КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностический инструментарий для исследования особенностей эмоциональной сферы, межличностных отношений детей дошкольного возраста
Давайте с Вами проведем методику на изучение эмоционального состояния. Графическая методика «Кактус» Автор: М.А. Панфилова. Предмет диагностики: эмоционально-личностная сфера. Тип методики: проективная методика. Цель: определение эмоционального состояния ребенка, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность. Контингент испытуемых: дети старше 3 лет. Компетентность исполнителя: психолог. Комплектность, состав методики: лист белой бумаги стандартного размера А4, простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов. В этом случае при интерпретации учитываются показатели теста М. Люшера. Ход работы. Ребенку предлагается следующая инструкция «На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, каким ты себе его представляешь». При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: 1. Пространственное положение 2. Размер рисунка 3. Характеристики линий 4. Сила нажима на карандаш Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики: 1. Характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.) 2. Характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.) 3. Характеристика иголок (размер, расположение, количество) Обработка и интерпретация результатов. В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых: Агрессивностъ - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа. Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа. Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. Оптимизм - изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами. Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами. Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов. Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов. Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
Рассуждения полученных результатов, рефлексия. Прощание с учащимися. (5 минут) Запасная методика. «Цветовой тест отношений» детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам Автор: модификация А. И. Лутошкина. Предмет диагностики: эмоциональное отношение ребенка к нравственным нормам. Тип методики: проективная методика. Контингент испытуемых: дети старше 3 лет. Компетентность исполнителя: психолог. Комплектность, состав методики: лист белой бумаги стандартного размера А4 и 8 карточек разного цвета (синего, зеленого, красного, желтого, фиолетового, коричневого, черного, серого). Теоретическое основание. Теоретической основой являются теория отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и сложности, представления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности, регулирующие сложнейшие процессы ее общения и деятельности. Как известно, одним из центральных компонентов социально-психологической структуры личности является ее отношение к самой себе и к людям, составляющим ее непосредственное окружение. Согласно теории отношений В. Н. Мясищева, система отношений, развиваясь в течение всей жизни человека, оказывает решающее влияние на социальное функционирование личности. Методической основой методики является цветоассоциативный эксперимент. Он базируется на предложении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другими и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Цветоассоциативный эксперимент, согласно этому предположению, позволяет выявить достаточно глубокие, частично неосознаваемые компоненты отношений, минуя при этом искажающие защитные механизмы вербальной системы сознания. Ход работы. Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке и дается инструкция: «Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые?» Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например, добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый и т.д. При этом цвета могут повторяться, т.е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия. В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребенка. Обработка и интерпретация результатов. При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета. Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение. Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный. Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный. Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный. Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый. Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте. Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный. Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый. Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный. При анализе результатов теста цветовых отношений необходимо учитывать неравномерное формирование у детей эмоционального отношения к различным нравственным понятиям. Опыт показывает, что дети обычно выбирают: Добрый - желтый и красный цвета. Это означает что, по мнению детей, добрый человек общителен, дружелюбен, открыт, отзывчив, обаятелен. Адекватное отношение к понятию «добрый» формируется уже в 45 лет. Злой - синий (3-4 года), коричневый (4-5 лет) и черный (с 5 лет) цвета. Эти цвета отражают холодность, отчужденность, эгоистичность, враждебность, отвержение. Честный - желтый и красный цвета. Для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как общительность, открытость, дружелюбие. Следует, однако, отметить, что к такому выводу дети приходят не сразу. Дети 3-5 лет нередко относят честность к отрицательным качествам, присваивая ей черный цвет. И только старшие дошкольники и младшие школьники уверенно относят это качество к положительным. Лживый - черный, фиолетовый (3-4 года) цвета. Этот цвет ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. Щедрый - красный и фиолетовый цвета. Выделение указанных цветов появляется в младшем школьном возрасте. Для дошкольников можно отметить уменьшение использования черного цвета до полного его исчезновения в старшем дошкольном возрасте. Жадный - красный и черный цвета. Дети считают жадного решительным, сильным, может быть даже агрессивным, враждебным. Причем такое отношение к жадности формируется у детей не сразу. Ассоциации 3-4-них детей жадного человека с серым цветом свидетельствует о неуверенности, нерешительности младших дошкольников при отнесении жадности к отрицательным качествам характера. Трудолюбивый - фиолетовый и желтый цвета. Трудолюбивый человек очень активен, энергичен, мобилен, может быть суетлив. Таки цвета выбирают дети старше 4 лет, а самые маленькие предпочитают коричневый и черный. Это связано, скорее всего, с тем, что труд им незнаком, непонятен, и эмоциональное отношение к нему неадекватное. Ленивый - коричневый, серый, синий цвета. Дети считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а также холодным. Адекватное эмоциональное отношение к этому качеству формируется у дошкольников после 4-х лет, а малыши ассоциируют ленивого человека с красным и желтым цветами. Литература: 1. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь. 2010 2. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе http://psychlib.ru/mgppu/Vgl-1994/Vgl-1994.htm 3. Лаврова Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005 4. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000 5. Психодиагностика: Метод. Пособие к семинарским и практическим занятиям. Ч.2: Методы психодиагностического исследования личности / Авт.-сост.: Н.В.Шутова, В.В.Кисова; Отв. за вып.: Е.Е.Дмитриева.- Н.Новгород: НГПУ, 2005
.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |