КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковый период. Противоречия возраста
Являясь ведущей деятельностью, эмоциональное общение со сверстниками оказывает огромное влияние на содержание развития подростка. Это значение обусловлено, прежде всего, функциями сообщества сверстников. Можно отметить три основные функции: 1) воспитательная функция заключается в воздействии бескомпромиссного мнения товарищей на его самооценку и самоотношение. Андре Моруа писал: «Школьные товарищи – лучшие воспитатели, ибо они безжалостны». 2) информационная функция заключается в том, что сообщество сверстников является для подростка каналом получения специфической информации. Подросток не всегда готов обсуждать со взрослым интимные вопросы. 3) функция эмоционального контакта в сообществе сверстников реализуется эмоциональное единение, обусловленное общностью интересов, отношений, эмоционального реагирования на ситуации. Указанные функции делают общение со сверстниками притягательным; чрезвычайно важным для личностного формирования подростка. В обобщенном виде можно сказать, что в межличностном общении со сверстниками у подростка формируется социальное сознание, которое интериоризуясь, становится самосознанием. Внешние проявления поведения подростков весьма противоречивы. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует с лихорадочной сменой приятелей. Подростки чрезвычайно требовательны к проявлениям верности и преданности в дружбе, всякие недомолвки расцениваются ими как предательство и переживаются очень тяжело. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, проходят «школу социализации». Большую роль в социализации играет вхождение в сообщество сверстников, проходящее через следующие фазы: Ø адаптация – на этой стадии подросток присматривается, узнает правила поведения, знакомится с системой ценностей новой для себя группы; продолжительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей и отношения «к новеньким» в данной группе; Ø индивидуализация – подросток «заявляет» о себе, проявляет свои особенности характера, способности, ценностные ориентиры и т.д.; Ø интеграция – общность или принимает подростка и тогда происходит «слияние» с ней, или не принимает. Впервые описавший подростковый возраст Стенли Холл назвал его периодом «бури и натиска». Содержание подросткового периода он определил как кризис самосознания, преодолев который, человек становится индивидуальностью. Другой исследователь Э. Штерн, расценивавший подростковый период как важнейший этап формирования личности, утверждал, что тип формирующейся личности и индивидуальности зависит от выбора базальной ценности. Следуя этой логике, он описал шесть возможных личностных типов, оформление которых происходит уже в подростничестве: · теоретический тип – ориентирован на ценность познания; · эстетический тип – устремлен в мир прекрасного, всецело отдаваясь силе и воздействию мгновения; · экономический тип – его основная ценность – польза, прибыль, достаток; · социальный тип – его высшая ценность – общение, отношения, другие люди; · политический тип – устремленный во власть, доминирование, управление и оказание влияния; · религиозный тип – ищущий смысл жизни, стремящийся ее объяснить и устроить по законам справедливости. Конечно, большинство личностных типов формируются как комбинирование из нескольких. Однако, существенно, что типовое дифференцирование происходит в подростковом возрасте, что дополняет его психологическую значимость.
К началу подросткового периода создаются условия для сложных отношений между двумя системами общения ребенка – со взрослыми и товарищами, сверстниками. Первопричина этого – принципиально разное положение ребенка в этих двух системах. В отношениях со взрослыми он занимает неравноправное положение, которое зафиксировано в морали послушания для детей. В отношениях с товарищами – сверстниками он находится в положении принципиального равенства, которое, с одной стороны, тождественно положению взрослого в мире взрослых и будущему положению ребенка в их мире, а с другой – оно является источником элементов сотрудничества детей в разных видах деятельности. Таким образом, к началу подросткового возраста складывается парадоксальная ситуация: отношения ребенка со сверстниками и особенно с друзьями уже строятся на некоторых важных нормах взрослой морали равенства, а основой его отношений со взрослыми продолжает оставаться особая детская мораль послушания.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |