Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 15. Средства и результаты познавательной деятельности

1. Стороны познавательной деятельности.

2. Истина в познании.

 

Познание человека протекает в двух основных формах, которые мы рассматриваем, как стороны познавательной деятельности: и чувственное познание рациональное познание.

Чувственное познание – непосредственное получение информации через органы чувств и деятельность нервной системы. Сохранение и обработка знаний в реальности в виде наглядных образов.

Рациональное познание – абстрактно-логическое мышление; осмысление реальности обобщенными символическими знаковыми средствами.

Особенности человеческой познавательной деятельности связаны в основном со способностью к рациональному познанию. Чувственное познание примерно одинаково у людей и высших животных. Основные операции познавательной деятельности (различение, объединение данных, сопоставление) одинаковы для чувственного и рационального познания.

Основные формы чувственного познания – это ощущение, восприятие, представление. Ощущение – чувственное отражение отдельных сторон объекта. Восприятие – целостный образ объекта. Представление – сохранение целостного образа вне контакта с объектом и возможность его произвести.

Основные формы рационального познания – это понятие, суждение, умозаключение. Понятие – мысль об объекте, воспроизводящая в абстрактной форме некоторый предмет, явления, свойства, отношения. Суждение – мысль, устанавливающая связь понятий, может быть истинной или ложной. Умозаключение – это связь суждений, в которой из одних суждений выводятся другие – новые.

Одним из наиболее традиционных вопросов гносеологии был вопрос о возможностях и сравнительной достоверности чувственного и рационального познания. Этим занимались два направления.

Сенсуализм считал более важным и достоверным чувственное познание, т.к. именно оно непосредственно связано с реальностью, с опытом. Любое знание, в конечном счете, выведено из опыта и должно быть к некоторым проверяемым на опыте утверждениям. Иначе оно не имеет смысла. Сенсуалисты: Эпикур, Гальвеций, Гоббс, Локк, Фейербах.

Рационализм полагает, что рациональное познание - это не только обобщение чувственного опыта. Но имеет и другие основания. Только рациональное познание и разум дают достоверные результаты. Рационалисты: элеаты, Декарт, Лейбниц, Гегель.

В настоящее время ясно, что эти стороны познания неразделимы. Не только разум не может развиваться без чувственного опыта, но и чувственный опыт изначально уже организован разумом. Гегель: «Людям кажется, что они говорят только то, что видят, но это неверно: они бессознательно преобразуют увиденное с помощью понятий».

 

Проблема истины.

Аристотель дал классическое определение истины, как соответствия знания действительности.

Рассматривая философскую теорию истины, мы ставим два вопроса. Какие свойства знания определяют его истинность? Как отличить истину ото лжи или заблуждения? (В русской философии понятия «ложь» и «заблуждение» разграничил В. Соловьев. Заблуждение – когда человек ошибается не специально, не зная истины. Ложь – зная истину, специально отступить от нее).

По Аристотелю, утверждение или знание истинно, если оно фиксирует действительно происшедшее событие или действительно существующие отношения.

Но определение Аристотеля находит в философской традиции разные истолкования:

1. По-разному объясняется, что означает «соответствие». Истина – это характеристика только наших знаний, мыслей, а не предметов. Предметы материальны, мысли идеальны, следовательно, соответствие между ними должно быть совпадением объектов с принципиально разными способами существования.

2. По-разному раскрывается понятие «действительность», исходя из разных представлений о том, какая часть реальности обладает настоящим, подлинным существованием. Для материализма действительность – это объективная реальность, существующая не зависимо от человеческого сознания и отражающаяся в нем. Поэтому истина объективна, она определяется предметами объективного мира, а не мнениями людей. Истина не может быть различной. Для идеализма действительность – это духовная реальность. Истина и заблуждение разграничиваются в сфере сознания. С точки зрения объективного идеализма, действительность – это абстрактная духовная сущность, предшествующая существованию вещей. Например, у Платона истинно то, что соответствует эйдосам, а не вещам. Религиозные идеалистические направления признают действительным в полном смысле только Бога, поэтому истинно то, что соответствует его замыслам и воле. С точки зрения субъективного идеализма, несомненно, действителен лишь мир ощущений, восприятий. Беркли: «Быть – значит быть воспринимаемым; то, что за его пределами - гипотетично». Поэтому истинно только то, что соответствует нашему восприятию, согласуется с опытом.

 

Существует два направления этой базовой темы:

- Неопозитивизм (30-е гг. ХХ в.) – по-настоящему истинны только «протокольные предложения, фиксирующие «атомарные факты».

- Истинно то, что соответствует прежним знаниям и прежним данным, согласуется с общим представлением о реальности.

Иррационалистические направления трактуют внутренний мир человека, как поток эмоций, переживаний, волевых импульсов, поэтому истинно то, что вписывается в этот мир, позволяет его выразить и гармонизировать. Следовательно, нет истины для всех. Истина по-своему переживается и осмысливается разными людьми, она субъективна.

 

От определения истины зависит и решение вопроса о критериях истинности. В самом общем виде критерием истины является практика. Практика – это материальная преобразующая целенаправленная деятельность. Сущность критерия практики: на основе имеющихся у нас представлений, мы воздействуем на объект. Если результат воздействия, совпадает с ожидаемым, значит, наше представление было истинным. В науке форма существования практики – это опыт. Но в конкретном применении критерий практики ограничен существующим исторически уровнем развития практики, абстрактным характером некоторых теоретических областей. Поэтому различные философские направления предлагают и обосновывают еще ряд дополнительных критериев истины.

Логические критерии истины: соответствие законам логики, внутренняя непротиворечивость, целостность и системность теории, соответствие общим принципам и законам науки. Всю эту группу обосновывает философское направление – теория когеренций.

Ценностные критерии истины:

1. Истина – это то, с чем все согласны, или согласно большинство, то, что объединяет людей. (Теория общезначимости).

2. Истина – это то, что принято в результате договоренности, как удобная система описания. (Конвенционализм).

3. Истина – это то, что помогает человеку, приводит к практическому успеху. (Прагматизм).

4. Истина – это то, что важнее всего для человека, его жизненные ценности. (Экзистенциализм).

Эти критерии истины могут характеризовать не только истину, но и заблуждение.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 14. Предпосылки познания и его достоверность | Лекция 16. Виды познавательной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.