификация по дидактическим целям, которая выделяет: вводные, тематические, обобщающие, обзорные лекции и др. Более современной является классификация по уровню познавательной деятельности учащихся, которая рассматривает: – репродуктивные (где учителем на лекции сообщается биологическая теория, закон или готовое решение проблемы в науке); – проблемные лекции, лекции блицтурниры, брифинги, мозговая атака (здесь осуществляется мыслительный диалог Учитель -Ученик, активизируется мыслительная деятельность учащихся, ставятся проблемные задачи (задания, вопросы), создаются и решаются проблемные ситуации).
Рассмотрим особенности отдельных типов лекций.
1. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует школьников в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит учащихся с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции осуществляется организация работы учащихся, а также дается анализ литературы, рекомендуемой школьникам и уточняются сроки и формы семинаров и зачетов. 2. ЛЕКЦИЯ - ИНФОРМАЦИЯ ориентирована на изложение и объяснение научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекции в практике высшей школы. 3. ОБЗОРНАЯ ЛЕКЦИЯ - это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов. 4. ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания школьников в сотрудничестве и диалоге с учителем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения. 5. ЛЕКЦИЯ - ВИЗУАЛИЗАЦИЯ представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудио-видеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов - людей в их действиях и поступках, в общении и разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, таблиц, графов, графиков, моделей). 6. БИНАРНАЯ ЛЕКЦИЯ - это разновидность чтения лекции в Форме ме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика). 7. ЛЕКЦИЯ С ЗАРАНЕЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫМИ ОШИБКАМИ рассчитана на стимулирование школьников к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок. 8. ЛЕКЦИЯ - КОНФЕРЕНЦИЯ проводится как научно-практическое занятие^ с заранее поставленной проблемой и системой докладов длительностью 5-10 минут.Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений, дополняя и уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы. 9. ЛЕКЦИЯ - КОНСУЛЬТАЦИЯ может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу "вопросы - ответы" Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы по всему разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу "вопросы-ответы-дискуссия", является трояким сочетанием: изложения новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.
Как форма обучения, школьная лекция характеризуется следующей структурой: вводная часть, включающая: Ø сообщение темы лекции; Ø формулировку задач и плана лекции; Ø краткую характеристику проблемы; Ø освещение состояние вопросов к семинару; Ø сообщение литературы к семинару; Ø установление связи с предыдущим материалом. основная часть, включающая Ø изложение лекции в структуре вида знаний (теории, закона, понятия и др.); Ø информация по вопросу или теории сообщаются в следующей последовательности: социокультурные предпосылки создания теории или закона, положения теории, закона, доказательства, факты, теоретическое и практическое значение теории; Ø раскрываются перспективы этой проблемы; Ø ликвидируются пробелы знаний школьников и управление конспектированием; конспект включает: – тему, цели лекции; – список литературы; – план лекции (устно или письменно); – конспект, под руководством – учителя. заключение, включающее: Ø подкрепление теории фактами, доказательствами; Ø Формулировка выводов по лекции; Ø закрепление и применение усвоенных знаний; Ø указания к дальнейшей самостоятельной работе по теме.
В исследованиях и практике обучения биологии выявлены преимущества устного метода лекции; – создает целостную картину восприятия учебного материала; – компактное, логически законченное изложение; – большая информационная емкость содержания; – выделяет теоретическое ядро биологического материала, за счет чего осуществляется дальнейшее его обоснование с привлечением фактологического материала, доказательств; – развивает логическое мышление, самостоятельность как качество личности, т.к. ученик наблюдает, "усваивает" логическое рассуждение учителя в структуре научного познания и мышления (теории, закона); – позволяет экономно использовать учебное время за счет быстрого изложения большого по объему материала; – способствует формированию теоретических знаний и умений обобщать, конспектировать, работать с литературой дополнительно, строить логические доказательства, аргументировать взгляды и положения теорий. В практике работы школ, теоретических исследованиях выявлены и недостатки метода лекции; – пассивность деятельности учавихся в процессе устного изложения учителем готового материала; – ограниченность контактов учащихся между собой в познавательном процессе за счет "готового* усвоения от учителя; – недостаточная сформированность умения выделить главное. конспектировать, затруднения в удержании в памяти большого по объему материала. – Выявленные недостатки лекции ликвидируются в основном за счет активизации деятельности учащихся и лектора следующими методическими приемами: – раскрытие целей лекции при помощи учащихся; – ознакомление учащихся с планом лекции, организация его осмысления; – завершенное освещение каждого вопроса плана лекции, самостоятельные выводы учащихся по вопросам плана; – сочетание разнообразных методических приемов для активизации деятельности учащихся и для осмысления материала, например, применение наглядных методических приемов, поисковые беседы, проблемные лекции и т.д.; – организацией самостоятельных работ учащихся в ходе лекции с различными источниками, при этом осуществляется самостоятельное углубление, конкретизация сложного материала; – целенаправленным обучением конспектированию, выделению главного в содержании материала, систематизации, классификации, структурированию. Кроме того повышает качество лекции выполнение методических требований к чтению лекции: – высокий научный уровень излагаемой информации, имеющий, как правило, мировоззренческое значение; – большой объем четко и плотно систематизированной и методически адаптированной современной научной информации; – доказательность и аргументированность высказываемых суждений; – достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, теткстов, документов; – ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам; – анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем; – выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов; – предоставление школьникам возможности слушать, осмыслять и записывать информацию; – умение установить педагогический контакт с аудиторией; – ипользование дидактических материалов и технических средств; – применение основных материалов - текста, конспекта, блок-схем, чертежей. Наряду с лекцией в систему включаются семинары (с целью повышения активности и самостоятельности школьников). Метод семинара (лат. рассадник) - метод коллективной самостоятельной работы учащихся в старших классах с различными источниками знаний (в основном с литературой) с целью конкретизации, углубленного обобщения и Формулирования биологических теорий. законов, понятий, полученных ими знаний на лекции. На семинаре учащиеся проявляют активность, т.к. сами готовят вопросы, используя научно-популярную литературу, наглядные пособия, обращаются за консультацией к учителю. Обычно семинарские занятия, проводимые в форме дискуссий, деловых игр, конференций, учат школьников обсуждать поставленные вопросы, доказательно высказывать свои суждения, на практике применять свои знания и умения, самостоятельно анализировать ответы товарища. Выступления учащихся способствуют развитию монологической речи, повышают культуру их общения. Подготовка к семинару осуществляется по следующему плану: – выбор темы и определение задач семинара; – подготовка вопросов для обсуждения (сообщение их на 1-ой лекции в теме); – распределение заданий и тем сообщений; – организация предварительной работы, консультации; – составление плана проведения семинарского занятия; – выбор методов приемов проведения семинара; – подбор средств наглядности. Подготовку к семинару необходимо начать заранее, примерно за 2-3 недели. Учитель сообщает тему, задачи семинарского занятия, вопросы для обсуждения, распределяет доклады, указывает список литературы, проводит консультации. На первых этапах подготовки к семинарским занятиям учителю необходимо учить учиться готовить доклады (помочь составить план, подобрать примеры, наглядные пособия, сделать выводы и заключения). Проведению семинара предшествует консультация, которая проводится во внеурочное время. На консультации учитель отвечает на вопросы учащихся, просматривает подготовленные доклады, сообщения, подобранные наглядные пособие. Важным требованием к докладам является их кратковременность (4-6 мин), что позволяет вовлечь большое число учащихся. Успех семинара обусловлен вовлечением в работу всех учащихся класса. Это достигается через заблаговременное знакомство учащихся с вопросами для обсуждения на семинаре, подготовка содокладов, рецензирование докладов. Типы семинарских занятий могут быть различны и зависят от целей и подготовленности учащихся. Чаще осуществляются следующие типы: 1) Семинары повторения, систематизации и уточнения ранее полученных знаний. 2) Семинары, основной целью которых является уточнение ранее полученных знаний и формирование умений их применять. 3) Семинары, основной целью которых является углубление, расширение и обобщение ранее изученного материала. 4) Семинары комбинированного типа или комплексные семинары, на которых сочетаются обобщение, систематизация. закрепление и углубление знаний с изучением нового материала. Такое деление является условным, поскольку трудно провести грань между такими дидактическими задачами, как, например, повторение и закрепление, систематизация и обобщение и др. Способ проведения семинара определяется задачами, которые ставятся перед семинаром и его содержанием. Основная задача семинаров первого типа - повторение с целью закрепления и систематизации ранее изученного материала, а также уточнение признаков основных понятий и, как правило, на таких семинарах преобладающим методом является беседа, индивидуальное собеседование. При проведении семинаров второго типа наряду с собеседованием организуется работа учащихся по применению знаний в решении задач. по нахождению общих методов их решения. На семинарах третьего типа наряду с собеседованием необходимо включение защиты докладов, сообщений, рефератов учащихся по отдельным вопросам, что способствует расширению и углублению знаний школьников, полученных ранее. Семинары четвертого типа требуют/применения более разнообразных форм работы, начиная от собеседования и кончая рефератами обзорного характера и обобщающими докладами. По исследованиям, проведенным Усовой А.В. и Завьяловым В.В., одним из условий эффективности семинаров является последовательный переход от семинаров одного, более простого типа, к более сложному. Опыт передовых учителей показывает, что система вопросов и заданий, подготавливаемых учителем к семинару, должна соответствовать ряду требований. Кохановская А.С. среди требований отмечает следующие: – охват всего материала, изучаемого в теме при учете лимита времени; – следование принципу возрастающей мощности вопросов и заданий; – индивидуально-дифференцированный подход к учащимся; – четкая формулировка вопросов и заданий, их проблемный характер; – усложнение и разнообразие заданий по содержанию и способам выполнения (лабораторная работа, микроскопир-ие). Анализ практики проведения семинарских занятий в школе выявил несколько наиболее часто встречающихся подходов к их организации. Первый заимствован из лекционно-семинарской системы обучения в высшей школе, семинар предваряется лекцией или уроком-изложением нового материала. Ведущая дидактическая задача семинара данного вида - углубление и осмысление нового материала. При втором подходе семинарское занятие рассматривается как самостоятельная форма обучения без четко выраженной зависимости от предыдущих форм обучения. Ведущей задачей становится усвоение новых знаний. По мнению Кохановской Л.С., такой подход наиболее целесообразен в школьном обучении в силу его специфики и традиций, более жесткой регламентации {и лимита учебного времени, ибо изучение материала по одной теме на лекции и семинаре требует двойных затрат времени. На наш взгляд оба подхода могут иметь место в практике школы, если они детерминированы задачами обучения и содержанием учебного материала. Важное значение имеет правильный отбор учебного материала, который целесообразно изучать на занятии. Он должен направлять на решение серьезных проблем обучения и воспитания, соотноситься с познавательным и жизненным опытом школьников, возбуждать интерес, быть обеспечен дополнительной литературой и всеми необходимыми источниками информации. Семинары как форма обучения имеют как достоинства, так и недостатки. Среди достоинств отмечаются следующие: – вырабатываются навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний; – расширяют и углубляют знания учащихся; – способствуют развитию интересов и склонностей на основе индивидуального подхода; – способствуют развитию мышления, умения спорить, вести дискуссию; – предоставляют возможность творчества; – создают реальные возможности для плодотворных контактов учеников. Опыт преподавания выявляет следующие недостатки семинаров: – неполный охват всеми учащимися всего объема темы, т.к. школьники, подготавливая доклад, сообщение на определенный вопрос семинара часто оставляют другие вопросы без осмысления и освоения; – на семинарах, неправильно организованных учителем. недостаточна активность учащихся; – неполное использование учащимися таких средств обучения, как таблицы, схемы, натуральные объекты, которыми они пользуются с неохотой. Итак. как форма относительно новая для учащихся и учителей. семинар требует тщательной подготовительной работы, обеспечения средствами наглядности и дополнительной литературой. Для широкого внедрения семинара в практику школьного обучения необходимо определить содержание учебного материала, которое может стать объектом самостоятельного изучения учащимися для обсуждения на семинаре, разработать организационные варианты проведения занятий с учетом специфики каждого учебного предмета и возрастных особенностей учащихся. Семинарские занятия в школе - эффективное средство повышения качества обучения.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |