Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отто фон Бисмарк

Откажется от смертной казни как высшей формы

Из страха перед возможными судебными ошибками

Государства и общества

Помилование - как акт милосердия, применяемое со стороны

«… человеческое общество само себя погубит, если

борьбы с чуждыми сообществу элементами».

Отношение в мире к смертной казни и вопросам помилования весьма неоднозначны. Каждое государство эти вопросы решает сообразуясь со сложившимися национальными традициями, а также с учетом требований международных организаций, членами которых они являются. Считаю необходимым также отметить, что позиция Отто фон Бисмарка близка автору и им поддерживается.

Институт помилования есть практически во всех странах - с демократическими и с тоталитарными политическими режимами. Право на обращение за помилованием является одним из фундаментальных прав человека. Оно закреплено в нормах международного права. Например, статья 6 Международного Пакта о гражданских и политических правах устанавливает каждому лицу, приговоренному к смертной казни гарантию на возможность обращения с просьбой о помиловании или смягчении приговора.

государства должно быть принято решение о применении акта помилования либо отклонении ходатайства о помиловании. Это объясняется тем, что помилование является исключительным правом Президента и поэтому только он может решать – в какие сроки решать вопрос по существу. Специалисты в области прав человека считают это о пробеле в российском праве. Поэтому конституционное право осужденных на обращение за помилованием предполагает наличие у них возможности знать результаты рассмотрения «в разумные сроки».

В состав Комиссии входило 13 человек, треть из которых были юристы. При Комиссии работали 60 опытнейших юристов, которые решали подготовительные перед принятием решения вопросы на высшем профессиональном уровне. За исключением председателя (писатель А. Приставкин) все члены комиссии работали на общественных началах. Решения принимались с разницей мнений не менее чем в два голоса. Деятельность комиссии заключалась не в рассмотрении законности осуждения, а в поиске смягчающих вину обстоятельств.

В комиссию могли обращаться граждане, приговорённые к исключительной мере наказания - расстрелу, а также к различным срокам лишения свободы. По отношению к первым комиссия обладала следующими полномочиями - оставляет приговор в силе, заменяет его пожизненным заключением или длительным сроком лишения свободы. Ко вторым – возможность сокращения срока лишения свободы или применение условно - досрочного освобождения.

Управление по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации было предназначено обеспечивать деятельность Комиссий по вопросам помилования, военнопленным, интернированным и пропавшим без вести при Президенте РФ. В частности, Управление:

готовит материалы по ходатайствам о помиловании осужденных для рассмотрения их Президентом РФ;

представляет председателю Комиссии по вопросам помилования подготовленные для рассмотрения Президентом РФ предложения по материалам о помиловании осужденных;

осуществляет контроль за своевременным и правильным исполнением указов по вопросам помилования;

обобщает и анализирует практику по вопросам помилования и готовит статистические данные по ним;

анализирует работу органов местного самоуправления и правоохранительных органов, связанную с рассмотрением ходатайств о помиловании.

В мире наблюдается исторически сложившийся двойной подход к проблеме смертной казни: за её сохранение («эмоциональный») и за её отмену («рациональный»). Интересна по этому вопросу позиция, занимаемая Русской Православной Церковью. На Юбилейном Соборе 2000 года она отказалась осудить смертную казнь, аргументируя свою позицию ссылкой на то, что смертная казнь признавалась еще Ветхим Заветом. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном писании Нового Завета, ни в предании и историческом наследии Православной Церкви1.

До 2002 года ходатайства о помиловании осужденных поступали в Управление по делам о помиловании при Президенте Российской Федерации, которое подготавливало необходимые документы для решения вопроса по существу. Эти материалы затем направлялись в Комиссию по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации и с ее рекомендациями поступали на утверждение Президенту.

Законодательством Российской Федерации не установлен срок, в течение которого главой государства должно быть принято решение о применении акта помилования либо отклонении ходатайства о помиловании. Это объясняется тем, что помилование является исключительным правом Президента и поэтому только он может решать – в какие сроки решать вопрос по существу. Специалисты в области прав человека считают это о пробеле в российском праве. Поэтому конституционное право осужденных на обращение за помилованием предполагает наличие у них возможности знать результаты рассмотрения «в разумные сроки».

В состав Комиссии входило 13 человек, треть из которых были юристы. При Комиссии работали 60 опытнейших юристов, которые решали подготовительные перед принятием решения вопросы на высшем профессиональном уровне. За исключением председателя (писатель А. Приставкин) все члены комиссии работали на общественных началах. Решения принимались с разницей мнений не менее чем в два голоса. Деятельность комиссии заключалась не в рассмотрении законности осуждения, а в поиске смягчающих вину обстоятельств.

В комиссию могли обращаться граждане, приговорённые к исключительной мере наказания - расстрелу, а также к различным срокам лишения свободы. По отношению к первым комиссия обладала следующими полномочиями - оставляет приговор в силе, заменяет его пожизненным заключением или длительным сроком лишения свободы. Ко вторым – возможность сокращения срока лишения свободы или применение условно - досрочного освобождения.

Управление по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации было предназначено обеспечивать деятельность Комиссий по вопросам помилования, военнопленным, интернированным и пропавшим без вести при Президенте РФ. В частности, Управление:

готовит материалы по ходатайствам о помиловании осужденных для рассмотрения их Президентом РФ;

представляет председателю Комиссии по вопросам помилования подготовленные для рассмотрения Президентом РФ предложения по материалам о помиловании осужденных;

осуществляет контроль за своевременным и правильным исполнением указов по вопросам помилования;

обобщает и анализирует практику по вопросам помилования и готовит статистические данные по ним;

анализирует работу органов местного самоуправления и правоохранительных органов, связанную с рассмотрением ходатайств о помиловании.

В мире наблюдается исторически сложившийся двойной подход к проблеме смертной казни: за её сохранение («эмоциональный») и за её отмену («рациональный»). Интересна по этому вопросу позиция, занимаемая Русской Православной Церковью. На Юбилейном Соборе 2000 года она отказалась осудить смертную казнь, аргументируя свою позицию ссылкой на то, что смертная казнь признавалась еще Ветхим Заветом. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном писании Нового Завета, ни в предании и историческом наследии Православной Церкви1.

По этой важной мирской проблеме в текстах Корана и Библии нет единообразия. В них говорится, что: «Жизнь дана Богом и Богом отбирается». Такой же точки зрения придерживаются и известные богословы. В то же время, «Христос, которого казнили, нигде не высказывался против смертной казни. И потому у церкви нет на нее запрета»2.

При вынесении приговоров о назначении смертной казни нельзя не исключать возможности судебной ошибки. Например, в США было официально признано, что за сто лет (с 1900 по 2000 годы) ошибочно на электрический стул было отправлено 25 человек, впоследствии признанных невиновными по вновь открывшимся обстоятельствам. В СССР такая статистика не обнародовалась, но подобные судебные ошибки также были допущены (достаточно вспомнить дело Чикатило).

Членами комиссий могут быть: граждане России (не менее 2/3 из числа общественности), осуществляющие свою деятельность на общественных началах; имеющие высшее образование и безупречную репутацию; пользующиеся уважением у граждан.

Решение комиссии считается правомочным, когда на заседании присутствует не менее половины ее членов. Решения принимаются простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов голос председателя комиссии признается решающим.

Этим же указом было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Оно распространяет свое действие: на лиц, осужденных российскими и иностранными судами за совершение уголовных преступлений и отбывающими наказание на территории России; лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость.

Руководитель комиссии по вопросам помилования субъекта Российской Федерации «не позднее чем через 10 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление – не позднее чем через 15 дней) и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость»1.

