КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
III.Внутренний слух и музыкальная память
II.Содержание и формы внутреннего слуха. I.Внешний и внутренний музыкальный слух. Разновидностями музыкального слуха являются внешний слух и внутренний слух. Внешний музыкальный слух – это способность слухового восприятия реально звучащей музыки. Внутренний музыкальный слух или внутреннее слуховое представление – это способность внутреннего слышания и воспроизведения музыки. Деление музыкального слуха на внешний как восприятие и внутренний как представление музыкального материала соответствует двум психическим процессам, посредством которых происходит отражение реального мира в сознании людей: восприятию явлений и предметов и их представлению. Идеальный внутренний слух может быть абсолютным и относительным, мелодическим и гармоническим, отличаться яркостью представлений, опираться на чувство музыкальной логики, быстрое, точное и полное воспоминание, иметь значительный объем памяти и охватывать все формы внутреннего воспроизведения. Недостаточно развитый внутренний слух затрудняет работу по чтению с листа, записи диктантов, определению на слух интервалов, аккордов, интервальных и аккордовых последовательностей, пению интонационных упражнений, восприятию метроритма. Внутренний музыкальный слух - это способность мысленного представления отдельных музыкальных звуков, созвучий, одноголосных мелодий, многоголосной музыкальной ткани и ее структуры, т. е. формы, метроритмической организации, ладофункционального строения, фактуры, количества голосов, темпа, динамических оттенков, фонизма созвучий и тональностей (абстактно-эмоциональное или цветное представление), тембров музыкальных инструментов и певческих голосов, характера исполнения музыки. Внутренние слуховые представления, их яркость и точность во многом зависят от памяти. 2. В музыкальной практике проявляются все типы общей памяти: слуховая, зрительная (память на нотный текст, на зрительную, зрелищную сторону исполняемой музыки), слухо-зрительная, двигательная (моторная память), слухо-двигательная (память на звучание технических исполнительских пассажей в произведении, память на звучание интервалов в зависимости от растяжения пальцев на инструменте; иногда ученик помогает себе при пении игрой на столе, чтобы точнее определить задание на слух). 3. Существует четыре процесса или функции памяти: запоминание, сохранение, вспоминание и забывание. Процессы воспроизведения называются в психологии вспоминанием. 4. Под механизмами памяти понимают рефлекторную деятельность головного мозга и биологические реакции, происходящие на нейтронном и молекулярном уровнях. Музыкальная память имеет специфический механизм, реагирующий именно на звуки – звуковой анализатор (рецептор – проводник – мозг). Внутренний слух – это разновидность процесса вспоминания. Без запоминания и сохранения звуковысотной информации внутренний слух существовать не может. Забывание для внутреннего слуха – самая простая и легче всего протекающая реакция. Однако несмотря на то, что внутренний слух опирается на свойства памяти, их нельзя отождествлять. Внутренние слуховые реакции зависят не только от свойств памяти, но и от органических особенностей внешних отделов слухового анализатора. Существует мнение, что развитие слуха – это усиленная тренировка способности запоминать как можно более длинные по объему музыкальные построения, и, в связи с этим, предлагается работа над музыкальным диктантом лишь по памяти и только над целым диктантом. Польза от расчленения диктанта исключается. С. Оськина считает это мнение ошибочным, а метод малоэффективным. Н. Ладухин в сборнике «1000 примеров музыкального диктанта» начиная с простейшего диктанта в два такта, постепенно увеличивал объем диктанта по мере развития емкости памяти учащихся. Установка на развитие объема запоминания подразумевает не широкое понятие памяти, а узконаправленное – объем запоминания. При этом сфера представлений звуковысотных соотношений остается в стороне. Кроме развития объема запоминания надо также всесторонне развивать содержание и формы внутреннего слуха. IV.Факторы, воздействующие на качество внутреннего слуха: 1. Первый фактор – это условные и безусловные следовые звуковысотные рефлексы, от характера функционирования которых зависит содержание, формы и качество внутренних слуховых представлений. Главный показатель – степень точности представления звуковысотных соотношений реально звучащему, скорость слуховых реакций, прочность их сохранения (долговременность) и произвольность «включения» рефлексов. 2. Второй фактор – содержание представлений. Здесь главное – представление координации элементов музыкальной ткани. Чем многостороннее содержание, тем лучше слух. Определяющий момент – способность представления ладогармонических и тональных соотношений (ладофункциональной логики), фонизма, метроритмической структуры, фактуры с любым количеством голосов. Важны скорость реакций, прочность сохранения образов и произвольность их включения. 3. Третий фактор – объем представлений, который формируется общей и музыкальной памятью, процессами запоминания и сохранения информации. Это качество слуха зависит от содержания представлений, его форм и механизмов – следовых звуковысотных рефлексов. Здесь важны емкость, точность, полнота запоминания и представление структуры музыкальной ткани.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |