Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковый период. Противоречия возраста

 

Являясь ведущей деятельностью, эмоциональное общение со сверстниками оказывает огромное влия­ние на содержание развития подростка. Это значение обусловлено, прежде всего, функциями сообщества сверстников. Можно отметить три основные функции:

1) воспитательная функция заключается в воздействии бескомпромиссного мнения товарищей на его самооценку и самоотношение.

Андре Моруа писал: «Школьные товарищи – лучшие воспитатели, ибо они безжалостны».

2) информационная функция заключается в том, что сообщество сверстников является для подростка каналом получе­ния специфической информации. Подросток не всегда готов обсуждать со взрослым интимные вопросы.

3) функция эмоционального контакта в сообществе сверстников реали­зуется эмоциональное единение, обусловленное общ­ностью интересов, отношений, эмоционального реагирования на ситуации.

Указанные функции делают об­щение со сверстниками притягательным; чрезвычай­но важным для лично­стного формирования подростка. В обобщенном виде можно сказать, что в межличностном общении со сверстниками у подростка формируется социальное сознание, которое интериоризуясь, становится само­сознанием.

Внешние проявления поведения подростков весьма противоречивы. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует с лихора­дочной сменой приятелей. Подростки чрезвы­чайно требовательны к проявлениям верности и пре­данности в дружбе, всякие недомолвки расценивают­ся ими как предательство и переживаются очень тя­жело.

Общаясь с друзьями, подростки активно осваива­ют нормы, цели, средства социального поведения, проходят «школу социализации». Большую роль в со­циализации играет вхождение в сообщество сверстников, проходящее через следующие фазы:

Ø адаптация – на этой стадии подросток при­сматривается, узнает правила поведения, зна­комится с системой ценностей новой для себя группы; продолжительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей и отношения «к новеньким» в данной группе;

Ø индивидуализация – подросток «заявляет» о себе, проявляет свои особенности характера, способности, ценностные ориентиры и т.д.;

Ø интеграция – общность или принимает подро­стка и тогда происходит «слияние» с ней, или не принимает.

Впервые описавший подростковый возраст Стен­ли Холл назвал его периодом «бури и натиска». Со­держание подросткового периода он определил как кризис самосознания, преодолев который, человек ста­новится индивидуальностью.

Другой исследователь Э. Штерн, расценивавший подростковый период как важнейший этап формиро­вания личности, утверждал, что тип формирующейся личности и индивидуальности зависит от выбора базальной ценности. Следуя этой логике, он описал шесть возможных личностных типов, оформление которых происходит уже в подростничестве:

· теоретический тип – ориентирован на цен­ность познания;

· эстетический тип – устремлен в мир прекрас­ного, всецело отдаваясь силе и воздействию мгновения;

· экономический тип – его основная ценность – польза, прибыль, достаток;

· социальный тип – его высшая ценность – об­щение, отношения, другие люди;

· политический тип – устремленный во власть, доминирование, управление и оказание влия­ния;

· религиозный тип – ищущий смысл жизни, стре­мящийся ее объяснить и устроить по законам справедливости.

Конечно, большинство личностных типов форми­руются как комбинирование из нескольких. Однако, существенно, что типовое дифференцирование проис­ходит в подростковом возрасте, что дополняет его пси­хологическую значимость.

 

К началу подросткового периода создаются усло­вия для сложных отношений между двумя системами общения ребенка – со взрослыми и товарищами, сверстниками. Перво­причина этого – принципиально разное положение ребенка в этих двух системах. В отношениях со взрослыми он занимает неравноправное положение, которое зафиксировано в морали послушания для детей. В отношениях с товарищами – сверстни­ками он находится в положении принципиального равенства, которое, с одной стороны, тождественно положению взрослого в мире взрослых и будущему положению ребенка в их мире, а с другой – оно является источником элементов сотрудничества детей в разных видах деятельности.

Таким образом, к началу подросткового возраста складыва­ется парадоксальная ситуация: отношения ребенка со сверстни­ками и особенно с друзьями уже строятся на некоторых важных нормах взрослой морали равенства, а основой его отношений со взрослыми продолжает оставаться особая детская мораль по­слушания.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие познавательных процессов у подростков | Чувство взрослости как стержневое новообразование личности подростка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.