Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эстампи

Баллада

Лауда

Баллата

Баллата (от ballo — танец, пляска) — центральная литературно-музыкально-танцевальная форма в Италии второй половины XIII–XIV вв. С XV в. остаётся музыкальной формой без танца. Одноголосная баллата была тесно связана с лаудой (лауда-баллата), благодаря чему обладала духовной тематикой; в эпоху Возрождения наполнилась любовными стихами, стала светской, подобно мадригалу и качче, начала сопровождаться инструментами. На её принадлежность к рефренным формам указывают названия составных разделов: рипреса (ripresa — припев), станца (stanza — запев), делящийся на 2 пьеды (pieda — стопа) и вольту (volta — поворот, изначально — поворот в танцевальном движении). Общая схема баллаты подобна схеме виреле. Форма обрамляется хоровым припевом (рипресой). Метрическая структура вольты и рипресы совпадают, структура пьед от них отличается. Возникают функциональные соотношения на расстоянии двух каденций — открытой (verto — «верто», аналогично фр. overt, ouvert) и закрытой (chiusto — «кьюсто», аналогично фр. clos). Количество слогов в каждой строке — 7 или 11, как это вообще типично для итальянских стихов.

Лауда (от лат. laus — хвала, восхваление) — гимнического типа духовная песня с итальянским, иногда латинским текстом. Была популярна с XIII по XVI вв., пройдя путь от одноголосия к многоголосию. Ее возникновение в Италии было связано с деятельностью Франциска Ассизского и флагеллантов (flagello — бич). На этапе одноголосия лауда переплеталась с итальянской баллатой и имела форму, близкую также французской виреле.

В XX в. произведения под названием «Sonnengesang» для хора с инструментами написаны Шнитке, Губайдулиной.

Баллада (от фр. ballar — танцевать), по происхождению — народная танцевальная песня. У Машо, главного мастера баллады эпохи Ars nova, она стала лирическим многоголосным жанром. Поэтическая структура баллады Машо — несколько строф, по 7 строк (также 8, иногда 9) в каждой строфе, с замыканием каждой строфы одной и той же строкой — стиховым рефреном. Музыкальная форма баллады — куплетная, музыкальное строение каждого куплета — A A B R (R — стиховой рефрен).

 

Эстампи, или эстампида (от провансальского estampir, estamper — ударять ногой о землю) — старейший инструментальный по происхождению, инструментально-танцевальный, также вокальный жанр XIII-XIV вв. Его форма строится как сцепление различных разделов, как бы музыкальных строф, называемых «пункты» («puncta»), каждый из которых представляет собой как бы повторенную музыкальную строку: АА1, ВВ1, СС1... Этот принцип последовательного повторения сближает эстампи с секвенцией, лэ и другими нерефренными жанрами данной эпохи. Количество «пунктов» в эстампи достигает 5-7. Повторение строки внутри каждых «puncta» заканчивается различными каденциями — открытой и закрытой, благодаря чему составляет очевидный прототип классического периода из двух предложений со сходными началами и с соотношением половинного и полного кадансов в конце каждого предложения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
R I куплет R II куплет R III куплет R | Лекция 2. Объектно-ориентированное программирование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.