В 42 странах смертная казнь законом предусматривалась, но приговоры не приводились в исполнение. В тоже время 65 государств считали необходимым и справедливым сохранение в уголовном законодательстве смертной казни. В ряде из них смертные приговоры приводятся в исполнение в присутствии не только родных и близких пострадавших, но и на стадионах и в других общественных местах. В СССР подобная практика по вполне понятным причинам также имела место сразу после второй мировой войны по отношению к пособникам фашистов.

В США ежегодно регистрируется около 12 млн. правонарушений, а в России - около 3 млн. Однако это не свидетельствует об общем уровне преступности. Необходимо принимать во внимание различный подход к оценке учёта и порядка регистрации заявлений о правонарушениях. В этой связи заслуживает внимания другая статистика. В США на 100 000 населения (2001 г.) совершалось 8 умышленных убийств, а в 2002 году - 10.

В России, по данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2001 году на сто тысяч населения совершалось 20 умышленных убийств, а в 2002 году - 34. Это второй, после ЮАР, показатель в мире. Растет и общее количество ежегодных убийств. В середине 80-х годов ХХ столетия в СССР в среднем погибало от рук преступников 10 тысяч человек. В 90-х годах - от 25 до 29 тысяч. В 2003 году число убитых составило уже около 40 тысяч человек. Большая часть этой статистики приходится на «криминальные войны» и «формирование новых рыночных отношений». Например, с 1991 по 2001 годы было убито 132 банковских работника и более были 100 ранены.

Одним из показателей эффективности работы правоохранительных органов государства является процент раскрываемости совершенных преступлений. Из 10 зарегистрированных убийств в России раскрывается до 85%, а в США - 60%. Раскрываемость краж составляет: в России - 50%, в США - 20%, а в Израиле - 11%1.

По состоянию на первое мая 2000 г. в ИТУ и следственных изоляторах России находилось 1 058 000 человек. Фактически эта численность являлась неизменной, но постепенно просматривается тенденция к ее снижению. В октябре 2001 года она составила 970 тысяч человек. В 2002 году - 968 тысяч осужденных,

В связи с некоторой либерализацией уголовной ответственности за определенные виды преступлений общая численность отбывающих наказание в местах лишения свободы в России по состоянию на 1 августа 2005 года составляла 795,5 тысяч заключенных, из них: 89 тысяч отбывали наказания за совершение убийств; 113 тысяч – за нанесение различных телесных повреждений.

В мае 2006 года в неволе содержалось около 850 тысяч заключенных. Из них около 180 тысяч отбывало уголовное наказание за убийство в общей сложности более 200 тысяч российских и зарубежных граждан. 660человек отбывают пожизненное заключение. С 1996 по 2006 годы к исключительной мере наказания с последующей заменой на пожизненное заключение были осуждены еще 697 человек. Почти 30% осужденных – это лица, моложе 25 лет. Весьма велика рецидивная преступность. Примерно половина осужденных совершили преступления повторно или в третий раз. Около 400 тысяч осужденных отличаются ярко выраженной агрессией и страдают психическими отклонениями различной формы.

Действующий УК РФ предусматривает смертную казнь за: посягательство на жизнь работников правоохранительных органов, суда, предварительного следствия, государственных и общественных деятелей, убийство при отягчающих обстоятельствах.

Президент Польши Лех Качиньский предложил провести в Европейском Союзе (ЕС) дискуссию о возможности введения смертной казни, но получил жесткий отказ. Протокол № 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод запрещает ратифицировавшим ее государствам применять смертную казнь в мирных условиях.

На каждом историческом этапе государство вынуждено определять приоритетные направления по борьбе с преступностью. Например, в 2005-2006 гг. основными направлениями деятельности правоохранительных органов России были определены следующие: противодействие терроризму; борьба с организованной преступностью; решение проблемы незаконной миграции. В 2009 году основным направлением деятельности правоохранительных органов России провозглашена борьба с коррупцией.

Одним из самых распространенных видов преступлений стал угон автотранспорта. По статистике каждый час в мире угоняют по 360 автомобилей. «Экономический интерес» является одной из основных побудительных причин, лежащий в основе совершаемых краж автотранспорта. Об этом свидетельствуют следующие данные.

Ежегодные доходы «черного рынка»от продажи угнанных машин превышает 21 млрд долларов. Это выше совместной суммы ежегодной прибыли, получаемой такими мировыми автогигантами, как «Фольксваген» и «Даймлер-Крайслер». По итогам 2006 года Интерпол составил рейтинг европейских стран, где было угнано больше всего автомашин. Лидерами в нем стали: Италия – 300 000 автомашин в год; Германия – 140 000; Россия -119 000; Англия – 102 000 и Польша – 70 000.

В соответствии с частью 2 статьи 13 УК Российской Федерации вопросы экстрадиции из России решаются на основе действующих и ратифицированных государством международных договоров. В целом российское законодательство по этому вопросу соответствует международным правовым предписаниям и принципам. Однако оно носит излишне общий и неконкретный характер. В большинстве случаев оно содержит бланкетные нормы, отсылая решение практически всех вопросов к международным договорам Российской Федерации. Процедура осуществления экстрадиции определяется статей 54 УПК РФ. Она предусматривает лишь ограниченную возможность обжалования решения о выдаче в суде, которое принимается Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Наличие международного договора в качестве обязательного условия выдачи является составной частью законодательства и в других государствах. В ряде из них имеются специальные законы. Например, в Англии – Закон о выдаче (1985 г.), а в США – 18-й раздел Свода законов (1988 г.).

Международные нормы, относящиеся к вопросам экстрадиции, кодифицированы Европейской конвенцией о выдаче, которая была принята Советом Европы в 1957 году. Россия его подписала, но пока не ратифицировала. В случае ратификации эта Конвенция заменит положения всех ранее действовавших в России двусторонних договоров. В вопросах экстрадиции ведущая роль принадлежит судам. В ряде государств именно они решают вопросы о выдаче или отказе в выдаче. В других странах судебный запрет о выдаче является обязательным для принятия соответствующего решения органами исполнительной власти.

Соответствующая Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, действует и на территории СНГ. Она основывается на тех же принципах что и Европейская конвенция. В тоже время, ее текст имеет ряд принципиальных отличий. Например, содержится жесткое обязательство по взаимодействию между правоохранительными органами сторон при выдаче запрашиваемых лиц. В Конвенции СНГ среди оснований для отказа в выдаче нет такого общепризнанного требования как политический характер вменяемого запрашиваемому лицу преступления. В ней также не оговаривается возможность отказа в выдаче в страну, сохраняющую в уголовном законодательстве смертную казнь или практикующую в качестве получения соответствующих доказательств применение пыток.

Специалисты в области прав человека обоснованно считают необходимым внесение в законодательство Российской Федерации изменений в виде принятия специального закона по правовому регулированию порядка экстрадиции с территории России запрашиваемых лиц. В этом законе должны быть в обязательном порядке отражены «следующие основные положения:

судебную процедуру рассмотрения запроса о выдаче;

безусловный отказ в выдаче в те государства, где сохраняется смертная казнь или же практикуются пытки;

отказ в выдаче лиц, преследуемых по политическим мотива м (в соответствии с действующими принципами международного права), а также лиц, которым в России представлен статус беженца;

возможность отказа в выдаче по соображениям гуманности (преклонный возраст, состояние здоровья и так далее)»1.

Контрольные вопросы

1. Понятие правомерного и противоправного поведения.

2. Понятие и виды правонарушений.

3. Состав правонарушения.

4. Юридическая ответственность.

5. Экстрадиция – как способ борьбы с преступностью.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Юридическая ответственность и ее виды | Понятие и основные принципы законности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.