КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Окончание прил. 1
которых сюжет сочиняли сами дети, Оле должны отводиться активные роли: учительницы или благополучных учениц. Принятие на себя роли учительницы, например, поможет ей снизить значимость авторитета педагога, преодолеть страх и скованность перед учителем. Снятию страхов, напряженности, связанных с посещением школы, могут помочь рисунки на темы: «Школа», «Урок», «На прогулке», «Моя семья» с дальнейшим их обсуждением. Кроме того, можно использовать прием символизации страхов и опасений с помощью пиктограмм (например, знаками изобразить такие понятия, как «радость», «грусть», «веселый урок», «добрая учительница», «страшная школа», «болезнь», «злая учительница», «тревога»), который, актуализируя эти страхи, даст девочке возможность в определенной степени сделать для нее понятными причины напряжения, волнений, а также в какой-то мере отреагировать на страхи и опасения. Таким образом, при работе с данным случаем психолог, основываясь на представлении В.Н. Мясищева о том, что не конкретная патогенная ситуация приводит к невротическому расстройству, а отношение личности к этой ситуации, должен пытаться прежде всего изменить это отношение путем снижения значимости ситуации. Сильный страх, боязнь не оправдать ожидания окружающих были у девочки вызваны внутренним конфликтом между ее собственными представлениями о своих возможностях и требованиях, предъявляемых окружающими. Поэтому вся коррекционная работа была направлена на разрешение этого конфликта. Различные соматические нарушения являлись следствием астенизации, и поэтому их можно рассматривать как вторичные признаки невротизации личности. Разрешение основного внутреннего конфликта дало возможность полностью исключить у девочки невротические реакции в форме соматических нарушений.
Ключи к тестам
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сравнительная таблица ведущих типологий акцентуаций
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Cравнительная таблица акцентуации и доминирующего типа воспитания
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Примерная тематика рефератов, курсовых работ
1. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии. 2. Обучаемость как дифференциально-диагностический и прогностический критерий в оценке психического состояния ребенка. 3. Смена ведущих деятельностей при различных отклонениях в развитии. 4. Особенности готовности к школьному обучению при различных видах отклоняющегося развития. 5. Речевые нарушения как фактор личностно-социального развития детей и подростков. 6. Особенности психического развития детей с нарушениями зрения. 7. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха. 8. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 9. Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции. 10. Сравнительный анализ основных тенденций психического развития при задержке психического развития и умственной отсталости. 11. Возможности и ограничения педагогической диагностики отклоняющегося развития. 12. Психотерапия в контексте психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. 13. Современная концепция специальной психологической помощи. 14. Невротические расстройства в контексте отклоняющегося развития. 15. Методы изучения детей с нарушениями развития. 16. Основные направления в понимании проблемы компенсации. 17. Взаимодействие биологических и социальных факторов в психическом развитии аномальных детей. 18. Психологические параметры дизонтогенеза. 19. Психологическая характеристика основных типов нарушений психического развития. 20. Проблема социальной адаптации детей с отклонениями в развитии. 21. Психологический диагноз и его виды.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Вопросы к зачету
1. Каковы предмет и задачи специальной психологии? 2. Какова связь специальной психологии со смежными дисциплинами? 3. Назовите основные направления в понимании проблемы компенсации. 4. Что писал Л.С. Выготский о дефекте и компенсации? 5. В чем состоит проблема психологической структуры дефекта? Каково взаимодействие первичных дефектов и вторичных нарушений? 6. Рассмотрите проявление общих закономерностей психического развития при различных нарушениях в развитии детей. 7. Каковы специфические закономерности аномального развития? 8. Что писал Л.С. Выготский о роли коррекционно-педагогического воздействия при компенсации вторичных отклонений в развитии детей? 9. Дайте понятие аномального развития (дизонтогенез). 10. Каковы типы нарушений психического развития? 11. Что представляют собой компенсация и коррекция? 12. Что входит в понятие социальной адаптации? Каковы трудности взаимодействия с социальной средой у аномальных детей? 13. Расскажите о ведущей роли обучения в развитии аномальных детей. 14. Рассмотрите положение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития при обучении и воспитании аномальных детей. 15. Что представляют собой абилитация и реабилитация? Как осуществляется включение аномального ребенка в социальную среду? 16. Каковы психологические проблемы интеграции человека с нарушениями психического развития в общество? 17. Назовите основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии. 18. Что входит в понятие «психологический диагноз», каковы его виды? 19. Каковы социально-психологические предпосылки эффективной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество? 20. Дайте психолого-педагогическую характеристику умственно отсталых детей. 21. Что такое задержка психического развития? Перечислите подходы к классификации вариативности состояний при ЗПР. 22. Каковы принципы дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний? 23. Дайте психологическую характеристику детей с общим недоразвитием речи. 24. Каковы особенности познавательной деятельности у детей с нарушениями речи?
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |