КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Порядок дипломирования и назначение специалистов на суда
НАПРАВЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МОРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. Морское образование - одно из немногих в мире, которое регулируется международными документами. Под эгидой Международной морской организации (ИМО) сообществом стран, обеспечивающих морское судоходство, принята в 1978 году, значительно расширена и уточнена в 1995 г. Международная Конвекция «Правила дипломирования моряков и несения вахты (ПДМНВ 78 95)». Положения Конвенции оговаривают требования к уровню подготовки моряков и профессиональным функциям, которые должны уметь исполнять судовые специалисты. Следует отметить, что требования к уровню профессиональной подготовки морских специалистов, приведенные в Конвенции являются минимальными. Требования национальных организаций, контролирующих компетентность лиц плавсостава, претендующих на получение диплома для замещения командных должностей на судне, более высоки и разнообразны. Такая практика обоснована, так как учитывает особенности организации эксплуатации флота в стране, сложившиеся традиции и особенности уровня оснащенности современного судового оборудования. Кроме требований международной Конвенции ПДМНВ 78/95 в подготовке морских специалистов учитываются требования Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов (МКУБ), Кодекса торгового мореплавания Украины и Устава службы на судах морского флота. Отечественные морские учебные заведения имеют многолетний опыт и сложившуюся школу подготоеки морских специалистов. Уровень этой подготовки позволил завоевать украинским морякам высокий авторитет на международном рынке труда. Поэтому этот накопленный опыт и вытекающие из него требования положены в основу стандартов подготовки моряков в Украине. Современное транспортное судно способно длительное время находиться в плавании вдали от береговых баз. Автономность плавания обеспечивается необходимыми техническими средствами для движения, маневрирования и управления судном в светлое и темное время суток, при любых навигационных, метеорологических и эксплуатационных условиях. А также средствами для внешней и внутренней связи, выполнения судовых работ по техническому обслуживанию, обеспечения нормальных бытовых условий для пассажиров и экипажа, безопасности плавания и сохранности грузов. Для обеспечения работы многообразных судовых технических средств на судне требуются высокообразованные профессионально подготовленные эксплуатационники по основным морским специальностям: судоводители, судомеханики, судовые электромеханики и радиоспециалисты Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ). Выше отмечалось, что требования к современной профессиональной подготовке, дипломированно моряков и несению вахты оговорены Международной Конвенцией ПДМНВ - 78/95. Цель, которую преследует Конвенция, состоит в усилении охраны человеческой жизни и сохранности имущества на море, а также защиты морской среды. Учитывая различный объем требований к претендентам на замещение командных должностей разного уровня ответственности на судах в подготовке морских специалистов используются следующие ступени: - подготовка в морском учебном заведении; - подготовка на судне до уровня эксплуатации; - подготовка на судне и курсах повышения квалификации до уровня управление. «Уровень эксплуатации» означает уровень ответственности, связанной с работой в должности вахтенного помощника капитана или вахтенного механика на морском судне и выполнением всех функций, предусмотренных требованиями к компетенщп специалистов данного уровня. «Уровень управления» означает уровень ответственности, связанной с работой в должности капитана, старшего помощника капитана, старшего механика или второго механика на морском судне и выполнением функций, соответствующих компетенции перечисленных специалистов. Подготовка в морских учебных заведениях. Морские учебные заведения различают по уровням аккредитации: 1 -и уровень - мореходные училища (готовят «младших специалистов»); 2-й уровень - морские колледжи (готовят «младших специалистов» и «бакалавров»); 3-й уровень - морские институты (готовят «специалистов»); 4-й уровень - морские академии и университеты (готовят «специалистов» и «магистров»). Основными требованиями Конвенции ПДМНВ - 78/95 к подготовке морских специалистов в учебном заведении являются; - привлечение к преподавательской деятельности лиц надлежащей - обеспечение теоретического обучения и приобретение практических навыков в объеме, установленном Конвенцией в отношении уровней ответственности, выполняемых функций и профессиональной компетентности; - действенный контроль за подготовкой специалистов посредством системы стандартов качества. Кроме специальных знаний и навыков учебные заведения всех уровней обеспечивают социально-гуманитарное образование и естественно-научную подготовку выпускников. Социально-гуманитарная подготовка призвана сформировать у будущего специалиста понимание значимости профессиональной деятельности, ориентацию на общечеловеческие ценности, создание гражданской ответственности за социальные, экономические, экологические последствия принятых решений и соответствие их правовым нормам, отношение к национальным и культурным ценностям народа и кодексу профессиональной чести моряка. Естественно-научная подготовка формирует физико-математическую, информационную и общетехническую базу для решения задач профессиональной деятельности в соответствии с образовательно-квалификационной характеристикой будущего специалиста. Специальная подготовка должна обеспечить возможность решения комплекса профессиональных задач, стоящих перед судовым специалистом в процессе исполнения их должностных обязанностей во время несения вахты, организации и проведения судовых работ различного назначения. Выпускники учебных заведений, выполнившие полный объем образовательно-профессиональной программы по специальности и прошедшие государственную аттестацию получают диплом о присвоении соответствующей квалификации. Совершенствуя образовательную подготовку современных специалистов и укрепляя связи с международным сообществом, Украина готовится включиться в «Болонский процесс», предусматривающий создание единого образовательного и научного пространства в Европе. Связанные с этим грядущие реформы в системе образования позволят в ближайшем будущем еще больше укрепить позиции выпускников морских учебных заведений Украины на международном рынке труда. Подготовка на судне до уровня эксплуатации. В соответствии с требованиями Конвенции ПДМНВ - 78/95, право получения диплома вахтенного помощника капитана или вахтенного механика, для замещения первичной командной должности на судне, предоставляется лицам: - достигшим возраста 18 лет; - имеющим диплом об окончании морского учебного заведения и документально подтвержденную практическую подготовку на судне; - получившим в течение предусмотренного правилами плавательного стажа практическую подготовку и опыт по задачам, обязанностям и ответственности, соответствующим будущей должности, т.е. знающим и умеющим выполнять основные служебные функции на уровне эксплуатации. К основным функциям вахтенного помощника капитана морских судов на уровне эксплуатации относятся: 1. Судовождение — подразумевает умение «планировать и обеспечивать переход и маневрирование судна, • нести безопасную навигационную вахту, • определять местоположение судна, • использовать технические средства для обеспечения безопасности мореплавания, • отправлять и принимать информацию, • действовать в аварийных ситуациях и при получении сигнала бедствия, • пользоваться английским языком в устной и письменной форме; 2. Обработка и размещение груза - предусматривает умение ■ • размещать и обеспечивать крепление груза, • соблюдать меры предосторожности во время транспортировки груза, • обеспечивать выгрузку; 3. Управление операциями и забота о людях на судне - объединяют • обеспечивать предотвращение загрязнения моря, • поддерживать судно в мореходном состоянии. • предотвращать пожары, а в случае возникновения пожара обеспечить его тушение, • использовать спасательные устройства и средства, • оказывать первую медицинскую помощь, • соблюдать нормативные требования по охране человеческой жизни и защите окружающей среды. Так как функции, предусмотренные требованиями Международной Конвенции ПДМНВ - 78/95 для дипломирования радиоспециалистов ГМССБ на судах, в настоящее время в большинстве судоходных компаний исполняют судоводители, то эти требования входят составляющей частью в их подготовку. Управление операциями судна и забота о людях - обобщает умения • поддерживать судно в мореходном состоянии, • предотвращать загрязнение моря технологическими побочными продуктами эксплуатации судовых технических средств, • предотвращать пожары, а в случае возникновения пожара обеспечить его тушение, • использовать спасательные устройства и средства, • оказывать первую медицинскую помощь, • соблюдать нормативное требования по охране человеческой жизни и защите окружающей среды. В соответствии с требованиями Конвенции ПДМНВ 78/95 право получения диплома для замещения на судне командной должности на уровне управления предоставляется лицам, которые: - имеют диплом об окончании морского учебного заведения соответствующего уровня аккредитации, - отвечают требованиям, предъявляемым к дипломированию судовых специалистов на уровне эксплуатации и имеют соответствующий этому уровню стаж работы на судах в такой должности, - отвечают требованиям, предъявляемым к дипломированию судовых специалистов на уровне управления и имеют соответствующий этому уровню стаж работы на судах в должности, предшествующей той, на которую претендует данное лицо, - в состоянии продемонстрировать компетентность в выполнении основных служебных функций на уровне управления. Проверка компетентности проводится в региональных инспекциях по дипломированию плавсостава после прохождения претендентом теоретической и тренажерной подготовки на курсах повышения квалификации. Уровень компетентности устанавливается в процессе тестовой проверки знаний и проверки профессиональных умений на тренажерах. Содержание минимальных требований на уровень управления в основном соответствует аналогичным требованиям на уровне эксплуатации, но значительно расширяет их и углубляет. Международная Конвенция ПДМНВ 78/95 в перечне функций судового механика предусматривает «эксплуатацию судового электрооборудования». Такой подход имеет место в современной организации службы на судах морского флота. Вместе с тем, ряд судовых компаний, учитывая большой объем электрооборудования на судах, важную роль обеспечения его надежной работы для безопасности мореплавания и необходимость высокой специальной подготовки персонала дл* его обслуживания, включает з состав судового экипажа профессиональных электромехаников. При этом к их функциональным обязанностям относится выполнение требований по обеспечению надежной и эффективной эксплуатации судового электрооборудования, которые были перечислены выше в перечне функций судового механика: Морской специалист для сохранения права работы на командной должности через каждые пять лет должен подтверждать соответствие требованиям к состоянию здоровья и профессиональной компетентности. Для подтверждения уровня компетентности судовой специалист должен в ходе накопления рабочего стажа выполнять на судне функции, соответствующие имеющемуся диплому в общей сложности не менее одного года из предшествующих пяти лет. - обеспечение теоретического обучения и приобретение практических навыков в объеме, установленном Конвенцией в отношении уровней ответственности, выполняемых функций и профессиональной компетентности; - действенный контроль за подготовкой специалистов посредством системы стандартов качества. Кроме специальных знаний и навыков учебные заведения всех уровней обеспечивают социально-гуманитарное образование и естественно-научную подготовку выпускников. Социально-гуманитарная подготовка призвана сформировать у будущего специалиста понимание значимости профессиональной деятельности, ориентацию на общечеловеческие ценности, создание гражданской ответственности за социальные, экономические, экологические последствия принятых решений и соответствие их правовым нормам, отношение к национальным и культурным ценностям народа и кодексу профессиональной чести моряка. Естественно-научная подготовка формирует физико-математическую, профессиональной деятельное при в соответствии с образовательно-квалификационной характеристикой будущего специалиста. Специальная подготовка должна обеспечить возможность решения комплекса профессиональных задач, стоящих перед судовым специалистом в процессе исполнения их должностных обязанностей во время несения вахты, организации и проведения судовых работ различного назначения. Выпускники учебных заведений, выполнившие полный объем образовательно-профессиональной программы по специальности и прошедшие государственную аттестацию получают диплом о присвоении соответствующей квалификации. Совершенствуя образовательную подготовку современных специалистов и укрепляя связи с международным сообществом, Украина готовится включиться в «Болонский процесс», предусматривающий создание единого образовательного и научного пространства в Европе. Связанные с этим грядущие реформы в системе образования позволят в ближайшем будущем еще больше укрепить позиции выпускников морских учебных заведений Украины на международном рынке труда. Подготовка на судне до уровня эксплуатации. В соответствии с требованиями Конвенции ПДМНВ - 78/95, право получения диплома вахтенного помощника капитана или вахтенного механика, для замещения первичной командной должности на судне, предоставляется лицам: - достигшим возраста 18 лет; - имеющим диплом об окончании морского учебного заведения и документально подтвержденную практическую подготовку на судне; - получившим в течение предусмотренного правилами плавательного стажа практическую подготовку и опыт по задачам, обязанностям и ответственности, соответствующим будущей должности, т.е. знающим и умеющим выполнять основные служебные.функции на уровне эксплуатации. К основным функциям вахтенного помощника капитана морских судов на уровне эксплуатации относятся: 1. Судовождение — подразумевает умение «планировать и обеспечивать переход и маневрирование судна, • нести безопасную навигационную вахту, • определять местоположение судна, • использовать технические средства для обеспечения безопасности мореплавания, • отправлять и принимать информацию, • действовать в аварийных ситуациях и при получении сигнала бедствия, • пользоваться английским языком в устной и письменной форме; 2. Обработка и размещение груза - предусматривает умение ■ • размещать и обеспечивать крепление груза, • соблюдать меры предосторожности во время транспортировки груза, • обеспечивать выгрузку; 3. Управление операциями и забота о людях на судне - объединяют • обеспечивать предотвращение загрязнения моря, • поддерживать судно в мореходном состоянии. • предотвращать пожары, а в случае возникновения пожара обеспечить его тушение, • использовать спасательные устройства и средства, • оказывать первую медицинскую помощь, • соблюдать нормативные требования по охране человеческой жизни и защите окружающей среды. Так как функции, предусмотренные требованиями Международной Конвенции ПДМНВ - 78/95 для дипломирования радиоспециалистов ГМССБ на судах, в настоящее время в большинстве судоходных компаний исполняют судоводители, то эти требования входят составляющей частью в их подготовку.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |