КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы российского федерализма
Формы государственного устройства Понятие и формы государственного устройства Термин «государственное устройство» используется в политико-правовой литературе в двух значениях: 1. В широком смысле как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройства всего государства (т. е. предмет конституционного права); 2. В узком смысле слова как одна из форм государства – для характеристики территориальной организации государственной власти. Определяет: - территориальное деление государства на составные части; - правовое положение этих частей и государства в целом; - урегулирование взаимоотношений составных частей с государством в целом и между собой. Различают 2 вида государственного устройства в узком смысле: а) национально-государственное устройство – форма организации государства, выражающая взаимосвязь территориальной организации государственной власти (территориального устройства государства) и национальной структуры общества, а также соотношение национального и государственного суверенитетов; б) административно-территориальное устройство – разделение территории государства на определенные части (области, провинции, районы), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов государства. 1. Простые: а) унитарная – единое цельное государство (например, Франция, Швеция, Китай); 2. Сложные: а) федеративная (например, Швейцария, США, ФРГ, РФ); б) конфедеративная (например, Швейцария (до 1848 г.), Германский союз (1815 – 1866 гг.), Сенегамбия (1980-е гг.). Это руководящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ и других актах конституционного права и воплощенные в государственном устройстве многонациональной России. Они содержатся в ст. 5 Конституции РФ (п. 3, 4): 1. Государственная целостность РФ. Важнейшая правовая гарантия этого принципа – отсутствие права сецессии, он обеспечивается также запретами нарушения единства экономического, правового, гуманитарного пространства на территории РФ и т. д.; 2. Единство системы государственной власти. В РФ установлена единая система исполнительной власти (ст. 77 Конституции РФ), единая судебная система (Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ»), единство системы законодательных органов ликвидировано вместе с системой Советов; 3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно осуществляется согласно п. 3 ст. 11 Конституции РФ самой Конституцией РФ (ст. 71, 72, 73), Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. На практике разграничение осуществляется также федеральными законами; В РФ принята такая модель разграничения, что в Конституции РФ указываются исключительные предметы ведения РФ и предметы совместного ведения, а все остальное относится к ведению субъектов РФ; 4. Равноправие и самоопределение народов в РФ. Оно реализуется в принципе равенства граждан независимо от национальной принадлежности и существовании национальных субъектов РФ – республик, автономных округов, автономной области. Конституционный Суд РФ толкует этот принцип так: многонациональный народ РФ самоопределился в форме федерации; 5. Равноправия субъектов федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. В РФ 89 субъектов федерации (больше, чем в любой другой федерации). Они имеют различный статус, т. е. РФ является асимметричной федерацией. Существуют следующие типы субъектов РФ: - республики; - области, края, автономная область, автономные округа, города федерального значения. Различия между ними не могут относиться к их правам во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Понятие и конституционный статус органов государственной власти. Соотношение понятий «государственный орган» и «орган государственной власти» Орган государственной власти – это организационно и структурно обособленная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственно-властными полномочиями, правовыми и материально-финансовыми средствами, необходимыми для осуществления функций государственной власти. Для органа Российского государства характерны основные черты, закрепленные в Конституции РФ и образующие элементы конституционного статуса: 1) особый, установленный государством порядок образования, формирования; 2) орган создается для осуществления определенных задач, функций государства; 3) особый порядок его деятельности – структура, внутренняя организация органа государственной власти закреплена в конституциях, уставах и иных нормативных актах. Соотношение понятий «государственный орган» и «орган государственной власти». В Конституции РФ наряду с термином «орган государственной власти» встречается термин «государственный орган» (ст. 33, 120). На основании этого можно сделать вывод, что не все государственные органы являются органами государственной власти, а только те, которые обладают признаками органа государственной власти. В СССР органами государственной власти считались только Советы. Оба термина часто используются как идентичные в современной литературе.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |