Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивы человека

Потребности человека

Потребности, мотивы и потенциал человека

Основы организации труда

Лекция 7

157-162

 

План:

1. Потребности, мотивы и потенциал человека:

а) потребности человека;

б) мотивы человека;

в) потенциал человека.

2. Психологический портрет личности.

3. Основы нормирования труда.

 

Нужда — это испытываемый индивидом недостаток в чем-то необ­ходимом. У людей множество самых разнообразных нужд. Их можно разделить на физические — нужды в пище, одежде, тепле и безо­пасности; социальные — в общении и привязанностях; индивиду­альные — в знаниях и самовыражении. Когда нужда не удовлетво­рена, человек делает одно из двух: 1) либо ищет средство, с помо­щью которого нужду можно удовлетворить; 2) либо старается снизить потребность в ее удовлетворении.

Потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека. Потребности принимают форму объектов, способных удовлетво­рить нужды. Человеческие потребности растут по мере развития общества. Вместе с ними возрастает и число объектов, вызываю­щих у людей интерес и желание обладать ими. Производители же, с одной стороны, стараются расширять ассортимент товаров и услуг, способных удовлетворить эти потребности, а с другой — стимули­руют появление новых потребностей.

Потребности людей практически не ограничены, чего не ска­жешь о ресурсах для их удовлетворения. Поэтому каждый человек предпочитает выбирать товары, которые имеют для него высшую потребительскую ценность и способны обеспечить максимальное удовлетворение его потребностей с учетом финансовых возможно­стей индивида. Если человек имеет возможность заплатить за реа­лизацию своих потребностей, последние переходят в категорию запросов. Запросы — это потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью.

Товар — это все, что может быть предложено на рынке для при­влечения внимания, ознакомления, использования или потребле­ния и что может удовлетворить нужду или потребность. Товарами мо­гут быть физические объекты, услуги, места, организации и идеи.

Ценность — это нечто особенное, чем субъект или объект уп­равления владеет (содержит в себе), стремится сохранить либо иметь в будущем. Например, духовность, честность, талант, здоровье, про­фессионализм, организованность менеджера.

Нужда, потребность побуждают или мотивируют человека к действию. В широком смысле мотивацияэто функция управления, про­цесс побуждения индивидуума к деятельности для достижения целей организации и/или личных целей.

Мотивация подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

 

 

Рис. 7.1 Виды мотивации

 

Внутренняя мотивация определяется содержанием и значимос­тью работы. Если она интересует человека, позволяет реализовать его природные способности и склонности, то это само по себе является сильнейшим мотивом к активности, добросовестному и продуктивному труду. Наряду с содержанием работы существен­ным внутренним мотивом может быть ее значимость для развития определенных качеств человека, полезность данного вида деятель­ности для группы людей и общества, соответствие этой деятельно­сти убеждениям работника, его этической ориентации.

Внешняя мотивация может выступать в двух формах: админист­ративной и экономической. Иногда внешнюю мотивацию называ­ют стимулированием. Административная мотивация означа­ет выполнение работы по команде, приказу, т. е. по прямому принуж­дению с соответствующими санкциями за нарушение установленных норм. Экономическая мотивация осуществляется методами по­буждения через экономические стимулы.

Потенциал человека

Традиционной для экономической науки является проблема вли­яния характеристик (качеств) человека на производительность труда. Так, А. Маршалл анализировал условия, от которых зависят здоро­вье и сила населения — физическая, умственная и нравственная. Он отмечал, что это соответствует "выдвинутой Энгелем великой классификации элементов производительности, в которой выделя­лись: а) "тело", б) "разум", в) "душа".

Для определения возможностей участия человека в экономичес­ких и управленческих процессах обычно используют понятия "по­тенциал человека", "трудовой потенциал", "человеческий капи­тал" и "рабочая сила". Потенциал человека — это совокупность его природных данных (способностей), образования, воспитания и жиз­ненного опыта. Трудовой потенциал — совокупность характеристик человека, проявляющихся в трудовом процессе. К характеристикам трудового потенциала человека относятся:

• здоровье;

• нравственность и умение работать в коллективе;

• творческий потенциал;

• активность;

• организованность;

• образование;

• профессионализм;

• ресурсы рабочего времени.

Человеческий капитал — совокупность характеристик человека, которые определяют производительность и могут стать источником дохода для индивидуума, его семьи, предприятия и общества в це­лом. Такими характеристиками обычно считают здоровье, природ­ные способности, образование, профессионализм, мобильность. Под рабочей силой принято понимать способность человека к труду, т. е. совокупность его физических и интеллектуальных данных, кото­рые могут быть применены в производстве. Соотношения понятий "потенциал человека", трудовой потенциал", "человеческий ка­питал" и "рабочая сила" показаны на рис. 7.2.

Рис. 7.2 Соотношения понятий

 

Важнейшей характеристикой человека является здоровье. Все­мирная организация здравоохранения определяет здоровье как со­стояние полного физического и социального благополучия. Благо­получие — это динамическое состояние ума, характеризующееся некоторой психической гармонией между способностями, потреб­ностями и ожиданиями работающего и теми требованиями и воз­можностями, которые предъявляет и предоставляет окружающая среда. Изучение в статике и динамике потребностей, мотивов и по­тенциала работников организации является одним из условий пра­вильного подбора коллектива и поддержания его в работоспособ­ном состоянии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Психологический портрет личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.