Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 12. Направления развития гносеологии




1. Логика, как гносеологическая дисциплина.

2. Методология, как гносеологическая дисциплина.

3. Герменевтика, как гносеологическая дисциплина.

 

Главная практическая задача гносеологии – совершенствование познания.

Основные гносеологические дисциплины рассматривают различные составляющие познавательного процесса.

Логика – самая первая из гносеологических дисциплин – наука о правилах мышления, возникла в античности. Аристотель разработал структуру научного текста. В нем должны быть: базовые определения, постановка проблемы, анализ исходных данных, гипотеза, аргументы, анализ возможных контраргументов. Аристотель сформулировал правила осуществления основных интеллектуальных операций. В его логике выделяются основные законы, наиболее важные требования к рассуждению.

1. Закон тождества – «невозможно ничего мыслить, если не мыслить всякий раз что-нибудь одно». Это требование постоянства оснований рассуждений, устойчивости значений используемых терминов.

2. Закон противоречия – «невозможно, чтобы противоречащие суждения вместе были истинными». Это требование согласованности.

3. Закон исключенного третьего – «не может быть ничего посредине между двумя противоречащими суждениями, необходимо либо утверждать, либо отрицать». Человек должен выбрать и выработать для себя определенные мнения – это требование определенности.

В XVII веке Лейбниц добавил к базовым законам логики еще один закон – закон достаточного основания: всякая мысль, чтобы быть признанной, должна быть подтверждена данными, истинность которых уже установлена, т.е. у человека должно быть рационально-критическое мнение. Это требование обоснованности.

В XIX веке с критикой логики Аристотеля выступил Гегель. Он называл эту логику формальной, отвлеченной, упрощенной. Познанию реальных вещей она не помогает, а только мешает.

Гегель о законах:

1. Тождество – абстрактное отношение, которого не существует в реальности. Двух одинаковых вещей в мире нет, и даже одна вещь сама себе не тождественна.

2. Вещам присущи противоречия – это способ их существования. Любая вещь существует, если между ее частями уравновешиваются силы притяжения и отталкивания. «Противоречие – есть критерий истинности, отсутствие противоречий – критерий заблуждения».

3. Истина не заключена ни в одном из противоположных высказываний об объекте, она в их синтезе, единстве.

4. В реальных отношениях явления причины и следствия всегда неоднозначны.

Гегель предложил новую логику, диалектическую, в которой основными законами должны стать основные законы диалектики:

1. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Характеризует механизм развития. Как идет развитие?

2. Закон единства и борьбы противоположностей. Почему идет развитие?

3. Закон отрицания отрицания. Куда идет развитие?

В настоящее время признаются обе логические системы, но их функции разделены. При осуществлении базовых логических операций используют логику Аристотеля. При комплексном исследовании сложных развивающихся систем учитываются требования диалектической логики.

 

Методология – учение о способах построения и развития систем знаний. Это конкретная последовательность приемов получения знаний. Социокультурная основа возникновения методологии – это появление ориентации на полезную науку, на обеспечение устойчивого прироста знания. Декарт: «Под методом я разумею простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное, и без излишней траты умственных сил постепенно и непрерывно увеличивает знание».

Общая идея методологии: весь познавательный процесс надо разложить на элементарные шаги и обосновать условия и способы перехода от одного этапа к другому.

К основным вариантам ранней методологии относятся индуктивный метод Бэкона, аналитический метод Декарта.

Ранняя методология включала также аналитический аспект, т.е. анализ помех познанию, источников ошибок и заблуждений. У Бэкона выделяется четыре класса «идолов» – источников заблуждений - «идолы» рода, пещеры, площади, театра.

Основное различие классической и современной методологии. Ранняя методология считала, что можно найти универсальный, единый для всех наук метод. Современная методология считает, что способ изучения очень сильно зависит от объекта и цели познания. Поэтому надо разрабатывать разные методы и обосновывать границы применимости каждого.

Уровни методологии:

1. всеобщие методы, как абстрактные принципы мышления.

2. Общелогические методы – абстрагирование, индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия.

3. Общенаучные методы – наблюдение, эксперимент, мысленный эксперимент, математическое моделирование, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы.

4. Конкретно-научные методы – приемы и процедуры исследования, используемые в отдельных науках.

5. Методики – способы реализации методов.

 

Герменевтика – наука о понимании. Изучает процессы передачи информации в познании, межсубъектные, междисциплинарные, межвременные. Герменевтика сложилась в ХХ веке, ее основатель Ганс Гадамер. Его предшественники Шлейермахер и Дильтей. Герменевтика изучает процедуры, из которых складывается понимание и его этапы. При этом герменевтика выявляет основное противоречие процесса понимания. Понимание всегда выступает одновременно как основа и результат познания. Следовательно, освоение новой области знания – это не результат последовательного освоения одного за другим, а вхождение в герменевтический круг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.