Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Проблема бытия в философии Нового времени




1. Новый образ природы и рационального познания.

2. Дискуссии о субстанции и свойствах вещей.

 

Эпоха Возрождения началась в XIV веке в Италии и в XV-XVI веках повсеместно в Европе. В основе идеологии Возрождения лежит критика средневековой учености, попытка восстановления античной культуры, освобождение всех сфер культуры от формирующего влияния религии – секуляризация.

Первым проявлением секуляризации было возникновение нового образа Бога и его отношение к природе – пантеизм. Идея пантеизма: традиционная религия напрасно представляла Бога персонифицированным. Бог – это внутренний мировой порядок. Таким образом, пантеизм - это учение о единстве Бога и мира, отрицающее их существование, как отдельных противостоящих друг другу сущностей. Существует два варианта пантеизма: мистический и натуралистический.

Суть мистического пантеизма состоит в том, что природа священна, не постижима для человеческого разума, к ней нужно относится как к Богу, она требует религиозного поклонения.

Натуралистический пантеизм говорит о том, что к миру нужно относиться, как к Богу, которого мы стремимся познать. Это трактовка Бога, как внутреннего порядка, материи. Отношение к природе, как высшей и самодостаточной материи. Николай Кузацкий, Ж. Бруно – представители этого направления. Ж. Бруно: «Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во всем и повсюду, не вне и над… Природа есть Бог в вещах».

Пантеизм создает принципиально новую ситуацию для развития рационального познания:

1. Основным объектом изучения становится природа.

2. Природа рассматривается, как стабильная, организованная законами реальности. Следовательно, возможна последовательная и достоверная наука о природе.

3. Природа впервые признается бесконечной. Паскаль: «Пусть человек рассматривает природу в целом: Земля - это всего лишь точка, а ее орбита – всего лишь черточка, по сравнению с орбитами других планет. А затем пусть человек сравнит себя со всем этим».

Вывод: формируется идеология безграничного исследования природы. В XVII веке она соединяется с ценностными ориентациями нового, буржуазного общественного строя. Это важность создания нового преобразования творчества, индивидуальный характер судьбы человека, ценность земной жизни и практического успеха.

В религии в этот период формируется протестантизм. Его важная идея состоит в том, что Богу угодно полное и рациональное использование способностей каждого человека, служа Богу, человек должен добиваться успехов в земных делах. На этой основе формируется новая ориентация рационального познания: познание должно быть практически ориентированным и полезным, в отличие от античности, где знание – это игра разума, чистая наука, не имеющая никакого отношения к практическому использованию.

Ф. Бэкон: «Знание и могущество человека совпадают. Человек умеет и может столько, сколько знает и понимает». Как следствие из этого изменяется проблематика натурфилософии. Необходимо не столько выяснять отдаленные причины событий (традиционная задача метафизики), сколько дать их точное описание, выявить закономерности, найти количественные характеристики.

Ф. Бэкон (1561-1626гг.): философия должна быть исследованием природы, натурфилософией. Основной предмет исследования природы – это свойства вещей, например, ковкость, плотность, тяжесть, цвет. Бэкон называл их «природы вещей». Каждая вещь представляет собой совокупность простых «природ». Главная проблема понимания – причины или способы получения свойств. Чтобы решить ее, надо сравнить три ряда вещей: вещи, у которых это свойство есть, похожие вещи, у которых этого свойства нет, и вещи, у которых свойство выражено в разной степени.

Традиционные философские категории Бэкон определил по-своему: субстанция – это совокупность всех свойств, материя – это совокупность всех вещей, формы – причины свойств вещей. Свойства вещей обусловлены их внутренней структурой.

В дальнейшем развитии метафизики, как натурфилософии, можно выделить два направления:

- Развитие философии в единстве с естествознанием. Стремление создать общую, строгую и точную науку о природе. Борьба с отвлеченной метафизикой. Основные принципы концепции этого направления:

Механицизм – объяснение всех закономерностей в мире на основе законов механики. Трактовка любого природного объекта, человека и мира в целом как «естественного автомата».

Деизм - представление о том, что Бог создал мир, но после этого мир развивается исключительно по своим естественным законам.

Жесткий детерминизм (Лопласовский) – учение об абсолютности и однозначности причинно-следственных связей в мире.

Метафизика Декарта (картезианство) – отвергает традиционную метафизическую дилемму: что первично, бытие или сознание? Существует две субстанции – телесная и духовная – независимо друг от друга. Они соединены только в человеке, в шишковидной железе. Эти субстанции гармоничны и согласованы, благодаря изначальному становлению Бога. Главное свойство духовной субстанции – мышление, а телесной – протяженность.

Т. Гоббс: «Субстанции вообще не существует; есть только тела, и главные их свойства (атрибуты) – протяженность и фигура». Пространство и время Гоббс определяет, как порядок и протяженность вещей. Все в мире имеет причинно-следственные связи. Природа одна, и естественный порядок вещей ничем не нарушается.

В XVIII веке в философии Локка и французских материалистов (Гольфак, Дидро, Гельвеций) данное направление получает предельное выражение, приходит к атеизму.

- Второе направление восстанавливает в правах метафизику, отделяя ее от строгой, точной науки о природе. Паскаль: «Естествознание должно быть строгим и доказательным, опирающимся на математику, но необходима также метафизика, которая должна быть религиозной, т.к. человеку нужен живой творящий Бог».

Лейбниц: метафизика нужна для борьбы с атеизмом и для обоснования всякого знания, особенно научного. Основные понятия метафизики – это субстанция и Бог. Бог един, его атрибуты – могущество, знание, воля. Субстанция множественна и представляет собой совокупность единиц бытия. Сущность монад не физическая, а духовная, каждая монада уникальна. Следовательно, уникальна каждая вещь в природе.

Философское учение о множестве субстанций называется плюрализм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.