Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Организационно-правовое строение муниципальной службы




Часть 2. Муниципальная служба

1. Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации.

2. Принципы муниципальной службы.

3. Особенности муниципальной службы как вида профессиональной деятельности.

4. Взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службой.

 

1. Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации.

Деятельность по непосредственной реализации полномочий органов местного самоуправления осуществляют муниципальные служащие. Муниципальная служба – относительно новый вид службы для нашей страны. Как известно, в СССР не существовало местного самоуправления как самостоятельного правового и социального института. Управление на местном уровне осуществлялось органами местного государственного управления, сотрудники которых являлись, соответственно, государственными служащими.

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ.

Правовое регулирование муниципальной службы осуществляется на трех уровнях: федеральном, субъектов Российской Федерации и муниципальном.

В первую очередь законодательство о муниципальной службе основывается на Конституции РФ. Конституция не содержит статей, непосредственно касающихся муниципальной службы, однако в ней содержаться принципы, которые должны быть положены в основу организации и функционирования муниципальной службы.

Определяющим выступает принцип демократизма (Конституция РФ, ст. 1. п. 1), который устанавливает, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Следующая ступень федерального уровня правого регулирования муниципальной службы представлена Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Базовым законодательным актом для всей муниципальной службы является Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Предметом регулирования Федерального закона № 25-ФЗ являются порядок поступления на муниципальную службу, особенности ее прохождения, а также условия прекращения служебных отношений.

В соответствии с федеральным законом муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

К числу подзаконных актов, регулирующих вопросы муниципальной службы, относятся указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Так, например, в целях упорядочения предоставления государственными и муниципальными служащими сведений о доходах и имуществе был принят Указ Президента РФ от 15.05.1997 г. № 484 «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе».

Правотворчество субъектов РФ в сфере регулирования муниципальной службы развивается весьма динамично, субъекты самостоятельно регулируют достаточно большой спектр вопросов, связанных с муниципальной службой: реестры муниципальных должностей, денежное содержание муниципальных служащих, порядок поступления и прохождения муниципальной службы, квалификационные требования к замещению должностей и целый ряд других вопросов. Законом Саратовской области от 2 августа 2007 года № 157-ЗСО «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области» установлены:

· Реестр должностей муниципальной службы в Саратовской области,

· Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы области,

· Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы области,

· Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту,

· Типовое положение о проведении аттестации муниципальных служащих области.

Важная роль в организации муниципальной службы отводится муниципальным правовым актам. В систему муниципальных правовых актов входят:

- устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

- нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

- правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

2. Принципы муниципальной службы.

Муниципальная служба основана на следующих основных принципах, закрепляемых Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации»:

1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Он основывается на ст. 2 Конституции РФ, которая гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Более того, исходя из содержания ст. 18 Конституции РФ, именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

2) принцип равного доступа граждан к муниципальной службе основан на конституционных положениях о равноправии граждан: граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления, в том числе и право на равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, при­надлежности к общественным объединениям.

3) принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих. Муниципальная служба является профессиональной деятельностью, требующей для своего осуществления специальных знаний и навыков. Реализации данного принципа должны способствовать закрепляемые законодательством требования, предъявляемые к уровню и виду образования, профессиональному стажу, знаниям и навыкам лиц, претендующих на занятие должности муниципальной службы. Повышению профессионализма и компетентности муниципальных служащих должна способствовать профессиональная переподготовка служащих.

4) принцип стабильности муниципальной службы является необходимым условием функционирования данного института. Только в условиях стабильности и уверенности в своем завтрашнем дне муниципальный служащий может эффективно исполнять свои функции.

5) принцип доступности информации о деятельности мунципальных служащих основывается прежде всего на ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации: «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

6) принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами основывается на том факте, что муниципальная служба не противопоставляется гражданскому обществу, а напротив, тесно взаимодействует с ним. На это и направлен принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.

В тоже время следует помнить, что муниципальные служащие должны быть всегда независимы от политических партий, движений и иных общественных объединений и организаций. При исполнении служебных обязанностей они не вправе руководствоваться решениями каких-либо партий, политических общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

7) принцип единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций. Данный принцип отражает особенности правового регулирования муниципальной службы, осуществляемого не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ, а также муниципальных образований, что позволяет в полной мере учитывать при организации муниципальной службы, ее регулировании исторические и иные местные традиции.

8) принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих призван обеспечить стабильность кадров в органах местного самоуправления, а также защитить муниципальных служащих от политической конъюнктуры, от произвола руководителя, гарантировать муниципальному служащему соответствующие условия работы, пенсионное обеспечение и т.д.

9) принцип ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей выражается, с одной стороны в повышении их личной ответственности за порученное дело, с другой – в возможности применения к ним санкций дисциплинарного, материального и иного характера.

10) принцип внепартийности муниципальной службы имеет целью не допустить перехода муниципальной службы под контроль политических организаций. При этом следует отметить, что муниципальные служащие могут быть членами политических партий, но не имеют право использовать свое служебное положение в интересах политических партий, а также образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий.

 

3. Особенности муниципальной службы как вида профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность муниципальных служащих связана с выполнением исполнительно-распорядительных, административных, информационно-аналитических и других функций.

Основными отличительными особенностями муниципальной службы от других видов деятельности являются:

- муниципальная служба осуществляется в органах местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют:

- представительный орган муниципального образования;

- глава муниципального образования;

- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

- контрольный орган муниципального образования;

- иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Муниципальные предприятия и учреждения не входят в структуру органов местного самоуправления, соответственно лица, осуществляющие свою профессиональную деятельность в указанных учреждениях, не состоят на муниципальной службе и не являются по статусу муниципальными служащими.

- муниципальная служба осуществляется в аппарате избирательной комиссии муниципального образования. Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

- муниципальная служба осуществляется на должностях муниципальной службы. Структура должностей органов местного самоуправления представлена следующими видами: выборные должности, должности муниципальной службы, должности технического обеспечения деятельности органа МСУ. К выборным муниципальным должностям Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесен:

а) депутаты - члены представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;

б) должностные лица местного самоуправления - выборные лица, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

в) выборные должностные лица местного самоуправления - должностные лица местного самоуправления, избираемые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;

д) члены выборного органа местного самоуправления - выборные должностные лица органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

Лица, осуществляющие деятельность на выборных должностях не состоят на муниципальной службе и не являются муниципальными служащими.

- муниципальная служба функционирует в сфере публичной власти и является публично-властной деятельностью. Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, российской системы народовластия. В тоже время местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется Конституцией РФ как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения жизнедеятельности муниципального образования.

- муниципальная служба является социальным институтом и отличается социальным характером функционирования. Социальные цели муниципальной службы обусловлены характером задач муниципального образования, связанных с необходимостью удовлетворения общих материальных и духовных потребностей в сфере образования, здравоохранения, занятости, социальными приоритетами в повседневной деятельности.

Согласно Федеральному закону от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование.

Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальным образованием признается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения[12].

Территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов.

Представителем нанимателя (работодатель) является глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Представителем нанимателя (работодателем) также может быть руководитель органа местного самоуправления:

- представительного органа муниципального образования;

- местной администрации (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

- контрольного органа муниципального образования;

- иных органов местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Представителем нанимателя (работодателем) может быть председатель избирательной комиссии муниципального образования, которая не входит в структуру органов местного самоуправления.

Полномочия исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) могут быть переданы иному лицу. Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ не определен круг лиц, которые могут быть наделены полномочиями представителя нанимателя, а также не определен порядок передачи (наделения) этими полномочиями.

 

4. Взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службой.

Муниципальная служба имеет достаточно много общего с государственной гражданской службой, так как основной целью функционирования государственной гражданской и муниципальной службы является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Оба эти вида публичной службы, обеспечивая властные полномочия и управленческие функции, осуществляются на профессиональной основе кадровым корпусом государственных и муниципальных служащих, имеющих по своей природе немало общего и особенного.

В то же время между этими двумя видами служебной деятельности имеются и различия. Задачами государственной службы является реализация общегосударственных функций, в то время как задачами муниципальной – решение вопросов местного значения. Государственный служащий осуществляет свои полномочия от имени и по поручению государства, в то время как муниципальный – от имени и по поручению муниципального образования. Существуют также различия в полномочиях государственных и муниципальных служащих, источниках финансирования государственной и муниципальной службы.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Необходимо отметить, что муниципальными служащими могут быть не только граждане Российской Федерации, но граждане иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе.

Правовой статус муниципального служащего и правовой статус государственного гражданского служащего имеют ряд общих черт. Вместе с тем правовой статус муниципального служащего имеет и свои особенности, обусловленные спецификой муниципальной деятельности.

Правовой статус муниципального служащего устанавливается федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В отличие от ранее действовавшего Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», новый закон четко устанавливает основные права (ст. 11) и обязанности (ст. 12) муниципальных служащих. Они обычно также фиксируются в законах субъектов Российской Федерации. Вместе с тем Уставы муниципальных образований и иные муниципальные нормативные правовые акты могут наделять муниципальных служащих дополнительными правами и устанавливать дополнительные обязанности.

Особенности правосубъектности муниципальных служащих предопределяются тем, что их трудовая деятельность регулируется нормами как трудового, так и муниципального права. Часть 2 ст. 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» прямо указывает, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом. Эти особенности касаются, в частности, поступления на муниципальную службу, прекращения муниципально-служебных отношений, разрешения коллективных трудовых споров на муниципальной службе и др. Нормы законодательства о муниципальной службе носят специальный характер по сравнению с нормами трудового законодательства, следовательно, в отношении муниципальных служащих имеют приоритет над последними.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.