Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации




И педагогов, работающих с детьми группы риска

Проявления школьной дезадаптации. Задачи психологов

Обычно рассматриваются три основных типа проявлений школьной дезадаптации:

1) неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД);

2) постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД);

3) систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент ШД).

У большинства детей, имеющих ШД, довольно часто могут быть прослежены все три приведенных компонента. Однако преобладание среди проявлений ШД того или иного компонента зависит, с одной стороны, от возраста и этапа личностного развития, а с другой – от причин, лежащих в основе формирования ШД.

Задача психолога, работающего с ребенком группы риска ШД – смягчить воздействие неблагоприятных факторов, как минимум нейтрализовать неблагоприятные воздействия педагога или как максимум сделать его коррекционным.

Задания для самостоятельной работы по теме

«Причины и проявления школьной дезадаптации»

 

1. Что входит в понятия «адаптация» и «дезадаптация» в психологии?

2. Каковы причины школьной дезадаптации учащихся (стресс, фрустрация, эмоциональная депривация, внутренний конфликт)?

3. Охарактеризуйте формы школьной дезадаптации в младшем школьном и подростковом возрасте (неврозы, страхи, депрессия, неврастения).

4. Ознакомьтесь с определениями, приведенными в методических рекомендациях. Подумайте, какого рода воздействия могут вызвать стресс? Можно ли рассматривать фрустрацию как одну из форм психологического стресса?

5. Какие особенности воспитания приводят к эмоциональной депривации?

6. Что понимается под школьным неврозом?

7. Какие школьные ситуации чаще всего вызывают страх у ребенка и подростка?

8. В чем вы видите возможности профилактики школьных неврозов?

9. Решите психолого-педагогические задачи (см. прил. 1), опираясь на изученный материал.

 

1. При работе над темой «Причины и проявления школьной дезадаптации» вам необходимо овладеть понятийным аппаратом.

Стресс – состояние организма, обусловленное неспецифическим действием любых резко выраженных и(или) длительных физических или психических нагрузок – стрессорных факторов, или стрессоров. Фрустрация – психическое состояние, порождаемое переживанием недоступной цели, расстройством планов или разочарованием; характеризуется эмоционально дискомфортными переживаниями (тревога, гнев, вина и т. п.).

Депривация – создание препятствий для удовлетворения потребностей.

Невроз – функциональное нервно-психическое расстройство, при котором человек осознает свое состояние и не утрачивает способности управлять своим поведением; различают несколько видов неврозов: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний; каждый из видов имеет свои характерные черты.

Страх – эмоциональное состояние, выражающееся в сильной тревоге, беспокойстве, душевном смятении, которое может возникать перед конкретной реальной или мнимой опасностью; имеет определенную предметную направленность и влияет на поведение (активность) человека.

Депрессия – угнетенное, подавленное психическое состояние.

2. Прочитайте основные понятия, сравните их, определите, что из перечисленного является причиной школьной дезадаптации, а что – ее следствием.

Рекомендуемая литература: [19, 20, 21, 22, 23].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.