Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7.4 Психологическая готовность к школе




Вопросы темы:

7.4.1 Сущность и содержание понятия «психологическая готовность к школе».

7.4.2 Диагностика школьной зрелости.

7.4.1 Сущность и содержание понятия «психологическая готовность к школе»

 

Одним из важнейших итогов психического разви­тия в период дошкольного детства становится психо­логическая готовность ребенка к школьному обучению. Под нею понимается уровень психического развития ребенка, необходимый и достаточный для усвоения школьной программы в условиях массового обучения. Выделяются несколько аспектов психологической готов­ности: личностная (мотивационная), социальная, когнитивная. Все они важны для успешного начала школьно­го обучения и мягкого протекания адаптации к новой социальной ситуации развития. Основой «школьной зрелости» является базовая личностная сформированность ребенка.

К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность:

Ø хорошо осознает свою полоролевую принадлежность;

Ø ориентируется в семейно-родственных отношениях;

Ø умеет строить отношения со взрослыми и сверстника­ми;

Ø имеет основательные навыки самообслуживания;

Ø умеет подчинить свое поведение ситуации.

О большей личностной зрелости ребенка свидетель­ствуют следующие изменения:

Ø большин­ство детей этого возраста обладают рефлексией;

Ø сформировано соподчинение мотивов деятельности: мотив «должен» главенствует над мотивом «хочу»;

Ø появляется возможность подчи­нять свои желания требованиям окружающих с помо­щью волевого усилия, что свидетельствует о становле­нии произвольности поведения и действий.

Ø более сложной и содержательной в связи с усложняющимся жизненным опытом становится структура сознания и самосознания.

Глав­ным знаком личностной готовности может быть заяв­ление ребенка «Хочу в школу!». Такая положительная направленность ребенка на школу — важнейшая пред­посылка его благополучного вхождения в школьную жизнь: принятие им школьных требований и полноцен­ного начала школьного обучения.

Компоненты личностной готовности:

· Волевая готовность. В дошкольном детстве усложняются характер волевой сферы ребенка и ее вес в общей структуре поведения. Развитие воли в дошкольном возрасте тесно связано с измене­нием мотивов поведения, их соподчинения. Появле­ние определенной мотивационной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов под знаком «должен» обуславливает возможность организованного систематического обу­чения. Согласно А.Н. Леонтьеву на дошкольное дет­ство приходится «период первоначального фактичес­кого склада личности», который он связывает с появ­ляющимся соподчинением мотивов. Более поздние исследования позволили обна­ружить у дошкольника не просто соподчинение моти­вов, а их достаточно устойчивое внеситуативное со­подчинение. Во главе иерархии детских мотивов становятся мотивы опосредованные отношениями со взрослыми, ориентацией на одобре­ние взрослых. Новая система мотивов обеспечивает ребенку определенное внутреннее единство и организованность.

Л.С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственным поведением. Он счи­тал волевое поведение социальным, а источник раз­вития детской воли видел во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Ведущую роль в соци­альной обусловленности воли он отводил речевому общению ребенка со взрослым.

· Нравственная готовность. В условиях повседневного поведения и общения в ролевых играх у ребенка-дошкольника складывается обобщенное знание многих социальных норм, которое может не осознаваться полностью, но непременно свя­зано с эмоциональными переживаниями и состояния­ми. Первые этические компоненты представляют собой пока еще относительно простые системные образова­ния, являющиеся зачатками нравственных чувств. Они порождают у дошкольников нравственные мотивы по­ведения, доминирующие даже над непосредственными потребностями.

Признаком социальной готовности служит появ­ление типа общения, который М.И. Лисина назвала «внеситуативно-личностным». Этот тип общения ис­ключает все непосредственные эмоциональные контак­ты на уроке (нельзя говорить на посторонние темы, делиться своими переживаниями). Готовые к школьно­му обучению дети понимают и принимают условность учебного общения, связанность его учебной ситуаци­ей, заданность определенных правил. Социальная го­товность к школе характеризуется также умением принимать требования учителя с первого предъявле­ния. В отношении сверстников данный вид готовности предполагает умение взаимодействовать: уступать, выслушивать, сотрудничать.

Когнитивная готовность включает способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы, за­поминать информацию — другими словами, она свя­зана с развитием мыслительных процессов. Когнитивная готовность предполагает определенную широту тематических познаний, образных, временных и пространственных представлений, владение грамматичес­ким строем речи, познавательную активность (прояв­ляющуюся, прежде всего, в любознательности).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.