КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7.4 Психологическая готовность к школе
Вопросы темы: 7.4.1 Сущность и содержание понятия «психологическая готовность к школе». 7.4.2 Диагностика школьной зрелости. 7.4.1 Сущность и содержание понятия «психологическая готовность к школе»
Одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства становится психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Под нею понимается уровень психического развития ребенка, необходимый и достаточный для усвоения школьной программы в условиях массового обучения. Выделяются несколько аспектов психологической готовности: личностная (мотивационная), социальная, когнитивная. Все они важны для успешного начала школьного обучения и мягкого протекания адаптации к новой социальной ситуации развития. Основой «школьной зрелости» является базовая личностная сформированность ребенка. К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность: Ø хорошо осознает свою полоролевую принадлежность; Ø ориентируется в семейно-родственных отношениях; Ø умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками; Ø имеет основательные навыки самообслуживания; Ø умеет подчинить свое поведение ситуации. О большей личностной зрелости ребенка свидетельствуют следующие изменения: Ø большинство детей этого возраста обладают рефлексией; Ø сформировано соподчинение мотивов деятельности: мотив «должен» главенствует над мотивом «хочу»; Ø появляется возможность подчинять свои желания требованиям окружающих с помощью волевого усилия, что свидетельствует о становлении произвольности поведения и действий. Ø более сложной и содержательной в связи с усложняющимся жизненным опытом становится структура сознания и самосознания. Главным знаком личностной готовности может быть заявление ребенка «Хочу в школу!». Такая положительная направленность ребенка на школу — важнейшая предпосылка его благополучного вхождения в школьную жизнь: принятие им школьных требований и полноценного начала школьного обучения. Компоненты личностной готовности: · Волевая готовность. В дошкольном детстве усложняются характер волевой сферы ребенка и ее вес в общей структуре поведения. Развитие воли в дошкольном возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, их соподчинения. Появление определенной мотивационной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов под знаком «должен» обуславливает возможность организованного систематического обучения. Согласно А.Н. Леонтьеву на дошкольное детство приходится «период первоначального фактического склада личности», который он связывает с появляющимся соподчинением мотивов. Более поздние исследования позволили обнаружить у дошкольника не просто соподчинение мотивов, а их достаточно устойчивое внеситуативное соподчинение. Во главе иерархии детских мотивов становятся мотивы опосредованные отношениями со взрослыми, ориентацией на одобрение взрослых. Новая система мотивов обеспечивает ребенку определенное внутреннее единство и организованность. Л.С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственным поведением. Он считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли видел во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Ведущую роль в социальной обусловленности воли он отводил речевому общению ребенка со взрослым. · Нравственная готовность. В условиях повседневного поведения и общения в ролевых играх у ребенка-дошкольника складывается обобщенное знание многих социальных норм, которое может не осознаваться полностью, но непременно связано с эмоциональными переживаниями и состояниями. Первые этические компоненты представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зачатками нравственных чувств. Они порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, доминирующие даже над непосредственными потребностями. Признаком социальной готовности служит появление типа общения, который М.И. Лисина назвала «внеситуативно-личностным». Этот тип общения исключает все непосредственные эмоциональные контакты на уроке (нельзя говорить на посторонние темы, делиться своими переживаниями). Готовые к школьному обучению дети понимают и принимают условность учебного общения, связанность его учебной ситуацией, заданность определенных правил. Социальная готовность к школе характеризуется также умением принимать требования учителя с первого предъявления. В отношении сверстников данный вид готовности предполагает умение взаимодействовать: уступать, выслушивать, сотрудничать. Когнитивная готовность включает способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы, запоминать информацию — другими словами, она связана с развитием мыслительных процессов. Когнитивная готовность предполагает определенную широту тематических познаний, образных, временных и пространственных представлений, владение грамматическим строем речи, познавательную активность (проявляющуюся, прежде всего, в любознательности).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |