КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебная деятельность и труд подростков
Школа и учение занимают большое место в жизни подростков, но не одинаковое у разных детей, несмотря на осознание всеми ими важности и необходимости учения. Для многих привлекательность школы возрастает из-за возможности широкого общения со сверстниками, но само учение нередко страдает от этого. Для подростка урок – это 45 минут не только учебной работы, но и ситуация общения с одноклассниками и учителем. Только очень интересное объяснение материала и мастерство учителя в организации работы на уроке могут заставить младшего подростка забыть о товарищах. Общение с ними отвлекает от подготовки уроков, к тому же у подростка появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Разнообразная и интересная информация, которую интенсивно поглощает подросток из разных источников, тоже конкурирует со знаниями, получаемыми в школе. Обогащение и расширение опыта, связей с окружающим миром и людьми уменьшает поглощенность подростка учением. Учебная деятельность протекает в иных, чем раньше, условиях. К моменту перехода в среднюю школу дети различаются, по многим параметрам. Такие различия существуют: 1) в отношении к учению — от очень ответственного до довольно равнодушного; 2) в общем развитии – от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи; 3) в объеме и прочности знаний в пределах школьной программы – от отличного ее усвоения до наличия существенных пробелов в знаниях по основным предметам; 4) в способах усвоения учебного материала – от умения самостоятельно работать и осмысливать материал до полного отсутствия навыков самостоятельной работы в сочетании с привычкой заучивать дословно; 5) в умениях преодолевать трудности в учебной работе – от значительного упорства до специфического иждивенчества в виде привычки сейчас же искать помощь у других в том, что делать трудно или не хочется; 6) в интересах – от ярко выраженных познавательных интересов и наличия содержательных занятий до почти полного отсутствия того и другого. Степень внешней выраженности дефектов учебной деятельности может быть равной. Если не ликвидировать дефекты вовремя, они могут привести к последствиям необратимого характера: неспособности самостоятельно усваивать новый, постепенно усложняющийся материал. Первый показатель неблагополучия в учении подростка – ухудшение успеваемости по сравнению с младшими классами. Причины этого могут быть связаны с дефектным отношением к учению, с неправильными способами усвоения учебного материала и естественным следствием того и другого — увеличением пробелов в знаниях. При переходе в среднюю школу значительно осложняется учебная работа подростков: вместо одного учителя появляется пять-шесть новых. У них разная манера объяснения и опроса, неодинаковые требования и отношение к учащимся. Процесс приспособления к новым и разным требованиям учителей, как правило, проходит трудно для класса в целом. Когда сразу появляется много разных учителей, то возникают и существуют сравнение и оценка педагогов по разным параметрам. Вследствие этого, во-первых, появляется дифференцированное отношение к учителям, выделение «любимых» и «нелюбимых», а во-вторых, развиваются средства познания другого человека, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого. Одна группа критериев касается качества преподавания, другая – особенностей отношения учителя к подросткам, причем в начале подросткового возраста именно умение или неумение учителя правильно построить отношения с детьми определяет степень трудности его работы в данном классе. Подростки ценят учителей знающих и строгих, но справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснять материал, в темпе организовать работу на уроке, вовлечь в нее учащихся и сделать ее максимально продуктивной для всех и каждого. В 7-9 классах особенно ценят эрудицию учителя, свободное владение предметом, стремление дать дополнительные к учебнику знания; не нравятся педагоги, отрицательно относящиеся к самостоятельным суждениям ребят. У младших подростков отношение к учебному предмету прежде всего зависит от отношения к учителю и получаемых отметок. Многим нравится то, что дается легко и приносит успех, но все больше привлекает содержание, которое требует интеллектуальной активности. Дифференцировка учебных предметов на «интересные» и «неинтересные» во многом определяется качеством преподавания и личными интересами подростка, а деление уроков на «нужные» и «ненужные» связано с формированием профессиональных намерений. Сохранение этого интереса, его развитие находится в руках учителя. Его мастерство определяет многое: будет ли подросток работать на уроке или заниматься собственными делами, добросовестно готовить домашние задания или бездельничать, стариться понять и знать материал или довольствоваться минимумом для получения желаемой отметки. Из-за смены учителя нередко меняется характер работы и поведение всего класса, и из «трудного» он может превратиться в «нормальный» и наоборот. Содержание понятия «учение» расширяется в подростковом периоде, так как приобретение знаний уже нередко выходит за пределы учебной программы, осуществляется самостоятельно и целенаправленно. С возрастом эта тенденция увеличивается. Однако отношение к учению и знаниям может качественно различаться у разных учащихся. Отчетливо выделяются две крайние группы: Ø подростки с устойчивой склонностью к умственной работе и стремлением овладеть новыми знаниями и умениями, стойким интересом к определенным учебным предметам и соответствующим отраслям науки, техники или искусства; Ø подростки, у которых объем знаний гораздо больше требуемого по школьной программе. Это группа способных, но плохо работающих в классе и дома подростков. Склонность к интеллектуальной деятельности у них проявляется не при усвоении содержания учебных предметов, а в самостоятельной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьных программ.
Оптимальные условия для развития личности складываются тогда, когда приобретение знаний становится для подростка субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему и когда разные виды занятий насыщаются задачами познавательного и продуктивно-творческого характера, ведут к самообразованию и самосовершенствованию. Именно в подростковом периоде появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеала и самосознания (в виде осознания недостатков в уровне знаний и культуры). В его самостоятельных занятиях появляются далекие и близкие цели, они организуют и направляют его конкретную деятельность. Учение приобретает личный смысл и превращается в самообразование. Этот качественно новый и высший тип учебной деятельности возникает и начинает формироваться в подростковом периоде. Однако именно в подростковом возрасте учение в школе может стать деятельностью формальной. Только одно абстрактное понимание необходимости учения в школе – недостаточный для подростка стимул к работе. Позиционные мотивы (например, стремление быть в классе в числе лучших учеников и тем самым занимать иное положение по сравнению с остальными) обладают большой побудительной силой. Однако отношение к отметке как к главному в учении при отсутствии интереса к усваиваемым знаниям ведет к распаду учебной деятельности. Учение превращается в неинтересный, тяжелый труд, а знания имеют формальный характер. Рассмотрим возрастные особенности трудовой деятельности подростков. Как правило, подростки охотно занимаются трудом. Это объясняется следующими причинами: Ø возрастная черта подростков – активность; Ø в серьезном труде они получают возможность реализовать формирующееся у них чувство взрослости, а этой возможностью подростки очень дорожат; Ø труд обычно проходит в коллективе, а для подростка значение жизни и деятельности в коллективе очень велико. Таким образом, трудовая деятельность подростков – это деятельность, в полной мере отвечающая их возрастным особенностям и потребностям. Наблюдающиеся случаи лени, уклонения от труда, игнорирования своих трудовых обязанностей, нерадивого отношения к трудовым поручениям есть исключительно следствие неправильного воспитания. В коллективном труде формируются очень ценные в общественном отношении качества личности подростков – целеустремленность, коллективизм, настойчивость, трудолюбие, инициативность. Особенно высок у подростков интерес к совместному труду в коллективе взрослых. Московский педагог М. Ященко проделал интереснейший опыт. Он предложил мальчикам-подросткам московских школ несколько вариантов проведения летних каникул. В числе их были работа на стройке в Калининской области в составе студенческого строительного отряда и отдых в туристском лагере у Черного моря. Из шести предложенных вариантов наиболее популярной оказалась нелегкая работа на стройке вместе со студентами. Ее предпочли 40 процентов опрошенных подростков. Труд в средней полосе России ребята предпочли активному отдыху в одном из красивейших уголков нашей страны! Вот какую притягательную силу имеет для подростка перспектива работать в коллективе взрослых, где он получает возможность «стопроцентного» удовлетворения формирующегося у него чувства взрослости. Организации труда подростков следует уделять большое внимание. Это касается и труда в школьных мастерских, и работы на учебно-опытном пришкольном участке, и домашнего труда, и общественно полезного труда в его различных видах и формах. К сожалению, во многих школах в последние годы охладели к организации детского труда, что сказывается и на школьниках. Исследования психологов и педагогов показали, что труд имеет воспитательное значение в подростковом возрасте только тогда, когда он соответственно организован, в частности, когда он является общественно полезным, коллективным, творческим, интересным и посильным для подростка.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |