Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III.Внутренний слух и музыкальная память

II.Содержание и формы внутреннего слуха.

I.Внешний и внутренний музыкальный слух.

Разновидностями музыкального слуха являются внешний слух и внутренний слух.

Внешний музыкальный слух – это способность слухового восприятия реально звучащей музыки.

Внутренний музыкальный слух или внутреннее слуховое представление – это способность внутреннего слышания и воспроизведения музыки.

Деление музыкального слуха на внешний как восприятие и внутренний как представление музыкального материала соответствует двум психическим процессам, посредством которых происходит отражение реального мира в сознании людей: восприятию явлений и предметов и их представлению.
Разделение слуха на внешний и внутренний до некоторой степени условно, так как оба эти вида слуха взаимосвязаны. Но доля внутреннего слуха колеблется и в количественном и в качественном отношениях и влияет на музыкальный слух в целом.
Внутренний слух – способность представлять музыку в сознании, внутренне слышать и переживать, не исполняя и не слушая ее, а узнавая и воспроизводя музыку по памяти, в процессе чтения нот или творческого созидания.
Внутренний слух различается по степени яркости внутренних слуховых образов и по их сложности.
Для профессионального музыкального слуха характерен хороший внутренний слух, он открывает широкие возможности к многогранной музыкальной деятельности.

Идеальный внутренний слух может быть абсолютным и относительным, мелодическим и гармоническим, отличаться яркостью представлений, опираться на чувство музыкальной логики, быстрое, точное и полное воспоминание, иметь значительный объем памяти и охватывать все формы внутреннего воспроизведения. Недостаточно развитый внутренний слух затрудняет работу по чтению с листа, записи диктантов, определению на слух интервалов, аккордов, интервальных и аккордовых последовательностей, пению интонационных упражнений, восприятию метроритма.

Внутренний музыкальный слух - это способность мысленного представления отдельных музыкальных звуков, созвучий, одноголосных мелодий, многоголосной музыкальной ткани и ее структуры, т. е. формы, метроритмической организации, ладофункционального строения, фактуры, количества голосов, темпа, динамических оттенков, фонизма созвучий и тональностей (абстактно-эмоциональное или цветное представление), тембров музыкальных инструментов и певческих голосов, характера исполнения музыки.
Внутренние слуховые представления имеют две формы: внутреннее воспроизведение и внешнее. Внутреннее воспроизведение проявляется как внутреннее слышание или внутреннее пение, которые возникают как произвольно, так и непроизвольно. Внутреннее слышание отличается от внутреннего пения тем, что пропеть можно только одноголосие, а услышать можно любое количество голосов. Внешнее воспроизведение – пение вслух, игра на музыкальных инструментах и дирижирование - наиболее полное выражение внутреннего слухового процесса.

Внутренние слуховые представления, их яркость и точность во многом зависят от памяти.
Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Музыкальная память - это разновидность общечеловеческой памяти, она включает в себя запоминание, сохранение и воспроизведение.
Различают виды, типы, процессы (функции) и механизмы памяти.
1. С точки зрения психологии существует три вида памяти: эмоциональная, образная и логическая.
Эмоциональная память – это запоминание и воспроизведение чувств. Эмоциональный вид музыкальной памяти – это запоминание и воспроизведение эмоционального содержания музыкального произведения.
Образная память – это запечатление и воспроизведение образов предметов и их свойств. Образный вид музыкальной памяти – это память на конкретные музыкальные образы. Образная память переплетается с эмоциональной памятью.
Логическая память – это запоминание и воспроизведение мыслей, связанных со словами, речью. Логическая музыкальная память – это память на логику соотношения звуков, созвучий, тональностей. Она строится на основе психических действий анализа и синтеза.

2. В музыкальной практике проявляются все типы общей памяти: слуховая, зрительная (память на нотный текст, на зрительную, зрелищную сторону исполняемой музыки), слухо-зрительная, двигательная (моторная память), слухо-двигательная (память на звучание технических исполнительских пассажей в произведении, память на звучание интервалов в зависимости от растяжения пальцев на инструменте; иногда ученик помогает себе при пении игрой на столе, чтобы точнее определить задание на слух).

3. Существует четыре процесса или функции памяти: запоминание, сохранение, вспоминание и забывание.
Запоминание – это заучивание, один их основных процессов памяти, заключается в закреплении образов, ощущений, восприятий, представлений, мыслей, действий, переживаний. Музыкальная память проявляется как запоминание непроизвольное (музыка запоминается сама по себе, без каких-либо усилий человека, подсознательно) и произвольное, сознательное. Запоминание музыкальной информации бывает долговременным и кратковременным, осмысленным (логическим) и неосмысленным (механическим), ассоциативным.
Музыкальная память может иметь различные объем, полноту, точность и скорость.
К музыкальной памяти относится и процесс сохранения, то есть удержания в памяти информации
. Это выражается в отложении в памяти запомненных произведений и знаний о них, в приобретении музыкального опыта и музыкальных знаний в целом.
Всякая музыкальная деятельность - восприятие, исполнение и сочинение музыки – тесно связана с процессом сохранения, с приобретенным опытом, опирается на него. Очень важны объем, прочность и точность сохранения в памяти музыкального материала.
Музыкальная память проявляется и во внешнем исполнении музыкальных произведений - пении вслух, игре на инструментах и дирижировании -, и во внутреннем представлении слуховых образов, внутреннем пении. Все виды музыкального воспроизведения могут быть непроизвольными и произвольными, происходят логическим или механическим путем, либо на основе ассоциативных связей; осуществляются быстро или медленно, точно или не точно, в различном объеме.

Процессы воспроизведения называются в психологии вспоминанием.
В музыкальной памяти имеет место процесс узнавания (при повторном прослушивании произведения или его части) и процесс забывания (необходим для человеческой психики).

4. Под механизмами памяти понимают рефлекторную деятельность головного мозга и биологические реакции, происходящие на нейтронном и молекулярном уровнях. Музыкальная память имеет специфический механизм, реагирующий именно на звуки – звуковой анализатор (рецептор – проводник – мозг).

Внутренний слух – это разновидность процесса вспоминания. Без запоминания и сохранения звуковысотной информации внутренний слух существовать не может. Забывание для внутреннего слуха – самая простая и легче всего протекающая реакция.
Слуховые музыкальные представления могут возникать перед мысленным взором человека непроизвольно и произвольно (усилием воли), могут существовать кратковременно или долговременно. Различны объем, полнота, точность, скорость и прочность запоминания, сохранения и вспоминания звуков.
Внутренний слух, как и память, можно классифицировать по типам: слуховой (вспоминание воспринятого на слух), зрительный (представление музыки при чтении нот), слухо-зрительный (вспоминание воспринятой на слух музыки при чтении ее по нотам), двигательный и слухо-двигательный (представление, основанное на вспоминании слуховых восприятий, подкрепленное мышечным движением, моторикой).

Однако несмотря на то, что внутренний слух опирается на свойства памяти, их нельзя отождествлять. Внутренние слуховые реакции зависят не только от свойств памяти, но и от органических особенностей внешних отделов слухового анализатора.

Существует мнение, что развитие слуха – это усиленная тренировка способности запоминать как можно более длинные по объему музыкальные построения, и, в связи с этим, предлагается работа над музыкальным диктантом лишь по памяти и только над целым диктантом. Польза от расчленения диктанта исключается. С. Оськина считает это мнение ошибочным, а метод малоэффективным. Н. Ладухин в сборнике «1000 примеров музыкального диктанта» начиная с простейшего диктанта в два такта, постепенно увеличивал объем диктанта по мере развития емкости памяти учащихся. Установка на развитие объема запоминания подразумевает не широкое понятие памяти, а узконаправленное – объем запоминания. При этом сфера представлений звуковысотных соотношений остается в стороне. Кроме развития объема запоминания надо также всесторонне развивать содержание и формы внутреннего слуха.

IV.Факторы, воздействующие на качество внутреннего слуха:

1. Первый фактор – это условные и безусловные следовые звуковысотные рефлексы, от характера функционирования которых зависит содержание, формы и качество внутренних слуховых представлений. Главный показатель – степень точности представления звуковысотных соотношений реально звучащему, скорость слуховых реакций, прочность их сохранения (долговременность) и произвольность «включения» рефлексов.

2. Второй фактор – содержание представлений. Здесь главное – представление координации элементов музыкальной ткани. Чем многостороннее содержание, тем лучше слух. Определяющий момент – способность представления ладогармонических и тональных соотношений (ладофункциональной логики), фонизма, метроритмической структуры, фактуры с любым количеством голосов. Важны скорость реакций, прочность сохранения образов и произвольность их включения.

3. Третий фактор – объем представлений, который формируется общей и музыкальной памятью, процессами запоминания и сохранения информации. Это качество слуха зависит от содержания представлений, его форм и механизмов – следовых звуковысотных рефлексов. Здесь важны емкость, точность, полнота запоминания и представление структуры музыкальной ткани.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исполнение лицензионного договора. | V.Формы работы над развитием внутреннего слуха
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.