Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о севообороте

План лекции

Тема 3.1. Севообороты в питомнике и их назначение

1. Понятие о севообороте

2. Ротация и ротационные таблицы

 

Под севооборотом понимают процесс выращивания основных культур — посадочного материала для озеленения, прерываемый для поднятия плодородия почвы различного рода парами или выращиванием на этих же площадях других культур (трав, про­пашных культур).

Севообороты вносят систему в эксплуатацию земли, дают воз­можность получить ценные наблюдения, позволяющие улучшать выращивание растений и повышать их качество.

Так, бессменное выращивание одного вида всегда приводит к одностороннему истощению почвы, изменению ее кислотности, развитию специфических для вида болезней и вредителей, ослаб­лению деятельности полезных для растений и усилению воздей­ствия вредных для него микроорганизмов и грибов, развитию мно­голетних сорняков.

Роль севооборотов в борьбе с сорняками заключается в следу­ющем. Во-первых, при смене пород на участках изменяются усло­вия освещения, питания, способы и кратность культивации по­чвы, что способствует гибели многих специализированных сорня­ков. Во-вторых, включение паров — черных и сидеральных, а так­же занятых — делает борьбу с сорняками с помощью культива­ции более эффективной, так как проводится сплошная культива­ция с лучшим вычесыванием корневищных сорняков, особенно на черном пару. В-третьих, на паровых полях технологически про­ще и безопаснее для растений проводить борьбу с сорняками с помощью гербицидов. Применение гербицидов требует большой осторожности не только из-за их вредного воздействия на людей, но и на сами культивируемые растения. В период использования в качестве гер­бицида препарата симазин было выявлено, что древесные породы обладают разной чувствительностью к нему.

Имеются сельскохозяйственные культуры, мало реагирующие на бессменное выращивание на одном месте, — это картофель, хлопчатник и кукуруза, которые при внесении достаточного ко­личества удобрений дают хорошие урожаи.

В древесных питомниках в основном с многолетним выращи­ванием растений (от 2 до 6 лет в одном отделе) также стремятся не сажать одну и ту же породу постоянно на одном месте, а опре­деленным образом чередуют их. Но не всякое чередование пород приводит к хорошим результатам. Любой севооборот должен сохранять плодородие почвы, улуч­шать ее структуру, эффективность борьбы с сорняками. Сохране­нию плодородия почвы помогают в первую очередь мелиорация (известкование, гипсование) и внесение удобрений.

Однако севооборот, который предполагает не только смену полей основного производства (из-под деревьев и кустарников) полями пара, трав, но и чередование пород на одном и том же месте, т.е. чередование древесных культур — культурооборот, по­зволяет целесообразно использовать и максимально сохранить почвенное плодородие.

При чередовании основных культур последующие породы дол­жны использовать преимущества предшествующих им пород, так называемых предшественников. Так, после выращивания культур семейства бобовых, обогащающих почву азотом, нужно высажи­вать на их место культуры, требовательные к азоту (сирень, тама­рикс, вяз приземистый, рябину обыкновенную и др.). После по­род, истощающих почву, следует высаживать растения (конечно, после внесения удобрений), способствующие восстановлению пло­дородия: конский каштан, липы, клены, чубушники, т.е. надо учитывать характеристику пород по их способности влиять на пло­дородие почвы и по ценности для озеленения.

Бывает необходимо чередовать растения одной группы. Тогда чередование проводят с учетом выноса элементов питания поро­дами, а именно: сначала следует выращивать растения с большим выносом элементов питания, а затем с меньшим. Например, де­ревья, относящиеся к I группе, должны сменяться в следующем порядке: ясень обыкновенный, вяз гладкий, затем дубы черешчатый и красный, липы, клены и конский каштан; кустарники, относящиеся ко II группе, должны сменять друг друга в таком порядке: смородина, спирея японская, боярышники, чубушник пушистый и лигуструм.

Чередование пород учитывают как в культурообороте, так и при составлении общего севооборота для каждого отдела питом­ника — посевного отделения и школ.

Все растения, имеющие одинаковые сроки выращивания в дан­ном отделе и агротехнику формирования, объединяют в один се­вооборот — группу, для которой определяют необходимую для произрастания площадь из расчета площади питания на одно ра­стение. Участков, равных этой площади, отводится для этой груп­пы столько, сколько лет выращивается эта группа плюс один год или несколько лет. На этих «лишних» участках — полях — выра­щивают другие, не древесные культуры или используют их под пар. Количество полей определяют в соответствии с количеством лет выращивания потому, что питомник должен выпускать расте­ния ежегодно в определенном объеме как для озеленения, так и для закладки новых школ в этом же объеме.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мелиорация и планировка территории питомника | Тема 3.2. Обработка почвы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.