Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие самосознания. Формирование самооценки подростка. Возникновение и оформление нравственных убеждений и нравственного мировоззрения

 

Вступление ребенка в подростковый период знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. У подростка начинает фор­мироваться позиция взрослого человека, которая питается раз­вивающимся чувством взрослости и признанием взрослости подростка другими людьми. По­явление такой позиции означает, что подросток субъективно уже вступил в новые от­ношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. Подросток активно присваивает эти ценности. Они составляют новое содержание его сознания, существуют как цели и мотивы поведения и деятельности, как требования к себе и другим, как критерии оценок и самооценки. По содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь (по оп­ределению Л.С. Выготского).

Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размыш­лений о себе – характерная особенность детей подросткового возраста. Потребность осознать свои особенности и недостатки возникает из необходимости ответить на предъявляемые други­ми людьми и собственные требования, урегулировать отношения с окружающими. К анализу своей личности подросток обраща­ется как к средству, необходимому для организации взаимоот­ношений и деятельности, для достижения лично значимых задач в настоящем и будущем. Условием этого выступает знание себя. Особое внимание к своим недостаткам сохраняется на протяжении всего подросткового возраста; у многих недовольство собой возрастает. Размышления подростка о себе имеют пред­намеренный характер, расцениваются им как необходимые. Важнейший стимул возникновения у подростка размышлений о себе – его потребность занимать уважаемое положение в кру­гу сверстников и стремление найти близких товарищей, друга.

Большинство подростков одновременно равняются на не­скольких человек, т.е. желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей: у одного человека мыс­ленно заимствуются одни качества, у другого – другие или сход­ные с первыми и т.д. Подростки равняются на взрослых, ребят старше себя и сверстников, при­чем сверстники занимают очень большое место. Среди образцов преобладают реальные люди, а не литературные герои. Две группы качеств занимают доминирующее положение:

–– нравственные качест­ва (большое место занимают товарищеские качества);

–– качества мужественности (волевые).

Общение с товарищами и друзьями очень существенно для развития у подростка средств познания другого человека и себя, для формирования у него представления о себе. Благодаря участию в обсуждениях формируется умение выделять, сравнивать и оценивать нравственное содержание, мотивы, цели и последствия поступков, видеть и осознавать пра­вильность и ошибочность оценок, суждений, доказательств, как собственных, так и других участников обсуждения. Все это нуж­но для понимания и правильной оценки другого человека и себя.

В подростковом возрасте представле­ние о себе расширяется и углубляется, возрастает самостоя­тельность в суждениях о себе, но ребята очень различаются по степени знания себя и адекватности самооценки. У многих под­ростков самооценка некоторых качеств завышена и уровень притязаний выше реальных возможностей.

У подростка ярко выражена потребность в высокой оценке и хорошем отношении окружающих. Именно поэтому он очень чувствителен к оценкам его качеств и возможностей, к успеху и неуспеху, стремится показать себя с лучшей стороны, заслу­жить одобрение, особенно тех людей, отношение и мнение кото­рых имеют для него большое значение. Так называемое само­утверждение подростка может проявляться в очень разнообраз­ных формах.

Особенность подростка — забота о собственной самостоя­тельности. С возрастом сфера претензий на самостоятельность интенсивно расширяется. Они касаются не только конкретных действий и поступков, но и некоторых выборов, мне­ний. Подростку хочется быть в представлении других людей и в собственных глазах человеком, который имеет свое «Я». В подростковом возрасте начинается формирование собственной позиции по некоторым проблемам, прежде всего морально-этическим.

Важней­шим моментом развития личности в подростковом перио­де является то, что предметом деятельности подростка становится он сам: в одном он себя сдерживает, другое ломает, третье создает заново. Он начинает сам воздействовать на себя, сам создавать себя, ориентируясь на определенные образцы, лично значимые задачи и цели. Появление такой устрем­ленности и деятельности, направленной на изменение себя, специфично для подросткового периода и означает переход на качественно новый этап в разви­тии личности.

Одна из важнейших особенностей подросткового возраста – развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.

У подростка могут наблюдаться и некоторые нарушения поведения – акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрез­мерно усилены, акцентированы, заметны. Такое уси­ление отдельных проявлений характера делает чело­века избирательно уязвимым к отдельным психоген­ным воздействиям, сохраняя его устойчивость к другим.

Обычно акцентуации развиваются в период ста­новления характера и сглаживаются по мере взросле­ния. Социальная дезадапта­ция при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую.

Явная акцентуация относится к крайним вариан­там нормы: она заметна, обращает на себя внимание, создает проблемы в отношениях.

Скрытая акцентуация проявляется лишь в конфликт­ных стрессогенных ситуациях. В обы­денных же условиях акцентуированные черты выраже­ны слабо, даже могут не проявляться совсем.

Выделяют следующие виды проявления акцентуаций характеров у подростков: гипертимная, циклоидная, лабильная, астено-невротическая, психастеническая, шизоидная, эпилептоидная, истероидная, неустойчивая, конформная, смешанная.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Чувство взрослости как стержневое новообразование личности подростка | Общая характеристика юности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.