Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Окончание прил. 1




 

которых сюжет сочиняли сами дети, Оле должны отводиться активные роли: учительницы или благополучных учениц. Принятие на себя роли учительницы, например, поможет ей снизить значимость авторитета педагога, преодолеть страх и скованность перед учителем. Снятию страхов, напряженности, связанных с посещением школы, могут помочь рисунки на темы: «Школа», «Урок», «На прогулке», «Моя семья» с дальнейшим их обсуждением. Кроме того, можно использовать прием символизации страхов и опасений с помощью пиктограмм (например, знаками изобразить такие понятия, как «радость», «грусть», «веселый урок», «добрая учительница», «страшная школа», «болезнь», «злая учительница», «тревога»), который, актуализируя эти страхи, даст девочке возможность в определенной степени сделать для нее понятными причины напряжения, волнений, а также в какой-то мере отреагировать на страхи и опасения.

Таким образом, при работе с данным случаем психолог, основываясь на представлении В.Н. Мясищева о том, что не конкретная патогенная ситуация приводит к невротическому расстройству, а отношение личности к этой ситуации, должен пытаться прежде всего изменить это отношение путем снижения значимости ситуации. Сильный страх, боязнь не оправдать ожидания окружающих были у девочки вызваны внутренним конфликтом между ее собственными представлениями о своих возможностях и требованиях, предъявляемых окружающими. Поэтому вся коррекционная работа была направлена на разрешение этого конфликта.

Различные соматические нарушения являлись следствием астенизации, и поэтому их можно рассматривать как вторичные признаки невротизации личности. Разрешение основного внутреннего конфликта дало возможность полностью исключить у девочки невротические реакции в форме соматических нарушений.

 

Ключи к тестам

 

  АБВ
  Б
  БВГ
  А
  А
  Г
  Б
  А
  А
  б
  Г

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Сравнительная таблица ведущих типологий акцентуаций

 

Тип акцентуации
по К. Леонгарду по А. Личко по А. Реану
Демонстративный Истероидный Истероидный
Педантичный Психастенический Нет прямого соответствия. Частично психастенический и сензитивный. Неосновные элементы эпилептоидного
Застревающий Соответствия нет. Частично эпилептоидный
Возбудимый Эпилептоидный Эпилептоидный (неполное соответствие)
Гипертимический Гипертимный Гипертимный
Дистимический
Циклотимический Циклоидный Циклоидный. Частично лабильный
Экзальтированный Лабильный Нет прямого соответствия. Частично лабильный
Эмотивный Лабильный Непрямое соответствие – лабильный и сензитивный
Тревожный Сензитивный Непрямое соответствие – сензитивный и психастенический.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Cравнительная таблица акцентуации

и доминирующего типа воспитания

 

Тип акцентуации Тип неправильного воспитания
Гипертимный Гипопротекция, доминирующая гиперпротекция
Циклоидный Унижение близкими
Лабильный Гиперпротекция, эмоциональное отвержение
Астеноневротический Доминирующая гиперпротекция
Сензитивный То же
Психастенический Повышенная ответственность, доминирующая гиперпротекция
Шизоидный Жесткие взаимоотношения
Эпилептоидный Жесткие взаимоотношения, потворствующая гиперпротекция
Истероидный Потворствующая гиперпротекция (кумир семьи)
Неустойчивый Гиперпротекция
Конформный То же

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

 

1. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.

2. Обучаемость как дифференциально-диагностический и прогностический критерий в оценке психического состояния ребенка.

3. Смена ведущих деятельностей при различных отклонениях в развитии.

4. Особенности готовности к школьному обучению при различных видах отклоняющегося развития.

5. Речевые нарушения как фактор личностно-социального развития детей и подростков.

6. Особенности психического развития детей с нарушениями зрения.

7. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха.

8. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

9. Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции.

10. Сравнительный анализ основных тенденций психического развития при задержке психического развития и умственной отсталости.

11. Возможности и ограничения педагогической диагностики отклоняющегося развития.

12. Психотерапия в контексте психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

13. Современная концепция специальной психологической помощи.

14. Невротические расстройства в контексте отклоняющегося развития.

15. Методы изучения детей с нарушениями развития.

16. Основные направления в понимании проблемы компенсации.

17. Взаимодействие биологических и социальных факторов в психическом развитии аномальных детей.

18. Психологические параметры дизонтогенеза.

19. Психологическая характеристика основных типов нарушений психического развития.

20. Проблема социальной адаптации детей с отклонениями в развитии.

21. Психологический диагноз и его виды.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Вопросы к зачету

 

1. Каковы предмет и задачи специальной психологии?

2. Какова связь специальной психологии со смежными дисциплинами?

3. Назовите основные направления в понимании проблемы компенсации.

4. Что писал Л.С. Выготский о дефекте и компенсации?

5. В чем состоит проблема психологической структуры дефекта? Каково взаимодействие первичных дефектов и вторичных нарушений?

6. Рассмотрите проявление общих закономерностей психического развития при различных нарушениях в развитии детей.

7. Каковы специфические закономерности аномального развития?

8. Что писал Л.С. Выготский о роли коррекционно-педагогического воздействия при компенсации вторичных отклонений в развитии детей?

9. Дайте понятие аномального развития (дизонтогенез).

10. Каковы типы нарушений психического развития?

11. Что представляют собой компенсация и коррекция?

12. Что входит в понятие социальной адаптации? Каковы трудности взаимодействия с социальной средой у аномальных детей?

13. Расскажите о ведущей роли обучения в развитии аномальных детей.

14. Рассмотрите положение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития при обучении и воспитании аномальных детей.

15. Что представляют собой абилитация и реабилитация? Как осуществляется включение аномального ребенка в социальную среду?

16. Каковы психологические проблемы интеграции человека с нарушениями психического развития в общество?

17. Назовите основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.

18. Что входит в понятие «психологический диагноз», каковы его виды?

19. Каковы социально-психологические предпосылки эффективной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество?

20. Дайте психолого-педагогическую характеристику умственно отста­лых детей.

21. Что такое задержка психического развития? Перечислите подходы к классификации вариативности состояний при ЗПР.

22. Каковы принципы дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний?

23. Дайте психологическую характеристику детей с общим недоразвитием речи.

24. Каковы особенности познавательной деятельности у детей с нарушениями речи?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.