Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Яссман, Л.В




СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Л.В. Яссман, В.П. Яссман

Периодические издания

1.Статистичний щорічник України. Видавництво Держкомстату України.

2. Журналы “Україна: аспекти праці”, “Економіка України”, “Статистика України”, “ Труд за рубежом ”.

3. Газета “Праця і зарплата” (М-во праці та соц.політики; фірма “Праця”, Київ.)

 


Приложение 1

 

Вариант №№ Вариант №№
вопрос Тест задача вопрос тест задача
    1, 80,145, 210       26, 87, 135, 198  
    2, 116, 160, 214       27, 88, 136, 199  
    3, 23, 97, 159       28, 89, 137, 200  
    4, 24, 98, 160       29, 100, 138, 201  
    5, 25, 99, 161       30, 101, 139, 202  
    6, 26, 120, 162       67, 102, 140, 203  
    7, 27, 101, 163       68, 103, 141, 204  
    8, 28, 102,164       69, 104, 142, 205  
    31, 29, 103, 165       70, 105, 143, 206  
    32, 30, 104, 166       71, 106, 144, 207  
    31, 33, 105,167       72, 107, 145, 208  
    32, 34, 106, 168       73, 108, 146, 209  
    35, 72, 107, 169       74, 109, 147, 210  
    36, 73, 108, 170       75, 110, 148, 211  
    37, 74, 109, 171       44, 46, 149, 212  
    38, 75, 110, 172       1, 47, 150, 213  
    39, 76, 111, 173       10, 48, 151, 214  
    40, 77, 112, 174       11, 49, 152, 215  
    41, 78, 113, 175       12, 50, 153, 198  
    42, 79, 114, 176       2, 13, 51, 154  
    43, 80, 115, 177       3, 14, 52, 155  
    44, 81, 116, 178       4, 15, 53, 156  
    33, 45, 117, 179       5, 10, 54, 157  
    9, 34, 118, 180       6, 55, 61, 158  
    10, 35, 119, 181       7, 56, 62, 81  
    11, 36, 120, 182       8, 57, 63, 82  
    12, 37, 121, 183       9, 58, 64, 83  
    13, 38, 122, 184       10, 59, 65, 84  
    14, 39, 123, 185       11, 55, 60, 85  
    15, 40, 124, 186       12, 56, 61, 86  
    16, 41, 125, 187       13, 57, 62, 87  
    17, 42, 126, 188       14, 58, 63, 88  
    18, 43, 127, 190       15, 59, 64, 89  
    19, 44, 128, 191       16, 60, 65, 90  
    20, 45, 129, 192       17, 19, 66, 91  
    21, 82, 130, 193       18, 67, 76, 92  
    22, 83, 131, 194       19, 68, 77, 93  
    23, 84, 132, 195       20, 69, 78, 94  
    24, 85, 133, 196       21, 70, 79, 95  
    25, 86, 134, 197       22, 71, 80, 96  

Приложение 2

 

Материалы для расчета тарифных ставок

на работах с нормальными условиями труда для

машиностроительного предприятия

 

 

  Тарифные разряды                                                  
    Тарифные коэффициенты   1,0     1,088     1,204     1,350     1,531     1,800     1,892     2,0  

 

  Форма оплати Часовые тарифные ставки рабочего І разряда
І группа работ ІІ группа работ ІІІ группа работ
  Сдельная   2-88     2-66   2-38
  Повременная   2-69     2-49   2-22

 

 

Содержание

 

Предисловие 3

1.Цели и задачи дисциплины 3

2. Содержание дисциплины 5

3.Программа дисциплины «Экономика труда и СТО» 6

4.Задания к контрольной работе по дисциплине «ЭТ и СТО» 74

4.1.Требования к выполнению контрольной роботы 74

4.2.Вопросы 75

4.3.Тесты 84

4.4.Задачи 122

5.Решение типовых задач 137

6.Рекомендованная литература 144

7.Приложения 148

 

 

 

 

 

Конспект лекций

 

 

Рекомендовано

Методическим советом ДВГУПС

в качестве учебного пособия

 

Хабаровск

Издательство ДВГУПС

УДК 159.9: 616.89 (075.8)

ББК Ю948 я 73

Я 845

 

Рецензенты:

 

Кафедра специальной психологии и логопедии

Дальневосточного государственного гуманитарного университета

(заведующая кафедрой кандидат психологических наук,

доцент С.В. Чебарыкова)

 

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии

Дальневосточного государственного университета путей сообщения

Р.Д. Санжаева

Кандидат медицинских наук,

заведующая кафедрой социальной педагогики

Дальневосточного государственного гуманитарного университета, доцент С.И. Ивашкина

Я 845 Специальная психология: конспект лекций / Л. В. Яссман, В. П. Яссман. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006. – 89 с.

 

Конспект лекций соответствует ГОС ВПО направления 030300 «Психология» специальности 030301 «Психология».

Рассмотрены основные категории специальной психологии, проблемы школьной неуспеваемости, особенности психики детей с задержкой психического развития, проявления школьной дезадаптации, а также специфика психологической коррекции при различных вариантах дизонтогенеза.

Предназначен для студентов 3–4-го курсов всех форм обучения, изучающих дисциплину «Специальная психология». Может быть использован при изучении юридической и социальной психологии.

 

 

УДК 159.9: 616.89 (075.8)

ББК Ю948 я 73

 

 

© ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный

университет путей сообщения» (ДВГУПС), 2006


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 5

Тематическое содержание курса.........................................................

Лекция 1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА:
НОРМАЛЬНОЕ И АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. 9

1.1. Понятие о специальной психологии
как разделе психологической науки. 9

1.2. Основные категории специальной психологии. 10

1.3. Вклад л.с. Выготского в развитие специальной психологии. 11

Задания для самостоятельной работы по теме «Проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии в условиях школьного обучения». 18

Лекция 2. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ.. 19

2.1. Проблемы школьной неуспеваемости в теории и практике обучения. 19

2.2. Задержка психического развития: понятие, причины, типология. 20

2.3. Особенности психики детей с задержкой психического развития. 23

2.4. Психолого-педагогические особенности
коррекционно-развивающего обучения детей
с задержкой психического развития. 24

Задания для самостоятельной работы по теме «Особенности психического развития детей с задержкой психического развития». 25

Лекция 3. ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И ШКОЛЬНЫЕ НЕВРОЗЫ.. 26

3.1. Определение школьной дезадаптации. 26

3.2. Причины школьной дезадаптации. 27

3.3. Проявления школьной дезадаптации. Задачи психологов
и педагогов, работающих с детьми группы риска. 28

Задания для самостоятельной работы по теме «Причины и проявления школьной дезадаптации». 29

Лекция 4. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА.. 30

4.1. Характер и черты личности. 30

4.2. Акцентуации характера как крайний вариант нормы.. 31

4.3. Типы акцентуаций характера подростков (по А.Е. Личко) 32

4.4. Развитие и трансформации акцентуаций характера. 33

Задания для самостоятельной работы по теме «Акцентуации характера». 36

Лекция 5. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ШКОЛЬНИКОВ 37

5.1. Предпосылки дезадаптивного поведения в школьном возрасте. 37

5.2. Личностные особенности поведения младших школьников
и детей предпубертатного возраста,
осложняющие их социальную адаптацию.. 38

Задания для самостоятельной работы по теме «Дезадаптивное поведение у дошкольников и школьников». 39

Лекция 6. АКСЕЛЕРАЦИЯ И ОДАРЕННОСТЬ, ИХ РОЛЬ
В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.. 40

6.1. Акселерация и ретардация. 40

6.2. Общие и специальные способности. 41

6.3. Одаренные дети и особенности их социальной адаптации. 42

Задания для самостоятельной работы по теме «Общие и специальные способности». 43

Лекция 7. ДИСГАРМОНИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. 44

7.1. Психопатии. 44

7.2. Отклонение темпов полового созревания. 47

7.3. Искаженное психическое развитие. Ранний детский аутизм.. 48

Задания для самостоятельной работы по теме

«искаженное и дисгармоническое развитие»........................................... 56

Лекция 8. СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ ДИЗОНТОГЕНЕЗА. 56

8.1. Специфика коррекции при умственной отсталости. 56

8.2. Специфика коррекции при задержке психического развития. 57

8.3. Коррекция дефицитарного развития. 59

8.4. Психологическая коррекция дисгармонического отногенеза. 60

8.5. Коррекция раннего детского аутизма. 61

Задания для самостоятельной работы по теме «Психологическая коррекция в специальной психологии». 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 64

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.. 65

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Психолого-педагогические задачи. Тесты. 71

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Сравнительная таблица
ведущих типологий акцентуаций. 82

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Cравнительная таблица акцентуации
и доминирующего типа воспитания. 82

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ. 83

приложение 5. Вопросы к зачету. 84

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 86


ВВЕДЕНИЕ

 

Специальная психология – это отрасль психологии, изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития, которые имеют особые образовательные потребности, а также устанавливающая возможности и пути компенсации нарушений различной сложности. В задачи специальной психологии входит выявление общих и специфических закономерностей психического развития людей с теми или иными типами нарушений, изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности, закономерностей развития личности аномального ребенка в сравнении с нормально развивающимися, психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.

Цель предлагаемого пособия:

– ввести студентов-дефектологов в проблематику специальной психологии, что является неотъемлемой частью подготовки специалиста в области специального образования;

– сформировать базовые понятия в изучаемой области.

Задачи дисциплины:

– обеспечить студентам необходимую подготовку по теоретико-ме­то­до­логическим основам специальной психологии;

– ознакомить студентов с основными характеристиками детей с разными вариантами отклоняющегося развития;

– ознакомить студентов с принципами и направлениями диагностико-коррекционной работы.

Настоящий конспект лекций содержит необходимые сведения по всем разделам специальной психологии, включая возможность практического освоения психодиагностических и психокоррекционных методов работы специального психолога.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Студенты должны знать:

– базовые понятия специальной психологии;

– общие и специфические закономерности развития психики детей с различными типами нарушений.

Студенты должны иметь представление:

– о психологической структуре дефекта;

– психологических параметрах дизонтогенеза и уметь выделять их при различных типах нарушений в развитии;

– основных принципах психологического изучения детей с отклонениями в развитии.

Тематическое содержание курса

I. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Специальная психология как отрасль психологической науки. Предпосылки возникновения специальной психологии. Предмет и задачи специальной психологии. Своеобразие психического развития аномальных детей. Изучение психологических особенностей психических процессов, эмоционально-волевой сферы, личности аномальных детей. Связь специальной психологии со смежными дисциплинами (с детской психологией, детской психиатрией, патопсихологией, коррекционной педагогикой).

Специальная психология – основа специальной педагогики.

Значение специальной психологии для реализации коррекционно-образовательных задач современного образовательного пространства.

Приоритетные направления коррекционно-педагогической работы.

Концепция специальной психологической помощи в системе образования и пути ее реализации.

II. ДЕФЕКТ И КОМПЕНСАЦИЯ

Исторический аспект рассмотрения понятия компенсации: основные направления в понимании проблемы компенсации. Теория сверхкомпенсации А. Адлера.

Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Проблема психологической структуры дефекта. Первичный дефект и вторичные отклонения. Сложность структуры аномального развития. Взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Влияние первичного дефекта на вторичные отклонения. Влияние коррекционно-пе­да­го­ги­че­ско­го воздействия на вторичные отклонения в развитии аномального ребенка. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.

III. ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях.

Общие и специфические закономерности аномального развития.

Понятие фактора развития. Факторы отклоняющегося развития.

Современная терминология, используемая для обозначения детей, нуждающихся в специальной психологической помощи: «дети группы риска», «дети с особыми потребностями», «дети с ограниченными возможностями здоровья» и др.

Понятие ретардации, дисфункции, асинхронии развития.

Дизонтогенез и его параметры: функциональная локализация, время поражения, структура дефекта, нарушение межфункциональных взаимодействий (В.В. Лебединский). Классификация видов психического дизонтогенеза. Возрастная восприимчивость к различным патогенным воздействиям.

IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития. Понятия «умственная отсталость», «слабоумие». Формы умственной отсталости. Олигофрения как основная форма умственной отсталости в детском возрасте. Систематика олигофрений по этиологическому признаку.

Г.Е. Сухарева об особенностях олигофрении как специфической формы дизонтогении.

Задержанное развитие. История выделения из детской популяции, представленность в популяции, межполовые различия. Гармонический психофизический инфантилизм. Понятие минимальной мозговой дисфункции. Варианты задержанного развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органический (К.С. Лебединская). Психическое и социальное развитие детей с различными формами задержки психического развития (ЗПР). Принципы дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний.

Поврежденное развитие. Органическая деменция как вариант поврежденного развития. Психоорганический синдром у детей и подростков, его возрастные особенности и проявление. Особенности психического развития людей с текущими нервно-психическими заболеваниями.

Дефицитарное развитие. Своеобразие в развитии познавательных процессов, эмоциональной сферы и личности людей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Основные направления компенсаторных процессов при дефицитарном развитии. Проблемы дифференциальной диагностики детей с первичными нарушениями речи от других дизонтогений, сопровождающихся речевыми нарушениями (умственная отсталость, ЗПР, ранний детский аутизм). Психологические аспекты личностной и трудовой реабилитации.

Искаженное развитие. Синдром раннего детского аутизма (синдром Каннера) как специфическое нарушение развития. Время выделения, представленность в популяции, межполовые различия. Особенности психического развития при раннем детском аутизме (РДА): специфические нарушения восприятия, речи, мышления, страхи, стереотипность (ритуальность) поведения, патологические формы аутостимуляции. Проблемы дифференциальной диагностики РДА от умственной отсталости, глухоты, речевого недоразвития, шизофрении.

Дисгармоничное развитие. Нарушения поведения в детском и подростковом возрасте. Понятие акцентуации характера. Сравнительный анализ классификаций акцентуации характера (по К. Леонгарду и А.Е. Личко). Психопатия как вариант дисгармоничного развития.

Дети со сложными нарушениями. Сложный дефект в контексте отклоняющегося развития. Причины появления детей с сочетанными нарушениями в развитии. Подходы к классификации детей со сложным дефектом по принципу комбинирования сенсорного и интеллектуального дефектов или нескольких сенсорных дефектов, или сочетания сенсорных нарушений с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Качественное своеобразие развития ребенка со сложным дефектом.

Принципы психологического сопровождения ребенка с сочетанным нарушением в развитии.

V. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Компенсация и коррекция. Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении детей и подростков. Коррекция как специфическое воздействие, направленное на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта (коррекция произношения отдельных звуков, коррекция речи).

Понятие социальной адаптации. Трудности взаимодействия с социальной средой, снижение способности адекватного реагирования на происходящие изменения и требования у аномальных детей в связи с дефектом.

Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей. Учет глубины и структуры дефекта аномальных детей при определении содержания, принципов и организации учебного процесса специальных коррекционных учреждений. Зона ближайшего развития как объективное основание в выборе общей образовательной стратегии для ребенка и определении индивидуальных подходов к развитию, обучению и воспитанию. Формула обучаемости.

Абилитация и реабилитация. Включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду в соответствии с психофизическими возможностями.

Психологические проблемы интегрированного обучения и интеграции человека с нарушениями психического развития в общество. Необходимые психолого-педагогические, морально-этические и экономические условия эффективной интеграции. Уровни интеграции. Позитивные и негативные аспекты совместного образования нормально развивающихся детей и детей с проблемами в развитии.

VI. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Общие основы психологической диагностики детей с отклонениями в развитии. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии: принцип комплексности, принцип целостности психолого-педагогического обследования; изучение в процессе ведущей деятельности и др. Характеристика современных подходов к психологической диагностике отклоняющегося развития и знакомство с конкретными методиками в контексте указанных направлений. Психологический диагноз, его виды. Выделение важнейших элементов структуры нарушенного развития. Психологическое заключение.

 


Лекция 1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.