КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие самосознания. Формирование самооценки подростка. Возникновение и оформление нравственных убеждений и нравственного мировоззрения
Вступление ребенка в подростковый период знаменуется качественным сдвигом в развитии самосознания. У подростка начинает формироваться позиция взрослого человека, которая питается развивающимся чувством взрослости и признанием взрослости подростка другими людьми. Появление такой позиции означает, что подросток субъективно уже вступил в новые отношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. Подросток активно присваивает эти ценности. Они составляют новое содержание его сознания, существуют как цели и мотивы поведения и деятельности, как требования к себе и другим, как критерии оценок и самооценки. По содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь (по определению Л.С. Выготского). Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе – характерная особенность детей подросткового возраста. Потребность осознать свои особенности и недостатки возникает из необходимости ответить на предъявляемые другими людьми и собственные требования, урегулировать отношения с окружающими. К анализу своей личности подросток обращается как к средству, необходимому для организации взаимоотношений и деятельности, для достижения лично значимых задач в настоящем и будущем. Условием этого выступает знание себя. Особое внимание к своим недостаткам сохраняется на протяжении всего подросткового возраста; у многих недовольство собой возрастает. Размышления подростка о себе имеют преднамеренный характер, расцениваются им как необходимые. Важнейший стимул возникновения у подростка размышлений о себе – его потребность занимать уважаемое положение в кругу сверстников и стремление найти близких товарищей, друга. Большинство подростков одновременно равняются на нескольких человек, т.е. желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей: у одного человека мысленно заимствуются одни качества, у другого – другие или сходные с первыми и т.д. Подростки равняются на взрослых, ребят старше себя и сверстников, причем сверстники занимают очень большое место. Среди образцов преобладают реальные люди, а не литературные герои. Две группы качеств занимают доминирующее положение: –– нравственные качества (большое место занимают товарищеские качества); –– качества мужественности (волевые). Общение с товарищами и друзьями очень существенно для развития у подростка средств познания другого человека и себя, для формирования у него представления о себе. Благодаря участию в обсуждениях формируется умение выделять, сравнивать и оценивать нравственное содержание, мотивы, цели и последствия поступков, видеть и осознавать правильность и ошибочность оценок, суждений, доказательств, как собственных, так и других участников обсуждения. Все это нужно для понимания и правильной оценки другого человека и себя. В подростковом возрасте представление о себе расширяется и углубляется, возрастает самостоятельность в суждениях о себе, но ребята очень различаются по степени знания себя и адекватности самооценки. У многих подростков самооценка некоторых качеств завышена и уровень притязаний выше реальных возможностей. У подростка ярко выражена потребность в высокой оценке и хорошем отношении окружающих. Именно поэтому он очень чувствителен к оценкам его качеств и возможностей, к успеху и неуспеху, стремится показать себя с лучшей стороны, заслужить одобрение, особенно тех людей, отношение и мнение которых имеют для него большое значение. Так называемое самоутверждение подростка может проявляться в очень разнообразных формах. Особенность подростка — забота о собственной самостоятельности. С возрастом сфера претензий на самостоятельность интенсивно расширяется. Они касаются не только конкретных действий и поступков, но и некоторых выборов, мнений. Подростку хочется быть в представлении других людей и в собственных глазах человеком, который имеет свое «Я». В подростковом возрасте начинается формирование собственной позиции по некоторым проблемам, прежде всего морально-этическим. Важнейшим моментом развития личности в подростковом периоде является то, что предметом деятельности подростка становится он сам: в одном он себя сдерживает, другое ломает, третье создает заново. Он начинает сам воздействовать на себя, сам создавать себя, ориентируясь на определенные образцы, лично значимые задачи и цели. Появление такой устремленности и деятельности, направленной на изменение себя, специфично для подросткового периода и означает переход на качественно новый этап в развитии личности. Одна из важнейших особенностей подросткового возраста – развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. У подростка могут наблюдаться и некоторые нарушения поведения – акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, акцентированы, заметны. Такое усиление отдельных проявлений характера делает человека избирательно уязвимым к отдельным психогенным воздействиям, сохраняя его устойчивость к другим. Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются по мере взросления. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной. В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы: она заметна, обращает на себя внимание, создает проблемы в отношениях. Скрытая акцентуация проявляется лишь в конфликтных стрессогенных ситуациях. В обыденных же условиях акцентуированные черты выражены слабо, даже могут не проявляться совсем. Выделяют следующие виды проявления акцентуаций характеров у подростков: гипертимная, циклоидная, лабильная, астено-невротическая, психастеническая, шизоидная, эпилептоидная, истероидная, неустойчивая, конформная, смешанная.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |