Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности действия контроля

Особенности учебных действий

 

Работа детей в учебных си­туациях складывается из действий разного типа. Особое место среди них занимают учебные действия. Посредством их школь­ники воспроизводят и усваивают образцы общих способов ре­шения задач и общие приемы определения условий их приме­нения. Эти действия могут выполняться как в предметном, так и в умственном плане. Их состав неоднороден:

1) учебные действия для усвоения любого учебного материала;

2) учебные действия для работы внутри данного учебного материала;

3) учебные действия для воспроизведения лишь отдельных частных образцов.

Так, смысловая перегруппировка материала, смысловое вы­деление его опорных пунктов, составление его логической схе­мы и плана – это учебные действия, наиболее адекватные для усвоения материалов описательного характера.

Особые учебные действия (частные и общие) соответствуют усвоению каждого фундаментального понятия того или иного учебного предмета. У младших школьников необходимо специально формировать следующую систему учебных действий:

1) преобразование условий задачи с целью обнаруже­ния всеобщего отношения изучаемого объекта;

2) моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;

3) преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

4) построение системы частных задач, решаемых об­щим способом;

5) контроль над выполнением предыдущих действий;

6) оценка усвоения общего способа как результата ре­шения данной учебной задачи.

Каждое такое действие состоит из соответствующих операций, наборы которых меняются в зависимости от конкретных условий, входящих в ту или иную учебную задачу (известно, что действие соотносится с целью зада­чи, а его операции – с условиями задачи).

 

Полноценная работа в учеб­ных ситуациях требует выполнения еще одного типа действия – действия контроля. Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами, связать ка­чество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных действий. Благодаря контролю школьник может созна­тельно установить зависимость между слабым или совсем пло­хим воспроизведением образца и недостатками собственных учебных действий. Устранение этих недостатков (путем введе­ния новых действий или их операций, более тщательного их выполнения и т.д.) позволяет улучшить результаты усвоения и довести их до требуемых норм. Первоначально основная роль в организации контроля принадлежит учителю. Постепенно дети начинают самостоятельно соотносить результаты своих дейст­вий с образцом, находить причины возможных расхождений и устранять их, изменяя учебные действия. В этих случаях у школьников формируется самоконтроль за процессом усвоения.

Виды контроля многообразны. Особенно важны две его фор­мы:

1) контроль на основе анализа готовых результатов факти­чески выполненных действий,

2) контроль на основе предпола­гаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане.

Необходимость контроля и приемы его осуществления вначале демонстрирует учитель. Например, первоклассник на­писал какую-либо букву. Учитель расчленяет ее на элементы, показывает ребенку расхождение некоторых из них с образцом («Эта часть недостаточно округлена»), соотносит расхождение с недостатками учебных действий («Здесь ты не отступил от линии, здесь пропустил точку поворота»).

Важно, чтобы учитель создавал условия для изменения самой формы контроля: у детей следует формировать умение отчетливо представлять возможные резуль­таты действий, выполняемых лишь в умственном плане (напри­мер, представление о составе морфем данного слова при выпол­нении анализа «в уме»). Для этого целесообразно проводить особую учебную работу, в процессе которой внешнее выполне­ние какого-либо действия с предметами, схемами или выполне­ние действия при громком словесном выражении замещается его выполнением путем тихого проговаривания (шепотом), а затем в форме проговаривания про себя (вначале развернутого, а за­тем все более сокращенного). Наличие у детей умственной формы выполнения действий создает предпосылки для того, чтобы и контроль осуществлялся на основе лишь предполагае­мых учебных действий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности учебных задач | Психологические особенности других видов деятельности младших школьников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.