КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Афоризмы Конфуция: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другому», «Благородный муж – не инструмент»
Лекция 3. Многообразие философского знания. 1. Разделы и уровни философского знания. 2. Специфика философии. Философия и наука. 3. Школы и направления в философии.
Было дано определение философии, как целостного понимания отношения человека к миру. Исследования этого отношения предполагают изучение каждой из его сторон и способов их взаимодействия. Развернутая система философского знания включает: 1. Учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации – это онтология (ontos - бытие). 2. Учение о человеке, его природе и организации его деятельности – это антропология (antropos - человек). 3. Учение о познании, его основаниях, возможностях и границах – это гносеология. 4. Учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом – это социальная философия. 5. Учение о природе ценностей – это аксиология. К комплексу общего философского знания примыкают конкретные философские науки: 1) Этика – учение о нравственности. 2) Эстетика – учение о прекрасном, о художественном творчестве. 3) Логика – учение о правилах мышления. 4) Религия. Особая область – история философии, т.к. большинство философских проблем рассматривается в контексте предшествующего опыта их решения. Как правило, в творчестве конкретных философов не все разделы представлены одинаково полно. Кроме того, в отдельные периоды истории культуры разные разделы поочередно выходят на первый план. Понимание отношения человека к миру, общих законов реальности, собственной жизненной позиции может достигаться различными способами. Именно поэтому говорят об уровнях философского мышления, различающихся по степеням абстрактности и форме изложения. Обыденная философия на уровне практического мышления – это осознание принципов своей жизни, как проявления фундаментальных ценностей. Специфика философии: 1.Обыденная философия возникает у человека, когда он переходит от принятия отдельных решений по конкретному поводу к формулировке и оправданию своих жизненных принципов в целом. Нормативная форма философствования на этом уровне – афоризм. Афоризм – краткая содержательная формулировка некоторого тезиса. Например, надпись на перстне Соломона: «Все пройдет». В народном сознании формулировки такого типа – некоторые пословицы: «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними». Исторически такая форма философствования широко представлена в предфилософии и ранней философии, как основа для более высоких уровней философствования. 2.Философско-художественное мышление - это философские обобщения, выраженные в литературно-художественной форме. Это общая идея произведения, стоящая за изобразительным и сюжетным планом. Всякое художественно значимое произведение выходит на уровень осмысления общечеловеческих ценностей. Нормативная форма философствования на этом уровне – философско-художественный образ. Например, высказывание Гераклита: «Вселенная – это ребенок, играющий в кости», т.е. перебор вероятностей. 2а. Философские эссе, т.е. произведения, посвященные теоретическому анализу философских проблем и целенаправленные в художественной выразительной форме. Например, «Апология Сократа» - последняя речь Сократа, записанная Платоном. 4. Теоретическая философия – специализированная система знаний, вырабатываемая целенаправленной исследовательской деятельностью, осуществляемой профессионалами. Для теоретической философии необходимы опора на историко-философские традиции, последовательность рассуждения, высокие логические требования, в том числе точность выражения, недопустимость логических противоречий, аргументированность любого требования, использование категориального аппарата. Категории – это общие понятия, данные в области знания. Категориальный аппарат – это система терминов, принятых в данной области знания. Нормативная форма философствования – философская концепция. Заключение: философия в собственном смысле слова – это философия высоких уровней обобщения (см. 2а, 3). Именно на них философия является самостоятельным способом познания со своим предметом, методологией, философией культуры. Вопрос: на каком из этих уровней наиболее полно раскрывается сущность философии, цель ее существования? Ответы: 1. Сциентизм – направление, считающее, что адекватной формой философствования является только теоретическая философия, т.к. только она является строгой наукой. Теоретическая философия направлена как любая наука на выявление существенных закономерностей реальности и логического аппарата в первую очередь абстрагирования философии так же, как у других наук. Традиционный сциентизм оценивал философию, как «науку наук», т.е. главную науку, обобщающую данные всех остальных. Этот взгляд уходит в прошлое с возрастанием уровня общности конкретных наук. В связи с этим в ХХ веке имеет место выражение: ”Наука – сама себе философия ”. Современный сциентизм, например, философия лингвистического анализа, рассматривает философию, как коммуникативную науку, которая соотносит между собой другие области знания, уточняет и согласовывает терминологию, является резервуаром нерешенных проблем. 2. Антисциентизм – считает, что философия не должна быть научной и даже наукообразной. Наука – абстрактное знание на уровне общих истин. «Наука для всех, потому что они ни для кого в отдельности». Философия должна быть ориентирована на индивидуальное бытие, обращаться к мировоззрению личности, выстраивать не только логическую, но и ценностную аргументацию. Оба направления признают, что философские проблемы обладают определенной спецификой. Они затрагивают основы человеческого существования, следовательно, касаются всех. Это проблемы, которые могут быть решены на разных уровнях глубины. Отсюда возможность возвращения к философским проблемам на новых уровнях развития общества и личности. Это проблемы, решение которых частично зависит от жизненной позиции познающего субъекта, следовательно, предполагают разные варианты решения, возможность выбора.
Это обстоятельство также определяет многообразие философских школ и направлений. Философская школа (учение), созданная отдельным философом или группой единомышленников – это целостная концепция, охватывающая большинство разделов философского знания. Философское направление – совокупность философских учений, разделяющих общее принципиальное положение. Философское направление определяется по решению ключевых проблем.
Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию. Этот вопрос подразделяется на две части, которые называются «стороны основного вопроса философии». 1.Что первично – мышление или бытие? При ответе на этот вопрос возникают два направления: материализм и идеализм. Материализм говорит о том, что первично бытие, природа, материя. Идеализм считает, что первичны духовные факторы: а) высший разум - мировой дух, б) человеческий разум. 2. Познаваем ли мир? Возникает два направления: гносеологический оптимизм (что мир познаваем) и агностицизм (мир не познаваем).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |